Малоизвестный памятник псковской архитектуры XV в.

Публикации / Статьи / Седов В.В.

А

 
 
Архитектурное наследство. Вып. 38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / Российская Академия архитектуры и строительных наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н.Ф.Гуляницкогою- М.: Стройиздат, 1995.- 400 с.: ил.- С. 383-388

На правом берегу реки Великой в погосте Старая Уситва Палкинского района Псковской области до 1942 г. стояла церковь Рождества Богородицы, окруженная небольшим кладбищем. В 1942 г. она была разрушена немецкими частями, а в настоящее время на месте церкви возвышается заросший холм высотой до 3 м.

Впервые внимание исследователей церковь привлекла в 1910-х годах в связи с ее намечавшимся ремонтом. В результате оживленной переписки прихода с Археологической комиссией появилось несколько статей(1), сообщавших о церкви, осмотренной П.П. Покрышкиным, о возможностях ее ремонта и тех небольших археологических работах, которые были произведены для выяснения характера фундамента. Церковь была отнесена к XV—XVI вв.(2) В 1920-х годах памятник осматривал К.К. Романов, составивший его план(3). После разрушения церковь была забыта исследователями. Наши поиски в фототеке ГНИМА, архиве и фотоархиве ЛОИА СССР выявили план храма, составленный К.К. Романовым, дело Археологической Комиссии, содержащее важные сведения о церкви, и ее схематический разрез, а также серию фотографий, позволяющих исследовать архитектуру памятника(4).

Впервые о церкви в Уситве сообщает 3-я Псковская летопись под 1471 годом: "В лето 6978... Тако же тоа молнию тоа же сутра зажже церковь в Сушистве деревяноу, святей богородицы, иконы и книги вся вымыкаше, а церковь вся до света згоре"(5). В том же 1471 г. летопись сообщает о постройке, видимо в камне (употребляется форма "ставити"), не только церкви на старом месте, но и церкви вновь образованного погоста Новая Уситва на левом берегу Великой: "начаша ставити на сей стороне церковь, а на другой —другую"(6).

Церковь в Старой Уситве неоднократно подвергалась перестройкам и переделкам. В 1684 г. (по сведениям К.К. Романова)(7) с юга был пристроен Никольский придел, позднее перестроенный в формах позднего барокко, как и трапезная храма. Колокольня церкви сооружена в начале XIX в. Во время переделок была изменена первоначальная пофронтонная кровля, для устройства четырехскатной были надложены углы.

Обратимся к архитектуре первоначального храма. Он был сложен из местного плитняка и представлял собой значительный по размерам (14х11 м) для псковской архитектуры основной объем, вытянутый по оси восток—запад. К восточному фасаду примыкала округлая абсида. Стены храма были довольно толстыми (1,5 м). В 1913 г. при исследовании фундаментов были вы-

1. ИАК. 1909, вып. 31, С. 7—9; 1910, вып. 36. С. 25-26; 1912, вып. 44, С. 33; 1914, вып. 52. -С. 22-24.

2. ИАК, 1909, вып. 31. С. 7.

3. Архив ЛОИА, ф. 29. д. 102.

4. Фототека ГНИМА, холл. V, N36987, 36988; д. Археол. Комм., 1908. Д. 138; ф. 29, д. 102, 460, фотоархив ЛОИА, 11, N31095, 31094, 30382.

5. Псковские летописи. — М., 1955, Вып. 2. — С. 171.

6. Там же, С. 176.

7. ИАК, 1914, вып. 52. - С. 22.

383

 

явлены деревянные связи, которые соединяли столбы и стены. Своды храма покоились на четырех столбах. Столбы восточной пары — очень крупные, со округлением к востоку, западные — круглые на такую же, как скругление восточных, высоту (до 2 м), а выше — квадратные. Как показали исследования Покрышкина, скругление столбов первоначально(8). Абсида была сильно вдвинута в восточную часть храма и заканчивалась округлениями, отвечающими скруглениям восточных столбов. Над западной частью церкви возвышались хоры на деревянном настиле, соединявшие две палатки над угловыми компартиментами. Световой барабан с четырьмя окнами несли повышенные подпружные арки. Рукава креста и угловые компартименты были

8. ИАК, 1910, вып. 37. - С. 25.

384


(с) автора
Седов В.В.

 
 

перекрыты коробовыми сводами. Фасады церкви были разделены довольно широкими лопатками на три прясла. Лопатки стягивались двухуступчатыми лопастными арками. Такое решение фасадов при пологой линии лопастных арок предполагает пофронтонное восьмискатное покрытие. Первоначальные оконные проемы сохранились только в барабане, где они имели щелевидную форму и завершались остроугольной бровкой. В результате того, что западный рукав креста сильно увеличен относительно восточного, купол оказался сильно сдвинутым к востоку. В объемном решении церкви большую роль играла сильно выдвинутая и, благодаря резкому скруглению, очень пластичная абсида, возвышающаяся на 2/3 высоты основного объема. Она укращена по верху пояском из двух рядов поребрика и идущего между ними бегунка. Подобный же пояс был расположен по верху барабана, над ним шел пояс уступчатых полукруглых ниш. Глава храма близкой к шлемовидной формы, с великолепным кованым крестом и яблоком, относится к XVII в. но, видимо, близко следует форме первоначальной, так как соответствует пропорциям памятника.

