Возвращение излишеств
- Архитектура
- Объект
информация:
-
что:
ЖК «Маршал» -
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Михаил Филиппов -
мастерская:
Мастерская Михаила Филиппова
Многофункциональный жилой комплекс «МАРШАЛ» эконом - класса с подземной автостоянкой и встроено-пристроенным помещениями общественного назначения.
Для вернувшихся с войны увечных солдат Людовик XIV выстроил приют в центре города Парижа. Собор Дома инвалидов Ардуэна – Мансара с украшенным двойной колоннадой фасадом и увенчанный огромным куполом явил образец строгого изящества и симметрии. Бывшие военнослужащие, по – видимому, исторически привыкли к обитанию в классических формах. Им они близки и понятны. В Лондоне ветераны тихо и смиренно доживают свой век в Royal Hospital, торжественном дворце с порталом и портиком неподалеку от садов Челси. Самый престижный, между прочим, район.
Москва тоже не забывает о своих героях: специально для офицеров - ветеранов город строит жилой комплекс «Маршал» эконом - класса с подземной автостоянкой и встроено-пристроенным помещениями. Чистейшей воды оммаж, так называемое социальное жилье для народа. Площадкой выбран экологический благоприятный и обильно озелененный Северо-Западный округ столицы. Тут тебе под боком и Серебряный бор, и парк Покровское-Стрешнево, и поселок художников «Сокол» …
Проектировать комплекс пригласили никого иного, как Михаила Филиппова, главного в нашем отечестве поборника классики. Благодаря Мише мы знаем, что классика жива: он практически единственный, кто с сакральной торжественностью и завидным постоянством двигает ее в городе. Символично, что к работе над «Маршалом» зодчий приступил в 2006 году, ровно в юбилейный год 60-летия стирания излишеств, когда Хрущев с известной последовательностью начал выполнять модернистскую программу. Эти мероприятия буквально совпали с ХХ съездом КПСС, полетом спутника, фестивалем молодежи и студентов, сексуальной и полнейшей революцией в умах людей. Филиппов, который модернизм за архитектуру не держит вообще («Модернизм недостоин называться человеческим жильем, он наносит ущерб человеческой личности!»), считая его не более чем «дизайном, коробкой для бессмысленных вещей общества потребления», вложил в образ нового объекта всю свою классическую страсть.
Пройти военную экспертизу проекту помог упрек, своевременно высказанный Путиным какой-то комиссии: «Жилье для военнослужащих должно быть достойно русского офицера, а вы мне тут какие-то хрущовки показываете…» Вспомнив, откуда президент родом, подумали о колоннах - вопрос в пользу классики был немедленно решен.
Архитектурные излишества возвращаются в «Маршале» в своем победоносном шествии. Любопытно, что даже с экономической точки зрения дома с «излишествами» оказались гораздо выгоднее, чем панельные «машины для жилья». Это доказала смета и федеральная экспертиза по стоимости.
По плану к 2009 году город приобретет масштабную градостроительную композицию с четко выделенным центром и доминантой. В качестве последней « улитка», она же - спиралевидный объем ступенчатой формы с повышением от 4-х до 17 этажей. Каре из 8-12 этажных жилых корпусов, выходящих на улицу Маршала Рыбалко, образуют не только парадные фасады, но и камерный круглый двор. Будет уж где прогуляться ветеранам и членам их семей! Филиппов настойчиво внедряет круглые дворы почти что в каждой своей постройке, считая не лишним напомнить о их существовании в мировой архитектурной практике. Общественно-деловые и развлекательные учреждения - детский сад, супермаркет, парикмахерская, ресторан, оздоровительный центр – предусмотрены на первых этажах вдоль уличного фронта.
Филиппов по своему обыкновению в рамках отдельно взятого здания затеял «игру в город». По Мишиному замыслу силуэт «Маршала» в целом должен напоминать массовую застройку берегов реки Арно, то есть флорентийские кварталы где-нибудь в районе Понте Веккио. Знак Флоренции архитектор запечатлел и в колористическом решении здания. В покраске фасадов оставлены только одни ее излюбленные цвета - желтый и терракота. Уличные фасады решены мощными аркадами, смахивающими на акведуки древнего Рима, а если быть точнее, грандиозный акведук в испанской Сеговии, возведенный во II в. при императоре Трояне. Центральное место в композиции отведено легкой башне с бельведером, по пропорциям явно отсылающей к башне Морвокзала, построенной Каро Алабяном в Сочи. Алабян возник в этой истории отнюдь не случайно. Комплекс, общей площадью 200 тыс. кв. м. расположен в непосредственной близости с алабяновским кварталами в районе Ленинградского проспекта и зданием Академии Красной Армии.
Немаловажно и соседство «Маршала» с целыми кварталом, так называемой «Немецкой слободой», построенной в 1944 году пленными немцами, любовно нарисованным именно в итальянско-флорентийской традиции, великолепным по своей архитектуре, с большими арками, окруженным зеленым парком, отвечающим всем нормам. Он очень похож на центры Красногорска и Звенигорода, Твери, Тулы, Торжка. Все эти памятники социального жилья для народа, увы, так до сих пор не объявлены памятниками архитектуры. Именно в этот камерный масштаб Филиппов стремился попасть со своим домом, который (17-этажный по существу в окружении шести близлежащих 40 - этажных небоскребов) отнюдь не стал высотной доминантой. «Люди должны жить именно в таких домах, и видеть именно такую архитектуру», утверждает ревнитель классики. Он очень ждет окончания работ, ибо убежден, что «Маршал» с Рыбалко, наконец, ответит на все вопросы в вечном споре между классиками и модернистами. В реванше Филиппов не сомневается. За ним стоят русские офицеры.