Музей Дворянского быта
- Архитектура
- Объект
информация:
-
где:
Россия. Санкт-Петербург
Оазис истории и культуры, каким является Петербург, ко дню своего 300-летия получил подарок - первый в России частный Музей дворянского быта. Музей во всех отношениях уникальный, живущий по своим правилам. Расположен в подлинном памятнике архитектуры, в его экспонатах-каминах потрескивает настоящий огонь, на экспонатах-креслах и диванах можно сидеть, а для ужинов нередко накрывают столы-экспонаты
История памятника. В самом сердце Петербурга, риелтеры еще называют это место «Золотым треугольником» - находиться здание в духе позднего классицизма, или «ампира». Оно стоит на обширном вытянутом участке с изломом посередине, повторяющим поворот русла Мойки. Тут в начале XVIII столетия по указу Петра I, лично присутствовавшего на выездках поставляемых к царскому двору скакунов, были заложены придворные конюшни с жильем для служителей. С 1719 по 1734 г по проекту архитектора Н.Ф. Гербеля гп отведенной земле воздвигли каменное строение. Главный фасад обратился к Мойке. Двор со всех сторон обступили конюшни, изгибы отметились павильонами. Стык сходящихся под углом корпусов Н.Гербель увенчал башней с куполом и золоченой фигурой коня на шаре.
Годы придавали зданию подобающую патину. Но через столетие его навестил с обследованием Василий Стасов. Зодчий пришел к заключению, что «стены конюшен совсем ветхи и угрожают падением», о чем императору была подана соответствующая докладная. Тогда Императорское конюшенное ведомство приняло решение о реконструкции. Проводить оную надлежало Стасову. План комплекса был в общих чертах им сохранен и сделаны водопойные залы для лошадей с грандиозными гранитными чашами работы знаменитого каменотеса Самсона Суханова. Южный фасад, развернутый к площади после перестройки обратился в главный. С востока пристроили манеж, с запада – дугообразный корпус с мощной колоннадой дорического ордера. Прежний восьмигранный купол изменили на пологую сферу. В центре комплекса возник храм, освещенный во имя Спаса Нерукотворного Образа. 1 февраля 1837 г в нем отпели А.С.Пушкина.
До конца XIX века здание дважды пережило реконструкцию. Полукруглые ниши и тосканские колонны в угловых башнях были отчего то заложены. В 1923 г. Конюшенное ведомство поступило в распоряжение военного отряда Губмилиции. В 1960-х в помещении разместили гараж и автомастерские УВД. Дом быстро ветшал и постепенно приходил в аварийное состояние.
Музей дворянского быта. Идея создания музея, где была бы воспроизведена атмосфера светских салонов и традиции столичных гостиных XIX века, возникла давно. Один из инициаторов, президент благотворительного фонда «Спас», антиквар Юрий Абрамов утверждает, что лет двадцать назад. Но в жизнь идея смогла претвориться много позже, в январе 1997 г. Делу помог Анатолий Собчак, тогдашний мер Петербурга. Он же предложил и место для музея, часть (3 тыс. кв. м) ветшающего здания бывшего Императорского конюшенного ведомства, расположенного прямо напротив храма «Спаса на крови», близ Михайловского замка и Марсова поля.
Начался поиск и атрибуция предметов русского дворянского быта, кропотливая работа по восстановлению знаменитого памятника, дабы в воссозданных стенах разместить музейные залы. По крупицам собирались и реставрировались многочисленные произведения русского и европейского мебельного искусства, расставлялись в грамотно выстроенных интерьерах. За основу формирования коллекции кураторами музея была принята эпоха неподражаемого русского классицизма – время наивысшего расцвета отечественного зодчества и декоративно-прикладного искусства. Интерьеры того времени характеризовали простота, умеренность и тонкость. В музее силами ученых и декораторов было тщательно воспроизведено типичное для последней трети XVIII – начала XIX вв убранство отдельных комнат, парадной залы, гостиной, кабинета, угловых и круглых вестибюлей, музыкального салона, диванной, будуара. Сам Петербург словно бы входил в интерьеры залов своими потрясающими видами. Среди здешних ценнейших экспонатов - диваны красного дерева, комоды и бюро наборного дерева, целые гарнитуры карельской березы, так называемые столики «бобики», зеркала с отделкой в технике «эгломизе», хрустальные жирандоли, стенники, фонари цветного стекла, редкие люстры марганцевого и рубинового стекла.
В ходе реставрации под полом здания неожиданно обнаружились пустоты. Вскрыли полы, а под ними показались засыпанные почти до потолка старинные подвальные своды и обширное помещение (900 кв.м), выполнявшее функцию фундамента всего здания. Все входы сюда прежде были замурованы, и потому проникнуть в подвал не было никакой возможности. Специалисты определили время постройки трехгалерейного подвала как «раннепетровское». В основе лежали пяточно-арочные своды, как в русских храмах. Базы колонн, поддерживающих своды, покоились на утопленных в воде лиственницах, подобно фундаментам домов Венеции. Помещение находилось на глубине 1,5 метров ниже уровня воды, поэтому потребовался сложнейший вид гидроизоляции, предохраняющий здание от затопления. Подвал теперь служит переходом из одного павильона в другой. В угловой башне вскрылись старые дымоходы, позволявшие сделать настоящие, по всем классическим канонам, камины. В освобожденных при реконструкции арочных проемах фасадов появились балконы. Отсюда открылся великолепный вид сразу на девять мостов, повисших над реками и каналами Петербурга. А это, по сравнению с Амстердамом, где, говорят, из одного места видно всего лишь семь, является несомненным рекордом.
Музей частный, и оттого не совсем обычный. Он живет по своим законам и заданному ритму, служа не только научным целям. Каждая из вещей, представленных здесь, доступна и функциональна, то есть полностью отвечает своему назначению. Здесь нет строгих старушек, пристально следящих, как бы кто ничего не сломал. Здесь любят разжечь камин и поставить свечи, пригласить друзей и послушать музыку. В музее постоянно проходят званые вечера и концерты. Такому музею, без сомнения, сложно соперничать с окружающими дворцами, где десятилетиями бережно сохранялись подлинные интерьеры. И все же умение передать дух пространства, и донести особую атмосферу эпохи, это уже великое дело.
Евгения Гершкович
АДРЕС:
Санкт-Петербургский частный Музей Дворянского быта.
Конюшенная площадь, д.1. тел. (812)962-9270