Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».

mainImg
 
О «пещере»
Ледяная пещера – одна из самых «звучных» и сложных в техническом отношении составных частей концепции парка «Зарядье». Она присутствовала еще в победившем конкурсном предложении консорциума Diller Scofidio и Renfo (DS+R). Суть концепции, ее, можно сказать, лейтмотив – в том, что парк состоит из серии климатических зон, представляющих природу России в концентрированно-уплотненном виде, позволяя посетителям запросто в пределах 13 гектаров территории парка переходить из тундры в лес и поле. Среди климатических аттракционов «Зарядья» имеется две крайности: северный лед и субтропики. И если лес с тундрой можно разместить под открытым небом, то для экстремально холодной и теплой зон потребовались помещения, позволяющие поддерживать микроклимат. Их расположили под одной крышей, в северо-восточной части парка, южнее Знаменского монастыря – в искусственной «пещере», на зеленой кровле которой, на самой высокой точке парка с блестящим видом на Кремль, обустроен северный ландшафт тундры с карликовыми можжевельниками и камнями. На зеленую кровлю «тундры» можно подняться с двух сторон, слева и справа от входа в «пещеру», можно прогуляться по краю большого треугольного козырька, накрывающего вход, вдоль прозрачного стеклянного ограждения.
Вход в Ледяную пещеру и «Заповедное посольство». Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Ледяная пещера в парке Зарядье и «стеклянная кора» Филармонии. Фотография: «Крост»
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография: «Крост»
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин

Внутри «пещера» делится на две части. Справа – образовательный центр «Заповедное посольство» с медийным экраном и парой аудиторий для проведения лекций и мастер-классов. Смысловой и пластический центр «посольства» – расширяющийся кверху стеклянный «стакан» под стеклянной кровлей, своего рода закрытый со всех сторон атриум: в нем поддерживается постоянная температура и влажность, и расположен спиральный пандус с тропическими растениями. Сюда водят экскурсии, запись в медиа-центре парка. Заповедное посольство с его теплолюбивой флорой призвано напоминать о том, что в России имеются небольшие фрагменты субтропических зон – в Сочи. Это – «теплый» полюс вереницы климатических сюжетов парка.
«Заповедное посольство» – вторая половина павильона Ледяной пещеры, интерьер. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Заповедное посольство» – вторая половина павильона Ледяной пещеры. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017

Войти в Ледяную пещеру можно слева. Она – обратный полюс, оттеняющий тундровый ландшафт на кровле. Здесь постоянно будет поддерживаться минусовая температура, входящим будут выдавать теплую одежду. Фактически «пещера» – гигантский термос-холодильник, где на большом количестве трубок-рефрижераторов будет наморожена ледяная кора, мерцающая в светодиодной подсветке. По трубкам на стены, пол и потолок пещеры подается холодный воздух со специальным реагентом, формирующим ровный слой прозрачно-белого льда.
Лед в пещере еще только нарастает на трубках. Авторы инсталляции Александр Пономарев и Алексей Козырь. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Ледяная пещера в парке Зарядье. Параметрический скрипт для создания фасадной подконструкции. Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин

Проект интерьеров обоих помещений разработал Тимур Башкаев, победивший в конкурсе, проведенном Москомархитектуры (он же проектировал интерьер Медиа-центра с «северным сиянием» на потолке). Сложной и масштабной ледовой инсталляцией в Ледовой пещере – занимались Александр Пономарев и Алексей Козырь, неизменные кураторы Антарктической биеннале; в Лиссабоне Пономарев замораживал шестиметровые столбы из акрила. Авторы подчеркивают, что пещера в «Зарядье» – скорее инсталляция, чем имитация, художественное произведение, нацеленное на то, чтобы вызвать у зрителей определенные эмоции. И все же эта инсталляция – по меркам художественного произведения гигантская. К тому же для эффекта натеков льда требовалось заморозить сложное скульптурное образование в котором нет ни единого прямого угла и ни одной ровной поверхности. В павильоне планируются регулярные выставки, посвященные Заполярью и полярникам, по лабиринтам будут водить организованные экскурсии, и, по предварительным расчетам, в год он должен принимать до 10 млн посетителей. Концепция нелинейного «портика» входа принадлежит авторам парка, консорциуму DS+R.

Текучая нелинейная, «бионическая» пещера – главный сюжет, возможно, одно из самых ярких впечатлений парка; неудивительно, что и входной портик, общий для «пещеры» и «посольства», приобрел похожие очертания: белый цвет, колонны-сталагнаты, криволинейные формы. В Москве почти нет нелинейной архитектуры, по моим сведениям, павильоны «Зарядья» – второй по времени пример после Планеты КВН на Сущевском валу. Ледяная пещера и ее портик – самая сложная из нелинейных построек парка, как внутри, так и снаружи.

