BIM-технологии для AURA Apart: «Теперь мы просто не можем, а точнее не хотим, работать иначе»

mainImg
Компaния:
GRAPHISOFT
Объект: AURA Apart
Компании: Da Vinchi Group, Vatmanstudio
Архитекторы: Сергей Юрец – ГАП (Da Vinchi Group), Виталий Правдыч – BIM-менеджер (Da Vinchi Group), Сергей Миль – разработка концепции и дизайна (Vatmanstudio)
Тип: апарт-отель
Расположение: г. Одесса, ул. Золотой Берег, д. 37
Стадия проекта: Р, строительство
Площадь застройки: 1543,75 м2
Общая площадь: 16 986,45 кв2
Использованное программное обеспечение:
ARCHICAD, BIMx PRO, BIMx lab, Rhino + Grasshopper, Revit, ЛИРА САПФИР 3D, Pix4D, ownCloud


Перед проектировщиками нередко стоит целый ряд требований, соблюдение которых важно для успеха всего проекта. При работе над AURA Apart компании Da Vinchi Group и Vatmanstudio столкнулись с непростыми условиями расположения комплекса – на берегу моря, в сейсмической зоне и со сложным рельефом местности. О том, как справились с нетривиальной задачей и почему использовали именно ARCHICAD, рассказывают основатель Da Vinchi Group Сергей Юрец и BIM-менеджер Виталий Правдыч.
Апарт-отель AURA Apart (визуализация)
Da Vinchi Group
zooming

Легкий фасад в гармонии с побережьем

Основным заданием при проектировании комплекса AURA Аpart, которое началось в конце 2017 года, было создание легкого фасада, который гармонично дополнил бы картину морских пейзажей и побережья.

«Главная задача, которая стояла перед архитекторами и дизайнерами, заключалась в том, чтобы дать постояльцам отеля возможность наслаждаться видами и приморским климатом. И они с этим однозначно справились», считает Сергей Юрец

«Поскольку строительство планировалось на морском побережье, при проектировании необходимо было учесть климатические особенности. Кроме того, участок расположен в достаточно активной сейсмической зоне – 7 баллов, что накладывает определенные конструктивные ограничения. Еще одна особенность – сложный рельеф: отель размещен на крутом склоне», очерчивает исходные задачи проектировщиков Виталий Правдыч
Перспективное изображение с высоты птичьего полета
Vatmanstudio

Ответственный этап проекта – выбор ПО для архитектора

По словам BIM-менеджера проекта, решающими аргументами в пользу ARCHICAD стали предыдущий практический опыт и широкий функционал программы. ARCHICAD позволяет наполнять модель информацией и затем использовать эту информацию при помощи функции автоматического построения фасадов, разрезов, деталей и фрагментов проекта, формировать спецификации и экспликации, оформлять документацию и прочее. Одновременно работать над проектом, используя общий файл, может вся команда специалистов, что существенно уменьшает время проектирования.

«На рынке представлено много предложений ПО для архитекторов, однако бесспорными лидерами являются ARCHICAD и Revit. Для нашей компании наиболее удобным программным продуктом оказался именно ARCHICAD. Современный мир стремительно развивается, и новые требования будут появляться всегда. Поэтому важно, чтобы разработчики программного обеспечения быстро на них реагировали и максимально удовлетворяли запросы пользователей», считает Сергей Юрец

По его мнению, интерес архитекторов к ПО для BIM только растет, и эта тенденция заметна на глобальном уровне. Например, британские государственные заказы на проектирование выполняются исключительно с использованием BIM-технологий, и частные компании постепенно переходят на BIM-проектирование. Поэтому полноценное использование ARCHICAD как BIM-платформы – одно из условий конкурентоспособности.
zooming
BIM-модель комплекса (скриншот из ARCHICAD)
Da Vinchi Group

BIM как возможность вовлекать заказчика в проектирование

В Da Vinchi Group основательно взялись за ВIМ-проектирование в 2018 году. Начали с создания пилотной команды и отдела BIM. Цель – переход на полноценное 3D-проектирование большинства разделов и максимальная автоматизация процессов проектирования.

«Наша компания активно использует BIM, и теперь мы просто не можем, а точнее не хотим, работать иначе. BIM дает возможность вовлекать заказчика в процесс проектирования, позволяет ему контролировать все этапы проектирования онлайн и уменьшить количество встреч для согласований. В результате заказчик получает именно то, что он желает. А руководителю проектной организации остается больше времени для работы с потенциальными клиентами», комментирует Сергей Юрец.

В свою очередь Виталий Правдыч уверен, что BIM – это возможность избежать лишних проблем еще до начала строительства. Так, когда разделы проекта разрабатываются отдельно, всегда есть риск допустить ошибку. В сводной BIM-модели вероятность ошибки минимальна, поэтому при реализации не возникает дополнительных затрат.

«Когда мы столкнулись с первыми проблемами, то поняли, что используем функционал ARCHICAD не на все сто процентов. Начали учиться и учить коллектив, устроили дополнительные курсы для повышения уровня владения программой, стали осваивать связи программы с Grasshopper. Благодаря этому удалось усовершенствовать работу и автоматизировать большинство рутинных процессов. Еще одной задачей было объединение всех разделов в одну модель, при том, что инженерные разделы проектировались не в ARCHICAD. Поэтому мы решили обмениваться моделями в открытом формате IFC», объясняет практические моменты внедрения технологии BIM-менеджер.