При анализе Рождественской церкви бросается в глаза массивность стен, архаичность приемов. То же впечатление производят фасады храма и его интерьер. Если черты декорации фасадов в целом достаточно характерны, то одноабсидность является необычной. Одноабсидные храмы

385

в Пскове встречаются в XV в. в двух вариантах. К первому относятся церкви в целом трехабсидные, но боковые абсиды у них заменены прямоугольными пониженными объемами. К этой группе относятся храмы в Довмонтовом городе XIV — начала XV в. (N1, 3, 4)(9), а также церкви Козьмы и Дамиана с Примостья (1461—1462) и Успения, в Мелетове (1462—1463). Характер сводов церквей Довмонтова города неизвестен, в церкви Мелетова они ступенчатоповышенные, в церкви Козьмы и Дамиана — пониженные подпружные арки, но, вероятно, такими они стали в результате переделки(10). Для двух .указанных храмов в 60-х годах XV в. характерно многоскатное покрытие(11).

При действительной одноабсидности эти храмы, имеющие своды, слитые с подпружными арками и пофронтонное, восьмискатное покрытие, образуют отдельный тип. Кроме того, в 1495 г. в Пскове возводится церковь Варлаама Хутынского — одноабсидная, с пониженными подпружными арками. Формы этого памятника обусловлены посвящением новгородскому святому и работой по новгородскому образцу.

При сравнении планов церкви Рождества Богородицы и храмов XV в. наибольшее сходство наблюдается с церковью Успения в Мелетове — тот же вытянутый объем, абсида, заходящая торцами стен в восточную часть, повышенные подпружные арки, характер расположения хор и палаток. Сохранившиеся церкви конца XV в. (Георгия со

9. Белецкий В.Д. "Храм I" и некоторые вопросы атрибуции церквей Довмонтова города //Археологическое изучение Пскова. — М., 1983. — С. 174-175.

10. Спегальский Ю.П. Происхождение пониженных подпружных арок церкви Козьмы и Дамиана с Примостья / /Памятники культуры. — М., 1960. - Вып. 2. - С. 31-41.

11. Там же. - С. 35-37.

К другой группе относятся церкви Ильи в Выбутах (см. рис. 5, в). Рождества Богородицы в Новой Уситве и, возможно, Георгия в Камно, не сохранившая сводов (все — второй половины — конца XV в.).

386

 
 

Взвоза, 1494, и Богоявления с Запсковья, 1496) обнаруживают уже трехабсидный тип с более развитыми пропорциями фасадов и восьмискатным покрытием. В церкви Богоявления с Запсковья создается окончательный, стабильный тип псковского храма — трехабсидного, со скругленными столбами и повышенными подпружными арками. Этот тип широко используется в городских, монастырских и погостских храмах XVI в. Относительно церкви Богоявления храма в Старой Уситве выглядит памятником предшествующего этапа.

Косвенные данные для датировки Рождественской церкви дают памятники Новгородской земли 60— 70 годов XV в. В это время в композиции небольших монастырских храмов увеличивается и удлиняется абсида, лишенная валиковых разводов и играющая значительную роль в объемном решении церквей (церкви Лазаря, 1461, Симеона, 1468, Николы в Гостинополье около 1475 г.). Кроме того, в некоторых памятниках (церкви Симеона, Николы в Гостинополье) план сильно вытянут по оси восток—запад, западные столбы скруглены на значительную высоту, отсутствуют угловые палатки. Говоря об этих храмах, мы можем констатировать "двустолпность" их интерьера, так как восточные столбы были закрыты высоким иконостасом. Именно эта "двустолпность" заставляла вытягивать план, увеличивая западную зону.

В новгородских памятниках, где отсутствовали палатки, а стены и столбы соединялись высоко расположенными арками, наблюдается и определенная зальность, слитность интерьера.

Церковь в Старой Уситве по композиционным особенностям во многом близка к указанным новгородским памятникам. Однако организация интерьера в исследуемой церкви иная. Во внутреннем пространстве еще читается крестообразность, характерная для интерьера Мелетова. В Мелетовском храме "противоположное" округление столбов читается слабо, а в местах схождения рукавов креста столбы создают грани, дающие ясное ощущение излома. В Мелетове, иконостас был еще, видимо невысоким, и верхняя зона восточного рукава креста была хорошо видна. В Старой Уситве восточные столбы, как уже говорилось, необычайно крупные, показывают, что прислоненный к ним иконостас был высоким и отсекал восточную зону храма. Таким образом, от крестообразного пространства отсекался восточный рукав и о построении интерьера данного памятника можно говорить как о Т-образном. Палатки хор образуют углы этого

387

пространства, которое лишь в нижней зоне перебивается округлениями западных столбов. Зальности новгородских церквей 60—70-х годов XV в. храм в Старой Уситве не достигает, но интерес к разработке западных компартиментов, по существу, созданию двустолпного интерьера в четырехстолпном храме, указывает на вторую половину XV в.

По формам церковь в Старой Уситве занимает промежуточное положение между Мелетовым и памятниками 90-х годов XV в. В ней, как и в Мелетове, используются повышенные подпружные арки, но западные столбы уже приобретают круглую форму, многоскатное покрытие сменяется восьмискатным. Некоторая резкость форм церкви в Мелетове исчезает, заменяется монументальной пластичностью.

Все сказанное позволяет принять 1471 год как дату начала постройки каменной церкви Рождества Богородицы в Старой Уситве. Этот памятник заполняет пробел между псковскими храмами середины и конца XV в. Как видим, развитие псковской архитектуры шло в сторону смягчения резкости форм, приобретения пластической выразительности и монументальной сдержанности объемов. Разрабатывались общие для новгородской и псковской архитектуры вопросы организации пространства с учетом высокого иконостаса. Отрабатывались приемы псковской декорации. Архитектурные особенности церкви в Старой Уситве 70-х годов XV в. говорят о готовящемся сложении универсального местного типа, широко варьируемого в конце XV— XVI вв.

388

При цитировании  ссылка на: 
1. бумажную версию  статьи 
2. на  www.archi.ru 
обязательна 

 

 
 

Публикации / Статьи / Автор ...

return_links(); ?>