Многие нынешние формы Эчмиадзинского собора, в том числе его
подкупольный переход и купольную главу ученые единогласно относят к
восстановлению постройки при епископе Мовсесе в 1627 г (католикос в
1629-1632 гг.) и католикосе Филиппосе (1632-1655), о деятельности
которых повествует историограф того же столетия Аракел Даврижеци
6.
Более внимательное обращение к этому сообщению, к мнениям
О.Шаххатунянца и Т.Тораманяна приводит к заключению о лишь
фрагментарном разрушении главы собора к началу XVII в. и о ее
ремонте, вероятно, уже после середины того же столетия. Сам ремонт
заключался в восстановлении полусферы купола (разрушена была ее
верхушка), существенном восстановлении внешней облицовки барабана,
его повышении и венчании остроконечным пирамидальным шатром. При натурном исследовании, произведенном в августе 2005 г., в том
числе с кровель собора 7, подтвердилась версия сохранности внутренних
форм барабана и купола VII в. Судя по строительной технике (наличие
фасок) и художественно-стилистическому анализу внешних форм барабана
выявлено, что большая часть его внешней кладки, а именно вся нижняя
зона до уровня в 2/3 высоты нынешнего, является произведением начала
VII в. Логика архитектурного построения декора барабана и
сопоставление его с ближайшими аналогами привело к реконструкции
оригинальных форм карниза и шатра.
В интерьере круглый в основе барабан, поставленный на кольцевой
карниз, завершающий подкупольный переход, прорезан 12 высокими и
широкими окнами. По их завершении начинается купол. Снаружи
12-гранный барабан словно вырастает из основного тела собора.
Кольцевой профилированный карниз, устроенный на уровне чуть выше
коньков крыш рукавов креста и значительно выше внутреннего карниза,
подчеркивает начало окон и служит основой оригинального аркатурного
ордера.
Ребра барабана подчеркнуты высокими витыми колоннами, а
грани между ними оформлены арочными нишами, в которых и устроены
окна. Богато орнаментированные арки завершены ниже капителей колонн,
а между капителями, под тимпанами больших арок рельефно выступают погрудные образы в круглых медальонах (высечены на цельных
квадратных плитах, диаметр медальона 70 см). Неровная линия,
проходящая поверху капителей колонн и блоков с медальонами, является
границей зон, между которыми пролегло целое тысячелетие. Согласно
реконструкции, первоначально каждая грань завершалась щипцом, а в
целом барабан был увенчан зигзагообразным карнизом, нижние концы
которого опирались на колонны ордера. Этот карниз являлся основой
зонтичного шатра, покрывавшего купол. |