RSS
04.04.2006

Конкурс "Золотая капитель" и 10 лет новосибирской архитектуры (1996-2006)

  • Репортаж
  • конкурс
Римско-католический собор. Арх. В. Бородкин, Т. Петрова (1997). Римско-католический собор. Арх. В. Бородкин, Т. Петрова (1997).

информация:

  • где:
    Россия. Новосибирск

Александр Ложкин для сборника "История строительства в Новосибирске"

1996 год, когда в Новосибирске прошел первый сибирский смотр-конкурс в области градостроительства, архитектуры и дизайна, был худшим временем в истории архитектуры города. Слом советской системы проектно-строительного дела, создававшейся с начала 1930-х годов для обслуживания плановой экономики уже случился; новые, возродившиеся в конце 80-х персональные творческие мастерские и небольшие частные архитектурные бюро были еще слишком слабы.
Количество заказов исчислялось единицами, в городе штучно осваивали центральные площадки. Новосибирск - третий город в стране по числу работающих архитекторов, армия которых ежегодно пополняется выпускниками двух вузов; в условиях слабого строительного рынка заказчик диктовал проектировщикам условия, выбирая тех, кто дешево, быстро, без возражений и творческих мук выпускал комплекты проектной документации.
Слом системы проектно-строительного дела - это еще и отказ от господствовавших с середины 1950-х годов подходов, когда само архитектурное проектирование считалось в большинстве случаев излишним звеном в процессе и заменялось "привязкой" типовых проектов. Возник парадокс: с одной стороны, у руля строительных фирм стояли люди, для которых подобная ситуация была нормальной, привычной и единственно возможной. С другой стороны, в обществе за 40 лет господства такой идеологии накопилась невероятная усталость от технократичной обезличенной архитектуры. Частный бизнес сменил государство в роли заказчика; "частники" начала 90-х видели себя в роли "нового купечества", последователей прерванной революцией традиции. Подобной самоидентификации требовалась соответствующая архитектура, и она возникла в виде краснокирпичного стиля, черпающего истоки в городской эклектике начала ХХ века.
Не было других архитекторов, кроме тех, кто воспитан в советское время и прошел систему проектных институтов. Путы типового проектирования уже сброшены, но воспользоваться дарованной свободой архитекторы не могли. За краснокирпичными фасадами, украшенными башенками, шпилями, карнизами, фронтонами и арочными окнами, скрывались невнятные планировки и ущербные конструкции, произведенные по доставшимся в наследство от домостроительных комбинатов и трестов технологиям. Архитектура из проектирования среды обитания превратилась в декорирование фасадов. Архитекторы стали декораторами.
***
Мне кажется, что 90-е годы - естественный итог развития советской архитектуры. Падение началось не в 1991-м, когда резко сократился объем строительства и число заказов на проектирование. И даже не в 1964-м, когда Хрущев провозгласил новый архитектурный курс. Падение началось в 30-х годах: архитектура перестала быть частной практикой, "свободной профессией", превратившись в деталь огромной государственной машины, где архитекторы были лишь винтиками механизма. При разрушении тоталитарной системы, разрушилась и "государственная" профессия.
К 1996 году было достигнуто дно пропасти. Появление конкурса "Золотая капитель", как и случившееся в том же году рождение выставки "Арх Москва", появление журналов "Проект Россия" в Москве и "Neo" в Новосибирске, представляются попытками разных слоев архитектурного сообщества возродить профессию, собрать ее частицы, чудом пронесенные сквозь все годы. 1996 год - это еще и год, когда начали расти объемы строительства; бизнес поднялся на ноги и потребовал пространства для своей жизнедеятельности.
На первый конкурс архитекторы собрали всё, что было в закромах. Огромное число объектов, почти все из Новосибирска. Значительная их часть была запроектирована задолго до конкурса: центр "Сибирь-Хокайдо" (архитектор В. Семушкин, диплом), Дом охотника (А. Фомин, В. Добренко и др., диплом), аудиторный блок Академии экономики и управления (В. Аксенов, В. Кривогорницин, Б. Копылов), учебный корпус Академии водного транспорта (В. Аксенов, В. Кривогорницин, С. Полякова).
