Старархитектор
- Архитектура
- Объект
информация:
-
что:
«Набережная Европы». Проект – победитель архитектурно-градостроительного конкурса; Башня «Федерация» (Москва-Сити); Бизнес-центр «Лангензипен»; Жилой комплекс «Дом у моря»; Офисный центр Бенуа на территории бывшей фабрики «Россия» -
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Марио Ботта ; Рафаэль Монео ; Дэвид Чипперфильд ; Сергей Чобан -
мастерская:
Tchoban Voss Architekten; СПИЧ
Россия дает карьерный рецепт: перед тем, как покорять столицу, пройдите жернова иных городов и добейтесь успеха там. Творческая траектория Сергея Чобана в контексте данной практики уникальна. Он въехал в Москву «на белом коне» из Германии, выиграв (совместно с Петером Швегером) конкурс на самый высокий небоскреб в Европе.
Начало строительства 340-метровой «Башни Федерация» в 2004 году и проект жилого комплекса «Дом у моря» на Крестовском острове Петербурга убедили архитектора вспомнить родину.
Выходец из профессорской семьи, Сергей Чобан в 1986 году отучился в Академии Художеств Петербурга. Не увидев путей для собственного развития в горбачевской России, уехал в Германию, прибывающую в состоянии эйфории от разрушения берлинской стены. В 1991 году Сергей поступает на службу в архитектурное бюро nps Architekten BDA в Гамбурге. Удача на чужбине явно сопутствует 35-летнему архитектору. В 1997 году он автор концепций фасада парфюмерной фабрики Fragrance и модернизации башни «Ява». Правда, нынешний Чобан склонен усматривать в ранних гамбургских работах черты ученичества, ведя отсчет серьезной профессиональной деятельности с проектов в Берлине, комплекса «Домакваре», кинотеатра «Кубикс», здания на Курфюрстендам. В немецкую столицу Сергей Чобан перебирается в 1996 года, возглавив берлинский офис бюро nps. Феноменальный, если вдуматься, личный успех представителя русской школы, и, кроме того, состоявшийся в той архитектурной Мекке, коей в 2000-е годы являлся Берлин. На знаковом для горожан площади Александрплатц Чобан реконструирует здание, построенное в 1931 году самим Петером Беренсом. По отношению к месту русский архитектор ведет себя весьма корректно, ничем не нарушив духа и не взорвав городскую среду, вписываясь туда идеально выверенной оболочкой фасада «Беролина-Хаус». Чобану вообще ближе принцип контакта нового объекта со сложившийся исторический контекст, в отличии от расшатывания среды, «перекрикивания» ее отдельными домами-скульптурами. Как человек, сформировавшийся на фоне петербургских фасадов, он много внимания уделяет этой теме, в частности в публичных лекциях. «Проектируя для России, обладающей уникальной архитектурно-художественной традицией, я, прежде всего, стараюсь найти ответ на не слишком простой вопрос развития, продолжения ее современными средствами», говорит Чобан. Второй излюбленный сюжет, взятый им уже из немецкого опыта, это внимание к архитектурной детали. В России обработка поверхности здания, по мнению Сергея, всегда была не на высоте. Так что западной звезде, вернувшейся домой, ничего другого не оставалось, как решительно исправить ситуацию нанесением орнамента на «большую» архитектуру.
Стеклографией с театральными костюмами дягилевских балетов (фотография на стекле) был украшен фасад «Дома Бенуа», бизнес-центра, спроектированного С.Чобаном на территории бывшего завода «Россия» в Петербурге. Двухметровые персонажи балета «Петрушка» долго вызывали дискуссию, и, тем не менее, архитектурную премию «Дом года» в 2009 году дом получил. Фасад другого питерского делового комплекса, «Лангензипен», трактовался в той же технологии как поле с мотивами гирлянд, амфор, колонн и атлантов. «Задачу делать здание красивым у нас никто не отнимал. Я ее решаю путем орнамента, принта. Это дает дому адрес, делает его узнаваемым», объясняет архитектор.
В экстерьерах и интерьерах «Византийского дома», элегантно вписанного Чобаном в квартал заповедной Москвы использована резьба по камню. Достоверные, по книгам собранные мотивы владимиро-суздальских, балканских и раннемосковских храмов сплошь покрыли фасады жилого комплекса в Гранатном переулке. Девелопер, президент «KFS-Group» работой доволен: «Это очень интересное здание. Мы рассчитываем общими усилиями создать настоящий шедевр архитектуры, в котором с использованием современных технологий будут воплощены лучшие исторические традиции древнерусского зодчества».
Столица Чобана приняла. Учрежденная здесь компания "Чобан и партнеры" три года назад объединилась с бюро "С.П.Проект", таким образом появилась мастерская "СПиЧ" (или «Speech»). При этом архитектор не ставил деятельности и в бюро nps, продолжая строить в Германии. Успех буквально преследует Чобана. Этой весной он выиграл очередной международный конкурс, где состязался с другими звездами от архитектуры, Марио Бота, Дэвидом Чипперфильдом, Рафаэлем Монео. Боролись за проект архитектурно-градостроительной концепции «Набережная Европы» для Петербурга.
Но Чобану и этого мало. С прошлого года выходит толстый двуязычный журнал «Speech». В редакции отсутствует отдел рекламы, зачем? издание целиком финансируется руководителями одноименной мастерской. Выход каждого номера, целиком посвященного насущной теме («орнамент» или «площадь») сопровождается хлебосольными вечеринками, куда Чобан собирает всю архитектурную тусовку Москвы.
Название: Архитектурная мастерская «СПиЧ»
Год основания: 2006
Руководители: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Павел Шабуров
Команда: Н. Гордюшин, А. Ильин, В. Казуль, Ю. Котляр,
Л. Макухина, И. Осокин, А. Перлич, А. Романов, Т. Столяров, И. Членов и др.