Глубокий портик сам уже похож на пещеру – настоящий вход во что-то подземное. Все опоры разные, потолок плавно переходит в стены, гибкая поверхность оболочки испещрена «звездами» точечных светодиодов. По ночам она подсвечена синим цветом, отчего вход в «пещеру» становится особенно притягательным.
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография: «Крост»
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография: «Крост»
***

История реализации
Проект интерьеров пещеры и ее портик реализовал Концерн «КРОСТ» – с использованием технологии, ранее не применявшейся в России, и, к тому же, экстремально быстро.

После того, как была сформирована основная идея, мало кто по-настоящему понимал, как воплотить ее в жизнь. В какой-то момент, соорудив монолитное основание, подрядчики и проектировщики в некоторой степени зашли в тупик. Изначально предполагалось, что фасад сооружения – портик – будет выполнен из металлоконструкций, однако от этой идеи пришлось отказаться из-за сложной криволинейной формы. Затем возникло предложение использовать готовые панели из стеклофибробетона. Из-за сжатых сроков производство панелей распределили между пятью российскими заводами: каждый завод работал обособленно, по собственной технологии и чертежам – в итоге правильно состыковать элементы сложной геометрии не удалось. Было упущено почти полгода, ситуация выглядела безнадежной.

В последний момент, буквально за месяц до открытия парка, к реализации был привлечен Концерн «КРОСТ», который предложил свое технологическое решение; при всех рисках и трудоемкости оно позволяло выполнить проект качественно и в срок. Инженеры и архитекторы «А-Проект.К», проектного института Концерна, решили не отказываться от стеклофибробетона – материала достаточно пластичного и одновременно прочного, позволяющего воспроизвести поверхность люб. Однако изготавливать элементы было предложено не на заводе, а непосредственно на стройплощадке.
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин

В кратчайшее время производство подмосковной фабрики «Фиброль», входящей в промышленный комплекс «КРОСТ», было перемещено в Зарядье. Это позволило не только сэкономить время, отведенное для оформления поверхности общей площадью более 1 500 м², но и избежать неточностей в процессе монтажа – благодаря аддитивной технологии 3D-принтинга: напыления стеклофибробетона непосредственно на поверхность фасада. Это новая технология никогда прежде не применялась, но дала потрясающий результат – все работы удалось выполнить менее чем за три недели.

Композитный материал наносили слоями на стеклопластиковую арматуру, которая придавала поверхности более плавные очертания. Несущий слой стеклофибробетона толщиной 10–15 мм покрывался еще и еще раз для достижения максимально ровной поверхности. Согласно подсчетам, для покрытия фасада потребовалось более 70 кубометров стеклофибробетона.

Для создания опалубки из пенопласта криволинейной формы были привлечены роботы-манипуляторы, которые справлялись с работой в два раза быстрее, чем фрезерный станок. Роботы работали круглосуточно, как и весь коллектив проектной мастерской компании «КРОСТ». Проектирование шло одновременно со стройкой. Каждый день на площадке работали более 400 специалистов Концерна «КРОСТ».

Прежде чем приступить к изготовлению опалубки и послойному напылению композитного материала, архитекторы проектного бюро Концерна «А-Проект.К» построили объемную модель, отсканировав 3D-сканером существующий остов пещеры, рассказывает заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ» Денис Капралов. Это позволило определить точное расстояние от монолита до поверхности, получить сечения и шаг в 40 см. К работе привлекли геодезистов, которые разделили все пространство на множество точек (только для монтажа подсистемы точек понадобилось 25 000), и скульпторы, которые вручную довели поверхность до совершенства с помощью декоративной штукатурки с зернистой текстурой.
Ледяная пещера в парке Зарядье, процесс финишной отделки.
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография: «Крост»
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Таким образом в условиях колоссального дефицита времени удалось найти и испробовать на практике новое технологическое решение. «Для нас это уникальный опыт, – говорит директор департамента промышленности Концерна «КРОСТ» Андрей Сазонов. – Сроки делали задачу практически невыполнимой, но мы смогли найти, как мне кажется, единственное возможное решение. На стройплощадку переехал не только завод, но и практически весь проектный офис. В экстремальных условиях мы сделали то, чего до нас никто не делал».

Теперь найденная технология будет применяться и на других объектах сложной бионической формы. По словам Дениса Капралова, с помощью аддитивных технологий и 3D-печати «КРОСТ», например, сможет реализовать концепцию уникальных интерьеров Технопарка Сбербанка в Сколково, спроектированных бюро Захи Хадид. 

18 Октября 2017

Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.