Отмеченные "Золотой капителью" работы не поражают размахом: вывеска магазина "Под строкой" (Т. Иваненко, А. Кудашев), интерьер обувного салона (Л. Карадина, Л. Прозорова), озеленение территории заводоуправления (М. Чаплыгин). Из масштабных работ - проект православного образовательного центра в Академгородке (А. Кондратьев) и комплекс работ по Тобольску (В. Арбатский, В. Блинков, Г. Туманик), выполненный в предыдущие годы. Странности первого конкурса - игнорирование жюри очевидно важных для Новосибирска работ, таких, как часовня св. Николая на Красном проспекте (авторская реконструкция П. Чернобровцева) или интерьер салона "Баркер" Ю. Куликова и Ф. Бухтоярова. В первом случае судьи не смогли определить своего отношения к работе из-за неочевидного, не существовавшего до той поры в профессиональной культуре статуса проекта (воссоздание исторического объекта со значительным изменением оригинала). Во втором - жюри оказалось неспособным прочитать новый, только что родившийся язык дизайна интерьера, на котором стало говорить молодое поколение. Последнее решение имело далеко идущие последствия: с тех пор новосибирские "интерьерщики" слабо и неактивно участвуют в конкурсе.
1996 год - апогей развития вульгарного традиционализма, эклектичной постсоветской стилистики, когда на современных многоэтажных зданиях применялись эстетические приемы, заимствованные из провинциального городского строительства начала века. На первых конкурсах был показан ряд таких работ: административное здание НПО "Форум" на ул. Ядринцевской ("Ханты-мансийский банк", арх. А. Скоробогатько, 1996), торговый комплекс "Зеленые купола" (арх. В. Бородкин, 1997). В подобной стилистике выдержан и получивший "Золотую капитель" 1996 года проект православного духовно-образовательного центра (А. Кондратьев). Всерьез обсуждалась возможность закрепления данной тенденции, как долгосрочной (в том же 1996 году в Новосибирске прошла научно-практическая конференция "Регионализм, как путь развития российской архитектуры"). И лишь свежепостроенный из стекла и металла, схожий с большим торговым киоском офис "Новосибвнешторгбанка" предлагал искать образность в ином направлении.
Второй конкурс "Золотая капитель" показал альтернативу красно-кирпичному традиционализму. Смотр-конкурс 1997 года проходил уже в условиях довольно жесткой межрегиональной конкуренции, и из четырех присужденных "Золотых капителей" две уехали в Омск. На этом конкурсе высшую награду получила небольшая работа из Новосибирска, ставшая знаковой для города. Г. Будникова и Г. Кужелев представили на суд общественности здание торгового дома "Аристократ" (представительство компаний Bosh и Siemens).
Расположенное в переферийном спальном районе, оно удивительно точно вписалось в царство советского модернизма, реабилитируя окружение своим качеством. До этого на окраинах города мало кто так тонко играл с пространством, сеткой структур и конструкциями. За стеклянной занавесью фасада спрятаны эстетически просчитанные металлические конструкции, его поддерживавшие. С улицы их можно увидеть лишь вечером, когда в торговом зале зажигают свет и тонированные стекла становятся прозрачными; днем они работают "изнутри наружу", внося интригу во взаимодействие интерьеров с окружающим миром.    
Появление этого здания обозначило начало перехода архитекторов к языку неомодернизма. Уже значительное число заказчиков, часто бывавших за рубежом и имеющих деловых партнеров в Европе и Америке, стало считать себя частью всемирной бизнес-элиты. "Купеческий стиль" теперь не соответствовал их самоидентификации; одновременно и архитекторы раздвигали границы своего информационного пространства, изучая современную иностранную архитектуру, осваивая стилистические приемы, используемые архитекторами всего мира.
Дело еще и в том, что к 1997 году сложилась экономическая ситуация, когда в условиях высокого курса рубля по отношению к доллару оказался эффективным импорт современных строительных материалов из технологически развитых стран. Строительный рынок начал модернизироваться, чему способствовало внедрение новых теплотехнических норм: в условиях климата Новосибирска обязательным стало применение эффективных утеплителей, многослойных фасадов и систем остекления с герметичными многокамерными стеклопакетами, что, естественно, повлекло за собой и изменение архитектуры. Строительные компании были вынуждены отказываться от традиционных схем зданий с несущими стенами из кирпича в пользу применения железобетонного и металлического каркаса; соответственно, стали активно использоваться навесные вентилируемые фасады.
