«У нас здесь Рай земной» (усадьба Новоспасское)
- Наследие
информация:
-
где:
Россия
Композитор Глинка родился в селе среди смоленских лесов. Дом, где провел детские годы «певец России» в конце XIXв. разобрали на доски и увезли. Усадьба была восстановлена только через столетие
Утро его появления на свет было ясным и солнечным. После первого крика новорожденного в зарослях сирени под окном запел соловей. Отец, капитан Иван Николаевич Глинка, вспоминал о том с досадой: «Вот и вышел скоморох!». Хотел, чтобы сын дипломатом стал.
Второй ребенок в семье, мальчик рос «мимозой» - болезненным недотрогой. Вскоре после его рождения умер Алёша, первенец Глинок. Отстранив неопытных родителей от воспитания Миши, этим процессом всецело занялась бабушка Фёкла Александровна. Сама кормилицу для внука выбирала, кутала независимо от времени года.
Нянька Авдотья пела ему народные песни. Выписанная из столицы гувернантка Варвара Федоровна Кламмер, помимо языков обучала игре на фортепиано. Крепостной музыкант давал уроки скрипки. Подыгрывая на флейте дворовым музыкантам дядюшки Афанасия Андреевича, маленький Глинка, в довольно раннем возрасте выказал превосходный музыкальный слух.
Медленно над лесами плыл звон, «глубокий, бархатный и ясный». Так звонили колокола храма, выстроенного дедом на крутом взгорке. Этот звон Миша настойчиво пытался воспроизвести дома с помощью тазов.
Дед композитора, Николай Алексеевич считался неординарной личностью. Не раз совершал паломничества к святым местам, интересовался духовной музыкой. Колокола для храма подбирал сам, и сам же нанимал искусных звонарей.
Здешний батюшка учил Мишу читать, он же поведал романтическую историю свадьбы его родителей. О том, как в мае 1802 г разобрав за собой мостики, жених с будущей свекровью увозили из соседней деревни Шмаково невесту, Евгению Андреевну Глинку, Еничку. Этому союзу, даже после разрешения духовенства, препятствовал ее брат и опекун. Причина - троюродное родство новобрачных.
Глинки – потомки старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 г отпочковалась ветвь смоленских дворян. Смоленская усадьба Новоспасское, в двадцати верстах от Ельни, а точнее Шатькова пустошь, как она первоначально называлась, перешла во владение Глинок в 1750 г.
По окончании войны 1812 г взамен старого дома, Иван Николаевич Глинка выстроит новый, двухэтажный, с портиком и колоннами. Стены 27 комнат будут обиты бархатом и бумажными обоями, потолки расписаны, полы устланы наборными паркетами изысканных рисунков. Повсюду засверкают хрустальные люстры, вертикальные зеркала в резных рамах красного дерева, изразцовые печи. В доме имелось даже два рояля.
Все тут затевалось с таким изяществом и вкусом, что, ежели, здание можно было перевезти в Петербург, то оно оказалось бы «не одним из последних».
Новоспасское - типичное дворянское гнездо первой половины XIX в. Помимо господского дома, тут имелись два флигеля, баня, оранжереи, сукновальня, мельница. Под балконом огромный луг открывал дальнюю панораму на каскад прудов с островком Муз и речку Десну. Какой-то неизвестный мастер садового искусства разбил в усадьбе большой пейзажный парк в английском духе. Небольшие группки деревьев свободно чередовались с полянками и маленькими цветочными лужайками. Повсюду попадались то какие-то беседки, то неожиданные мостики, то галереи. На лужайке перед домом прямо среди роз красовалась мраморная статуя Амура, оттого он и назывался - «Амуров лужок».
Иван Николаевич Глинка, поставив хозяйство на широкую ногу, занялся предпринимательством. Завел кирпичный, винокуренный, конный заводы, сукновальню, фетровую фабрику.
В 1817 г сына Мишу, выросшего по тогдашним понятиям в глуши, он отвез в столицу, и поместил в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Его воспитателем стал Вильгельм Кюхельбекер.
Дядюшка Миши, Иван Андреевич, часто наезжающий в Петербург, считался большим знатоком музыки. Он -то и ввёл племянника в музыкальное общество.
Еще в пансионе Глинка начинает брать уроки у петербургских пианистов, у итальянца учится пению, увлекается оперой. Роман с «прелестной сопрано» подтолкнул к первым опытам сочинительства.
