10.11.2008
Евгения Гершкович // Мезонин, декабрь-январь 2008-2009

Полумост надежды

  • Архитектура
  • Объект
 
Тимур Башкаев на церемонии вручения наград АрхМосквы-2008. Фото Юлии Тарабариной Тимур Башкаев на церемонии вручения наград АрхМосквы-2008. Фото Юлии Тарабариной

информация:

  • где:
    Россия. Москва
  • архитектор:
    Тимур Башкаев
  • мастерская:
    Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)

Тимур Башкаев постоянно ищет объяснения природе своей неуёмной фантазии. Некая внутренняя сила выталкивает из ее недр то динамичные танцующие формы, то криволинейные, скошенные объемы, то выразительные эллиптические образы...

Получается, что люди в таких  зданиях непременно должны ходить по наклонной плоскости? «Мне нравятся вещи визуально интересные, сложные, вызывающие у человека целую гамму ощущений. Мне важна эмоция людей далеких от архитектуры»:  похоже, архитектор, стремиться избавить россиян от скучных прямоугольных коробок и унылой монотонной застройки. Причем,  упорно продвигая  усложненку, усложняет себе жизнь, ища трудностей на свою голову.  Но надежды не теряет. Трепетный символ его надежды - ажурный полумост,  построенный для фестиваля «Архстояние» пару лет назад в селе Никола Ленивец. Думаю, к этому знаку балансирования на грани, знаку поиска  компромисса  примкнул бы  не один московский архитектор, имеющий печальный опыт нереализованных проектов,  или построенных генподрядчиками без согласования с автором, или экономии инвестором  на материалах, или… 

«Таких историй я могу вам рассказать тысячу!», отмахивается  Башкаев, решительно не желая больше обсуждать  печальные  стороны своей профессии, потому что отношение к ней имеет самое возвышенное, считая вечной. «Просто ситуация сейчас жесткая, финансово-деторминированная». Зато с жаром и гордостью будет рассказывать про реконструкцию залов ожидания Ярославского вокзала, про то, как сквозь пробитые в стене проемы обнаружил подлинные  детали  Шехтеля,  как восстанавливал галерею с аркадами, как создавал новые станционные павильоны северной железной дороги - Мытищи, Лось... Расскажет о проекте реконструкции Московского планетария, за который в 1998 году получил 1-ю премию на «Зодчестве»; даже о конкурсах, в которых участвовал, и которые  не выиграл:  на формирование единого облика Кутузовского проспекта от Третьего транспортного кольца до МКАД, и градостроительное решение Боровицкой площади;  о новаторских разработках концепции ТПМ - торгово-пешеходных мостов.  Правда, в беседе об этом будет говориться лишь в общих чертах:  за подробностями Тимур приглашает зайти в начале будущего года: работа только начата.

После МАрхИ он работал в Аэропроекте. В 1991- ом его  позвали проектировать «Парк чудес» в  Нижних Мневниках. Проект так и остался проектом, но через четыре года Башкаев  уже открывал собственное бюро. Сразу начали с многоквартирных  жилых комплексов в Сыктывкаре, в Пятигорске и Петербурге сделали реконструкцию объединенных диспетчерских центров управления энергетикой Северо-Запада и Северного Кавказа для РАО «ЕЭС России». Сегодня Тимур Башкаев - признанная звезда отечественной архитектуры, в его подчинении свыше тридцати сотрудников, он выполняет ответственные госзаказы, участвует, как уже было сказано,   в больших конкурсах и выставках. К примеру, в 2001 году его работы экспонировались в Королевском институте британских архитекторов (RIBA),   в Лондоне, на выставке под названием  «Время перемен». 

Многообразие форм в творчестве Башкаева соединяются с разнообразием  типологии сооружений уже им созданных или только проектируемых. Всё это объекты  различного масштаба и сложности: целые районы и жилые поселки, офисы и торговые здания, рестораны, гаражи и вокзалы, мосты и станции монорельса, частные особняки  и  интерьеры. Везде ему интересно, и везде он экспериментирует, отвергая примитив и стандарт. Ищет новый язык?  Сам Башкаев называет этот процесс  поиском  современного  идеала. Визуально архитектор  отобразил это в проекте «РодДом» на XI венецианской биеннале архитектуры. В «форме для рождения новой формы» - черном ящике, объемном полиэкране  из знаковых памятников мировой архитектуры составляется коллаж. По версии автора, мутация объема данной информации должна породить принципиально  новую информацию. Это есть  чудо, ибо законы ее происхождения  так же неведомы, как неведома природа человеческой  фантазии.

Комментарии
comments powered by HyperComments