Другой работой, иллюстрирующей поиски нового пути для новосибирской архитектуры, стал показанный в 1997 году проект аэровокзала Толмачево, выполненный А. Южаковым и Д. Бойковым (диплом конкурса). Архитекторы использовали язык хай-тека для того, чтобы объединить разновременные и разнохарактерные постройки аэропорта в единый комплекс. Главным мотивом стало многократное, в нескольких местах, прорезание элипсоидными в разрезе модулями протянутых вдоль летного поля существующих и вновь возводимых корпусов. Откровенно технократичная эстетика модулей отсылала зрителя к образу фюзеляжа самолета; функциональное насыщение могло варьироваться в зависимости от местоположения: зал прилета, торговая галерея, административные помещения. Проект не был осуществлен.
Представленный в экспозиции того же года построенный по проекту С. Лукьянова, О. Махановой, О. Сметаниной международный терминал аэропорта также использует стилистику модернизма, но делает это более грубо. Главными проблемами здания, реконструированного из строящегося складского комплекса, стали недостаточность объема и отсутствие интеграции с действующим аэровокзальным комплексом.
В экспозиции 1997 года неомодернизм еще не был доминирующей тенденцией. В новосибирской архитектуре продолжал господствовать красный кирпич в качестве основного материала, исторические реминисценции и попытки микширования эстетики позднебрежневского модернизма с заимствованными в дореволюционном зодчестве или сталинской архитектуре элементами - как стилистический тренд. Такая архитектура была представлена римско-католическим костелом по ул. Каменской (В. Бородкин, Т. Петрова, диплом конкурса), жилыми домами по пр. Димитрова (В. Бородкин, Е. Игнатович), по ул. Депутатской (В. Бородкин, Е. Васехо) и другими объектами, и продолжала оставаться актуальной для столицы Сибири в течение нескольких лет.
Среди дипломированных работ конкурса 1997 года - реконструкция интерьеров вокзала "Новосибирск-главный" (инженер А. Розуменко, архитекторы Е. Почивалов, А. Гайдуков и др.), представлявшаяся в номинации "реставрация". В результате "реставрации" были уничтожены подлинные интерьеры вокзала-памятника, и возникло их мраморно-гранитное подобие, архитектура, призванная угодить непритязательным вкусам заказчика, по духу и стилистике приближающаяся к эстетике Лас-Вегаса и Диснейленда. Опробованная на новосибирском вокзале и удостоенная награды, в последующие годы подобная "сусальная" архитектура была широко востребована заказчиком - министерством путей сообщения и во множестве вариаций размножилась в принадлежащих железнодорожному ведомству постройках.
На конкурсах 1998, 1999 и 2000 годов новосибирские здания не становились лауреатами высшей награды. В 1998 году одну из пяти "Золотых капителей" получила скульптурная группа "Динозавры" в новосибирском зоопарке (Г. Дергай, С. Пикулик, В. Галямов). Демонстрировавшиеся объекты, такие, как здание Федерального казначейства (Е. Васехо, Р. Габитов, диплом конкурса 1998), административные здания на ул. Октябрьской (А. Юрлов, В. Белавин, 1998) и Шамшурина (А. Юрлов, С. Пикулик, 1998), мечеть в Дзержинском районе (С. Пикулик, Р. Габитов, Ю. Аблеев, 1998), жилой дом по Вокзальной магистрали (А. Агафонов, В. Трапезников, 2000), не могли преодолеть сложившиеся стилистические стереотипы и предложить инновационный взгляд на архитектуру.
В 1999 году в качестве проекта, а в 2000 году в качестве постройки, на конкурсе показали первую очередь жилого дома по ул. Кирова архитекторов А. Андрианова и А. Какашинского (диплом конкурса). Это здание, на мой взгляд, - финальный, и лучший по качеству аккорд ретроспективно-ориентированной архитектуры 1990-х. Крупный, галерейного типа жилой дом в своем облике аккумулирует черты множества новосибирских построек: и дореволюционных, и конструктивистских, и сталинских. Сделано это не путем прямого цитирования, а через постмодернистский механизм аллюзий. Несмотря на разноплановость использованных заимствований, авторам удалось избежать эклектичности и создать цельный образ. К сожалению, пристроенная позже вторая очередь здания, и возведенный прямо перед ним в 2005 году торговый центр (Б. Турецкий, А. Лотарев), измельчили масштаб здания и лишили его первоначальной монументальности. В том же 2000 году диплом конкурса в номинации "Дизайн архитектурной среды" получило летнее кафе "Театральное", возведенное из остроумных легких конструкций на площади перед театром оперы и балета (арх. А. Кулаков, инж. И. Крылов).