BIM-технологии упростили проектирование AURA Аpart и помогли во многих моментах. Например, при проектировании инженерных сетей в подземном паркинге команда контролировала габаритные расстояния от инженерных сетей для проезда машин и проверяла, требуется ли увеличение высоты паркинга. Кроме того, для посадки здания необходимо было правильно вычислить рельеф: где его надо выровнять, где добавить ступенек и т.д.

«Большинство сложных моментов мы согласовали с заказчиком, демонстрируя их в 3D через приложение BIMx онлайн», добавляет Правдыч.

Использование этого приложения позволило заказчику получать детальную информацию о любых элементах проекта: достаточно клика по интересующему объекту, чтобы открыть ключевые ведомости, необходимые для принятия решения: выбранные проектировщиками материалы, их количество, а также стоимость.
zooming
ВІМ-модель AURA Apart для демонстрации заказчику (скриншот с GRAPHISOFT BIMx Model Transfer Site)
Da Vinchi Group

BIMcloud – Teamwork: работаем в команде эффективно

При BIM-проектировании количество времени, затраченного на объект, существенно не меняется, зато улучшается качество проекта и уменьшается срок его реализации, что делает строительство дешевле.

«Когда проект запустили в работу, появилась задача быстро реализовать нулевой цикл. Поэтому мы подключили проект в BIMcloud – Teamwork, и на первых этапах над ним одновременно работали четыре архитектора. Они оперативно выполнили работу и подготовили задания для инженеров. Благодаря функциям коллективной работы мы уложились в сжатые сроки выдачи нулевого цикла», подчеркивает Правдыч.

По его словам, для этого проекта использовалась система связанных модулей, которые повторялись на этажах (стеклянный фасад, лестницы, вентиляционные шахты, перемычки и др.), она существенно упрощала дальнейшие расчеты и меньше загружала модель. А при оформлении квартирографии были использованы специально разработанные GDL-объекты.

Для удобства коллективной работы проект разделили на несколько частей: нулевой цикл, первый этаж, типовые этажи и кровля. Дальнейшая работа выполнялась параллельно уже четырьмя группами: архитекторы, инженеры, конструкторы и дизайнеры Vatmanstudio. После создания тела BIM-модели к разработке были подключены инженеры и дизайнеры, а проектная документация подготавливалась последовательно архитекторами и конструкторами проекта.

При передаче информации использовалось облачное хранение на серверах компании с возможностью доступа внешних проектировщиков. Благодаря универсальному IFC-формату архитекторы, работавшие над созданием 3D-модели в ARCHICAD, могли без искажений передавать информацию и ставить задачи смежникам, выполнявшим свою часть работы в Revit и Civil 3D. Таким же образом, только в обратном порядке, выполненные задачи передавались архитекторам для добавления в BIM-модель здания – при помощи связанных модулей IFC.

Проверка на коллизии – критически важный этап проекта

В ходе разработки всех разделов и формирования сводной BIM-модели в среде ARCHICAD выполнялась проверка на коллизии. Эту чрезвычайно важную часть проекта раньше осуществляли вручную, а значит значительно возрастал риск того, что, к примеру, несоответствия и пересечения инженерных систем будут обнаружены уже на этапе строительства. Такие ошибки ведут к дополнительным затратам времени, а также заметно повышают итоговую стоимость проекта. Теперь же все проверяется автоматически в среде ARCHICAD: зная проблемные зоны, архитекторы Da Vinсhi Group в первую очередь искали пересечения инженерных систем с несущим каркасом здания и между собой. Итоговый файл с пометкой «На исправление» передавался смежникам, которые вносили коррективы – каждый в свою проектную часть.

Примечательно, что в итоге наибольшее количество коллизий было зафиксировано между разными инженерными системами.
zooming
zooming

Авторский надзор с BIMx

Интересно, что во время работы над проектом ARCHICAD помог не только в эффективном общении с заказчиком, но и на стройплощадке. В процессе авторского надзора представитель проектировщиков посещает объект и может продемонстрировать прямо на планшете проект или его отдельные детали в 3D. То есть авторский надзор за строительством ведется с помощью приложения BIMx, позволяющего сравнивать выполненные работы с ВIМ-моделью.
zooming
Авторский надзор на объекте при помощи ВІМ-модели в мобильном приложении ВІМх
Da Vinchi Group

Результат проекта – признание экспертов международного уровня

Проект AURA Аpart получил несколько международных архитектурных наград, что наглядно демонстрирует блестящую работу проектировщиков и качество ПО, которое использовалось на всех этапах.

«Проект был высоко оценен не только заказчиком, но и жюри международного конкурса European Property Awards в Лондоне, получив награды в номинациях Residential High-rise Architecture Ukraine и Best Apartment Ukraine», резюмирует Сергей Юрец.
zooming
Награждение AURA Apart на European Property Awards, Лондон
Da Vinchi Group

Компания GRAPHISOFT® в 1984 году совершила BIM революцию, разработав ARCHICAD® – первое в индустрии САПР BIM-решение для архитекторов. GRAPHISOFT продолжает лидировать на рынке архитектурного программного обеспечения, создавая такие инновационные продукты, как BIMcloud™ – первое в мире решение, направленное на организацию совместного BIM-проектирования в режиме реального времени, EcoDesigner™ – первое в мире полностью интегрированное приложение, предназначенное для энергетического моделирования и оценки энергоэффективности зданий, и BIMx® – лидирующее мобильное приложение для демонстрации и презентации BIM-моделей. С 2007 года компания GRAPHISOFT входит в состав концерна Nemetschek Group.

Поставщики, технологии

GRAPHISOFT

18 Сентября 2019

GRAPHISOFT: другие статьи и новости
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный Ольгой Трейвас для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.