По окончании пансиона Глинка получает место помощника секретаря в министерстве путей сообщения. Служба длится совсем не долго, всего каких-нибудь четыре года. Сильно расстроенное здоровье вынуждает Михаила Ивановича жить в теплом климате, в Германии и Италии. Не оставляя музыкальных занятий, он берет в европейских столицах уроки теории музыки и композиции, пользуясь случаем, знакомится с «великими»- Мендельсоном, Беллини, Доницетти.
По существу «певец России» так и остается консерваторий не кончавшим, великим дилетантом.
Покинув дом тринадцатилетним мальчиком, Глинка возвращается в милое родное Новоспасское, иногда на полгода, иногда на несколько дней. Здесь ему как-то хорошо работается. В доме он устраивает комнату, населенную певчими птицами. Там соловьи, скворцы свободно летают в окружении экзотических растений. Всюду, где бы Глинка не жил подолгу (в Петербурге, Париже, Севилье, Варшаве), у него были подобные «птичьи заведения».
«Грустно мне об Мише»: бесконечное число раз повторяется эта фраза в письмах матери. В марте 1834 г Евгения Андреевна овдовела. Сын, безусловно, приедет утешить «милую бесценную маменьку», но ведение огромного хозяйства так и останется на её плечах. Большой семье придется сократить расходы и жить экономнее. В семье было тринадцать детей.
Вскоре после свадьбы, Михаил Иванович с женой Марией Петровной Ивановой и тещей Луизой Карловной все лето 1835 г проводит в Новоспасском. Время было прекрасным, и, отворивши дверь в сад, композитор все дни работает над первой своей оперой.
После премьеры «Жизни за царя», 27 ноября 1836 г Глинка становится знаменитым. Автора зовут в императорскую ложу, царь жалует ему дорогой перстень... Друзья, и Пушкин в их числе, посвящают ему канон:
«Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка.
Веселись-ка Русь! Наш Глинка
Уж не Глинка, а фарфор!»
В 1837 г Михаил Иванович назначается капельмейстером Придворной певческой капеллы, с хорошим жалованьем, с прекрасной казенной квартирой.
Сентябрь 1839 г композитор, переживавший тяжелый разрыв с женой, проводит в Новоспасском: «У нас здесь рай земной, погода превосходная и, несмотря на то что осень, все еще зелено».
Глинке шел тридцать пятый год, когда он впервые увидел Екатерину Керн. Михаил Иванович часто бывал в Смольном: родная сестра Мария вышла замуж за заведующего хозяйством Смольного института. Старшая дочь «пушкинской музы», служила в Смольном классной дамой. «Она была нехороша собой. Нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице. Мой взор невольно останавливался на ней; ее ясные глаза, необыкновенно стройный стан, особенного рода прямота и достоинство, разлитые во всей ее особе, все более меня привлекали». Вскоре после первой встречи летом 1839 года, Глинка пишет светлый и поэтичный «Вальс-фантазию» и посвящает Екатерине Керн. За тем следует сочинение знаменитого романса «Я помню чудное мгновенье». Роман их расстраивается, возможно, из-за какого-то глупого недоразумения. Возможно…
Последний раз Глинка приезжает в родную усадьбу в 1847 г. После кончины матери в 1851 г он уже не находит в себе сил вернуться в опустевшее Новоспасское. Композитор живет то в Париже, то в Берлине, то в Варшаве. Но о судьбе имения беспокоится, желая, чтобы оно осталось в надёжных руках. Уповает на младшую сестру Ольгу, зная её привязанность к родному дому. Но в 1859 г она, в возрасте 34 лет скоропостижно умирает от дифтерита. Муж её, Николай Александрович Измаилов, дослужившийся до чина генерал-майора, имением заниматся не намерен. Он продает Новоспасское коломенскому купцу Ф.Т.Рыбакову, а тот разбирает дом с флигелями, и вывозит. В Коломне из добротной древесины строят военные казармы. А усадьбу и парк ждет разорение и упадок, продлившийся более века. Лишь в 1973 г начинается восстановление дома по архивным материалам. 27 мая 1982 г в селе Новоспасском открывается музей великого русского композитора.
Автор статьи Евгения Гершкович - номинант премии «Культурное наследие»