Вновь "Золотую капитель" за постройку в Новосибирске присудили в 2001 году. Премией был отмечен жилой дом на Вокзальной магистрали умершего в 1999 году архитектора М. Колесникова. Мемориальный мотив в решении жюри сыграл, вероятно, значительную роль. Построенное на пустовавшем несколько десятков лет участке в самом центре города, здание продолжает линию застройки магистрали, начатую 7-этажными домами, построенными еще в сталинскую эпоху. Оно не сильно отличается от них по архитектуре, но выделяется бело-зеленой цветовой гаммой. Стилистика сооружения откровенно ретроспективна, обоснованность размещения на данном участке именно жилого дома весьма сомнительна. "Элитное" здание расположено на шумной и загазованной улице, почти лишено дворовой территории. Занимаемый им участок оказался выключенным из кипящей вокруг жизни.
Конкурс 2002 года вновь не принес наград новосибирцам. Архитектура шумозащитного дома на ул. Немировича-Данченко (В. Аксенов, Б. Виноградов и др.), эклектичного комплекса общепита Stone House на Красном проспекте (А. Фомин, З. Духанова) оставалась архаичной. В существующих условиях у всех участников строительного процесса - архитекторов, застройщиков, властей,- отсутствовала мотивация к повышению качества архитектуры.
В 2003 году, наконец, сразу две постройки в Новосибирске были награждены "Золотой капителью". На выезде с Октябрьского моста, в начале улицы Восход по проекту С. Белоуса, В. Погребной, Т. Курносовой построили два жилых дома. Они являются своеобразным парафразом другому въезду в Октябрьский район, со стороны площади Ленина, где в 1930-50-х гг. были возведены корпуса здания Соцземледелия (ныне институт измерительных приборов) и жилого дома (дом "под строкой"). Новые здания сомасштабны окружающим пространствам и, фланкируя парадный бульвар улицы Восход, удачно формируют предмостную площадь, которая, впрочем, еще ждет своего оформления.
Удостоен высшей награды конкурса и проект крестильного храма собора Александра Невского (А. Скоробогатько, С. Пикулик, В. Трапезников). Идея использования перепада высот для размещения под землей и, частично, на ее поверхности подсобных сооружений, обслуживающих храм, родилась еще в 1980-е гг., когда предполагалось что в нем разместится концертный зал. В новой трактовке крестильня, ворота и маскирующиеся под монастырские стены подсобки получили трактовку, подчиненную русско-византийскому стилю собора. Главенство объема храма было сохранено, хотя общее впечатление от комплекса стало несколько более дробным.
Из представленных на конкурс 2003 года работ стоит отметить здание Сберегательного банка на ул. Серебренниковской (А. Скоробогатько, Б. Васюта, диплом). Первоначальный проект, демонстрировавшийся еще на первой "Золотой капители", предполагал меньшую высоту здания и откровенно модернистскую "стеклянную" трактовку фасадов. После приобретения незавершенного строительства Сбербанком этажность была увеличена, а внешнее оформление изменено в соответствии с "корпоративным" стилем, отчего архитектура здания стала декоративно-орнаментальной. Уже после конкурса на крыше смонтировали фальшкупол, увенчанный эмблемой банка, что окончательно лишило крупное по объему здание монументальности. Дипломами конкурса было награждено несколько неосуществленных до сих пор проектов (конгресс-центр по ул. Кирова, арх. В. Авксентюк, К. Калинина; комплекс на пл. К. Маркса, арх. Н. Казаков, И. Сморгович; реконструкция ЦУМа, арх. Г. Арбатский, К. Федерякин и др.). В номинации "градостроительство" мастерская Г. Арбатского представила эскизный проект застройки примыкающей к долине Каменки территории. В этом проекте, оперируя современными архитектурными формами, авторы попытались переосмыслить идеи проекта детальной планировки центра 1974 года. Однако обращение к опыту советского градостроительного проектирования оказалось некритичным и во многом коньюктурным, направленным на обоснование территориальных захватов площадок в рекреационных зонах. В этом же году дипломы получили выполненные А. Арутюновым и А. Бузыцким интерьеры галереи бутиков "Аркада" и казино "Эсмеральда", а также интерьер фитнес-клуба Studio Fit (Т. Иваненко).
