RSS
19.05.2009

На зависть султанам

  • Реставрация

информация:

Юбилей Царского Села состоится через год, но уже сейчас один за одним сдаются отреставрированные объекты. Недавно перед посетителями распахнул двери обновленный павильон Екатерининского парка "Вечерний зал", готовится к сдаче "Концертный зал", над которыми потрудились специалисты компании "Ресстрой", входящей в Союз реставраторов Санкт-Петербурга.

Завершается реставрация по-восточному яркого, роскошного павильона "Турецкая баня", в которой также активно участвуют специалисты профессионального сообщества. Реставрация этого павильона выполняется в рамках проекта "Экономическое развитие Санкт-Петербурга", финансируемого с участием средств кредита Мирового банка реконструкции и развития.

Госкомиссия, в которую вошли замминистра культуры РФ Андрей Бусыгин и глава петербургского КГИОП Вера Дементьева, отметила большой объем и высокое качество проделанной здесь работы. Уже сегодня павильон "Турецкая баня" можно сравнить с богатой восточной шкатулкой.

- Однако мыться здесь никто не будет. "Турецкая баня" - это мемориал победы России в войне с Турцией 1828-1829 годов. Здесь никогда не было ни водопровода, ни отопления, - рассказывает хранитель павильона Ирина Степаненко. - Зато были турецкие светильники, низкие диваны, ковры, кальяны, кофейная утварь... Все, чтобы создать атмосферу восточной неги и роскоши.

Надо сказать, что перед молодым талантливым зодчим Ипполитом Монигетти была поставлена нестандартная задача - использовать в убранстве трофеи, привезенные из Адрианополя, где в 1829 году Россия и Турция заключили мир. Это беломраморные детали внутренней отделки бани турецкой султанши с высеченными на них стихами, а также рукомойники, плиты, капители и базы колонн из владений султана. За основу Монигетти взял облик мечети - главного национального символа Турции. Мечеть поставил на небольшой мыс у пруда, символизирующего Черное море, где разворачивались главные военные сражения. Помещения спланировал по принципу бани, а интерьеры декорировал в мавританском стиле. Здесь изобилие цветной мраморной мозаики, орнаментальной лепки, живописи, позолоты. По стенам струятся "фонтаны слез", в центре главного купольного зала расположен бассейн, а свет поступает сверху, из цветных "иллюминаторов" (люкарн), вмонтированных в купол. Сегодня замыслы архитектора по большей части заново воплощены в жизнь. Работа длится три года, что не удивительно. Это один из немногих памятников архитектуры, комплексно ни разу не реставрировавшийся со времени постройки. Только специалисты музея и краеведы знали, какой жемчужиной была когда-то эта невзрачная, обветшалая постройка в Екатерининском парке, многие годы служившая лодочной станцией, а затем и вовсе пустовавшая из-за угрозы обрушения. - Фундамент и несущие элементы были в аварийном состоянии. Грунты под зданием размывались. Подвал был залит водой. Зимой в нем образовывалась ледяная линза, поднимающаяся над уровнем пола до полуметра. Она, в свою очередь, давила на основание изнутри. Так происходило не один десяток лет, - рассказывает генеральный директор фирмы-генподрядчика ООО ПСП "Рест-Арт" Игорь Воловода. - Реставрацию начали с того, что выпиливали лед и убирали завалы строительного мусора из подвала.

А потом боролись с последствиями войны. В стену рядом с декоративным минаретом попал снаряд, и со временем башня раскачалась до амплитуды 8 см. В случае урагана могла рухнуть и разрушить павильон. После долгих обследований пришли к выводу, что минарет придется полностью демонтировать. Разбирали его слоями, пронумеровывая каждый кирпич. Затем, заново изготовив недостающие и разрушенные формы, складывали в обратном порядке. - Мы укрепили берег и фундамент, устроили полную гидроизоляцию, отремонтировали несущие конструкции. Кирпичную кладку купола и сам купол отреставрировали, его стропильную систему полностью заменили. Штукатурку фасадов, тяги и русты также отреставрировали. Наша особая гордость в интерьерах - восстановленные мраморные полы с сохранившимися оригинальными вставками и колонны из искусственного мрамора, - говорит Игорь Воловода. - Все решения, даже самые оперативные, в обязательном порядке согласовывали с КГИОП и Научно-реставрационным советом ГМЗ "Царское Село". Специалисты КГИОП, где собраны богатые исторические и методологические знания, выбирали единственно верные и щадящие варианты.

Команду генподрядчик формировал очень тщательно, понимая, как серьезны поставленные задачи. Привлекли реставрационную фирму ООО "Сфера XXI век", специалистов других компаний, входящих в Союз реставраторов Санкт-Петербурга. Игорь Воловода уверен: настоящий реставратор должен знать историю здания, владеть старинными технологиями. Этому учит ленинградская - петербургская школа реставрации, традиции которой берегут мастера профессионального сообщества под руководством охранного комитета.

Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: