Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера

В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.

Реклама
mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Частную школу Wunderpark архитектурного бюро Archstruktura Антона Нагавицына, расположенную в Подмосковье, на Новорижском шоссе, в Павловской Слободе, в окружении элитных поселков, называют российским Хогвартсом не только потому, что ученики средней и старшей школы там разделяются на четыре хауса, подобные четырем факультетам Хогвартса в саге Джоан Роулинг о Гарри Поттере, но и благодаря английской ориентации в образовании. В школе обучают по двум программам: российской и кэмбриджской, в девятом классе есть возможность сдать международный экзамен для дальнейшего поступления в зарубежные вузы. В школе все уникально, как плата за обучение (от 132 до 300 тыс. рублей в месяц), так и архитектура и все ее составляющие. Школа Wunderpark получила сразу два главных приза на Международном архитектурном фестивале «Зодчество» – золото в разделе «Постройки» и Гран-При «Хрустальный Дедал».
Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»

Архитектура школы подчеркнуто футуристична: пять лучей на V-образных опорах расходятся от круглого атриума в центре, который служит трансформируемым общественным пространством, центром школьной жизни и драматичным архитектурным спектаклем. Такая структура не только внешне эффектна, но и обусловлена функционально. В «лучах» расположены классы, которые в случае необходимости можно изолировать от атриума. В нем же можно проводить различные мероприятия, не только внутришкольные, но и более масштабные.
  • zooming
    1 / 3
    Школа Wunderpark/ ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 3
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 3
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»

Задачей архитекторов, по словам Антона Нагавицына, было создать очень честную архитектуру. Длинные изогнутые бетонные консоли опираются на сдвоенные V-образные опоры, которые вместе складываются в букву W – главную в логотипе школы. Под консолями – свободное пространство, где в хорошую погоду на деревянных скамейках проводят занятия, что соответствует гибким форматам современного образования. Вся эта структура просматривается насквозь: днем изнутри видно небо, а вечером школа светится изнутри. Заполнением для несущей конструкции служат стеклянные и кирпичные стены.
  • zooming
    1 / 4
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 4
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 4
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    4 / 4
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»

Архитекторы умело сопоставляют различные по своим свойствам материалы. Брутальный и футуристичный бетон и бестелесное стекло противопоставлены тактильному, разнообразному по фактуре кирпичу (в проекте использован клинкер марки Hagemeister, модель Manchester GT формата NF 240 х 115 х71).
zooming
Клинкер Hagemeister модель Manchester GT

Бетон и стекло по своей природе текучие материалы, что отражается в архитектурном решении: стеклянные стены вслед за консолью изгибаются. Эти эффектные изгибы можно наблюдать как снаружи, так и в интерьере, так как вдоль всего фасада внутри, на втором этаже, расположен своеобразный променад с панорамными видами окрестностей.
  • zooming
    1 / 3
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 3
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 3
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»

Вдоль променада помещены облицованные клинкерным кирпичом мощные пилоны, которые уравновешивают брутальность бетона приятной глазу, разнообразной для осязания фактурой клинкерного кирпича.
Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»

Хотя формально клинкер модели Manchester считается черным, в нем переливаются сизо-голубоватые, серебристые, фиолетовые, земляные тона с черными глянцевыми спеканиями. Поверхность бесконечно сложная, как живопись, и совершенно по-разному воспринимается в зависимости от освещения солнцем или внутренними светильниками.
Если бетон и стекло – материалы холодные и требующие ухода (стеклянные фасады необходимо постоянно мыть, иначе половина эффекта от архитектуры пропадает), то клинкерный кирпич – материал, по сути, не имеющий возраста. Его поверхность со временем становится более красивой и благородной, он не подвержен загрязнению, имеет водооталкивающие свойства и самоочищается.
  • zooming
    1 / 3
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 3
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 3
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»

Для архитекторов очень важно было сделать так, чтобы снаружи и внутри использовались одни и те же материалы. Их всего четыре: бетон, стекло, кирпич и немного дерева. Благодаря изогнутым стеклянным фасадам, находясь снаружи, ты видишь и то, что внутри, а будучи в интерьере, понимаешь, что материалы как бы переходят с фасадов внутрь здания. Кирпичом облицованы стены первого этажа и своеобразные «шторы» на стеклянном фасаде второго. Эти «шторы», закрывающие те части классов, которые должны быть закрыты, образуют характерный ритм на фасаде. Они могут быть более и менее широкими, перемежаться стенными перегородками. Поверхность кирпича переливается на солнце разными цветами, частично отражая небо. Подобным образом организованы и другие фасады.
  • zooming
    1 / 4
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 4
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 4
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    4 / 4
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»

Осознавая материальность кирпича, то, что кирпичная кладка сама по себе является орнаментом, то, что она интересна для рассматривания и обладает тактильностью, то есть приятна для прикосновения, архитекторы разместили кирпичные поверхности в определенных местах – там, где контакт человека со зданием наиболее близок. Так, входной павильон со сдвинутым с оси, расположенным под углом порталом почти полностью облицован кирпичом.
Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»

Стены первого этажа в тех местах, где расположены деревянные скамьи для отдыха преподавателей, учеников и родителей, тоже облицованы кирпичом. Столь же уместны кирпичные стены в интерьере около деревянных конструкций, которые активно используются младшими школьниками. То есть там, где человек проводит много времени, он видит «теплые», богато деталированные кирпичные поверхности. Бетон же и стекло более эффектно смотрятся на расстоянии.
  • zooming
    1 / 3
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 3
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 3
    Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
    Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»

Если бетон и стекло, как уже говорилось, текучи по своей природе, то кирпичная поверхность воспринимается как понятная, «модульная», состоящая из одинаковых параллелепипедов. Очень важно было уравновесить футуристичное архитектурное пространство солидными кирпичными пилонами. Например, вход в школу превращен в ударяющий по нервам спектакль. На фасаде входящего встречают стеклянные волны, а в вестибюле он оказывается под огромным наклонным бетонным диском: это испод центрального амфитеатра, в подвале под ним находится гардероб.
Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
Фото © Даниил Анненков. Предоставлено Дирекцией фестиваля Зодчество, 2020

Это настолько драматичное решение, что его надо уравновесить чем-то понятным и ортогнальным. Им и оказываются кирпичные пилоны. В интерьере клинкер – в отличие от фасада, где он серебристо бликует на солнце, воспринимается иначе: у него более глубокая, бархатистая поверхность, особенно по контрасту с оранжевыми деталями, которые соответствуют цвету логотипа школы.
Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»

Таким образом, амбиции архитекторов, помноженные на амбиции заказчиков и приличный бюджет превратили школу Wunderpark в пособие по изучению авангардной архитектуры и магических свойств современных материалов.

Поставщики, технологии

03 Декабря 2020

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.