Не оцененными жюри оказалось несколько важных для города работ. По проекту М. Козлова, Т. Михайловой и др. на улице Военной вдоль Орджоникидзенской дамбы был построен административный комплекс "Энергосбыта". Авторы сумели решить сложную задачу реабилитации проблемного участка территории, где в результате ошибочного градостроительного решения 1970-х гг. возник исключенный из городской ткани гаражный комплекс. Новое здание искусственно моделирует такую ткань, формируя фронт застройки. Подобную задачу воссоединения разорванного пространства решает и сооруженный на Октябрьской магистрали офис Ланта-банка. Здание способствует созданию визуальной связи магистрали с продолжающей ее улицей Кирова, его неоконструктивистская стилистика коррелируется с архитектурой находящегося рядом памятника архитектуры 1930-х гг. - спорткомплекса "Динамо".
На конкурсе 2004 года "Золотую капитель" получил грандиозный проект реставрации Новосибирского театра оперы и балета (П. Зыбайло, А. Епифанов, Н. Савельева и др.). В следующем году эта работа вновь была удостоена высшей награды смотра-конкурса , но уже как реализация, в составе полного комплекса мероприятий по реконструкции, реставрации и техническому перевооружению театра (В. Матвеев, П. Зыбайло, О. Криворотенко, О. Мельников и др.) Проделанные работы действительно поражают воображение. Осуществлена полная замена технологического оборудования сцены и большого зала, при этом зал и фойе подвергнуты научной реставрации с расчисткой живописи, восстановлением скульптуры и лепного декора. Получив самое современное в стране техническое оснащение, театр одновременно восстановил свой облик таким, каким он был в момент открытия в1945 году. Насколько это возможно, излечены "родовые болезни" театра - плохая акустика и свет.
Впервые "золотой капителью" наградили новосибирский интерьер. Кафе "Сунгари" (Г. Кужелев, Г. Будникова) - одни из лучших образцов активно развивающейся в последние годы культуры проектирования интерьеров.
Дипломами конкурса было отмечено большое число проектов. На общем фоне выделяется "Хрустальный дворец" Г. Арбатского, С. Лаера, Е. Курганова, Т. Томилина, которыей предполагается построить в долине Первой Ельцовки недалеко от площади Калинина, проект, который мог бы успешно вписаться в деловой квартал европейского или американского города. Однако, стремясь отойти от местного "регионализма", пытаясь работать в духе интернационализированного модернизма, авторы впадают в другую крайность. Анонимная модернистская, почти "мисовская" архитектура не несет в себе элементов локальной самоидентификации, не дает поводов для включения сооружения в число местных символов. К тому же, знание реалий новосибирской строительной практики внушает серьёзные опасения по поводу соответствия будущей реализации изящной воздушности проектного предложения.
Примером того, как можно удачно совместить национальные и региональные ценности и всемирную архитектуру стал удостоенный впервые присуждавшихся на конкурсе наград "Новая архитектура" и "Творческий архитектор" проект Езидского национально-культурного центра "Ронаи" (А. Замащиков). Езиды, курды-солнцепоклонники не имеют собственной государственности и собственной архитектуры. А. Замащиков создает такую национально-ориентированную архитектуру на основе анализа создаваемых народом утилитарных построек.
Из других работ, представленных на конкурс, следует отметить жилой комплекс "Тихий двор", построенный на ул. Крылова (О. Никифорова, С. Лычагин, Т. Еремина, Е. Подсумкова, диплом). Выполненный в современной лаконичной стилистике, он лишен монотонности. Сложный, продиктованный требованиями инсоляции соседних зданий силуэт и сдержанная цветовая гамма здания отсылают наблюдателя к советскому "прибалтийскому" модернизму 70-х. Аккуратно прорисованная в массах и деталях, архитектура комплекса бесконфликтно вписалась в структуру исторического центра Новосибирска.
В декабре 2005 года прошел юбилейный, 10-й смотр-конкурс "Золотая капитель". Он был самым большим по числу и географии участников. Хотя в этот раз новосибирцами было представлено немало работ, достойно претендовавших на высшую награду, в условиях острой конкуренции главные награды достались соседним регионам. Новосибирцы получили лишь награду в номинации "реставрация" за реставрацию и реконструкцию оперного театра.
Построенное на Красном проспекте здание торгово-делового центра "Новоград" (О. Никифорова, Т. Еремина, Е. Подсумкова, диплом) - редкий пример органичного "вживления" новой архитектуры в существующую ткань города. Здание, изменяющее качество близлежащего участка главной улицы Новосибирска, впитало в себя черты окружающей застройки - стилистические приемы конструктивизма и крупный масштаб членений сталинской неоклассики. Другое общественное здание, получившее диплом конкурса, - автоцентр в Ленинском районе (В. Фефелов, В. Кан, В. Жигалов), создает архитектурный акцент на проезде Энергетиков, важной магистрали города, прорубленной сквозь левобережную промплощадку при строительстве Дмитровского моста. Еще одна заметная работа - органично вписавшееся в ансамбль улицы Сербренниковской здание Пенсионного фонда (А. Лотарев, Б. Турецкий).
В номинации "градостроительство" диплома удостоен проект микрорайона в Калининском районе Новосибирска (В. Штурбабин, И. Штурбабин и др.). Авторы попытались на новом качественом уровне переосмыслить концепцию микрорайонирования, приспособив ее к современным условиям. Однако, жизнеспособна ли в принципе подобная концепция в среднесрочной перспективе? Из дипломированных проектов жилых домов стоит отметить проект медико-социального комплекса на ул. Арбузова архитекторов А. Носенко и А. Загородновой. Выгодно выделялся также среди дипломированных работ также проект детско-юношеского спортивного комплекса в Калининском районе (И. Кабакова, А. Кабаков).
10 лет конкурс "Золотая капитель" демонстрирует состояние сибирской архитектуры. На фоне соседей работы из Новосибирска не выглядят лучшими, "столичными". Причина тому - отсутствие осознанной архитектурной политики, направленной на улучшение качества среды обитания горожан, низведение архитектора до положения "проектировщика", обслуживающего интересы строительного бизнеса без учета социальных последствий. Вряд ли исследователи из Европы будут приезжать изучать творчество местных зодчих 1990-х гг., как приезжают изучать новосибирский конструктивизм. Состязательность, присутствующая на конкурсе, - один из немногочисленных стимулов для зодчих делать хорошую архитектуру. Конкурс трансформируется, становится элитарным. Из собрания объектов, констатирующих не вполне здоровое состояние провинциальной российской архитектуры, "Золотая капитель" мало-помалу превращается в собрание эталонов, на которые пытаются равняться проектировщики. Смотр-конкурс меняется сам, и постепенно меняет архитектуру вокруг. 
Обувной салон «Баркер». Арх. Ю. Куликов, Ф. Бухтояров (1997)
Обувной салон «Баркер». Арх. Ю. Куликов, Ф. Бухтояров (1997)
Пенсионный фонд в Новосибирске. Арх. А. Лотарев, Б. Турецкий (2005)
Пенсионный фонд в Новосибирске. Арх. А. Лотарев, Б. Турецкий (2005)
Езидский национально-культурный центр «Ронаи» Арх. А. Замащиков (2004)
Езидский национально-культурный центр «Ронаи» Арх. А. Замащиков (2004)
Жилой дом по ул. Кирова. Арх. А. Андрианов, А. Какашинский (1999, 2000)
Жилой дом по ул. Кирова. Арх. А. Андрианов, А. Какашинский (1999, 2000)
Жилые дома по ул. Восход. Арх. С. Белоус, В. Погребная, Т. Курносова (2003)
Жилые дома по ул. Восход. Арх. С. Белоус, В. Погребная, Т. Курносова (2003)
Крестильный храм собора Александра Невского. Арх. А. Скоробогатько, С. Пикулик, В. Трапезников (2003)
Крестильный храм собора Александра Невского. Арх. А. Скоробогатько, С. Пикулик, В. Трапезников (2003)
Реконструкция аэровокзала Толмачево, Арх. А. Южаков, Д. Бойков (1997)
Реконструкция аэровокзала Толмачево, Арх. А. Южаков, Д. Бойков (1997)
Реконструкция аэровокзала Толмачево, Арх. А. Южаков, Д. Бойков (1997)
Реконструкция аэровокзала Толмачево, Арх. А. Южаков, Д. Бойков (1997)
Комментарии
comments powered by HyperComments