|
стыря, церковь в Юркине и другие сооружения, в строительстве которых, по всей вероятности, принимали самое активное участие мастера-фрязи. Выразительную картину взаимоотношении итальянских и русских строителей рисует летописный рассказ о возведении Аристотелем Фьораванти Успенского собора: "...и нача делати по своей хитрости, а не якоже Московские мастеры, а делаша наши же мастеры по его указу"(100). Особенностью русской практики была особо большая доля фортификационных работ, поручаемых итальянцам, хотя использование их как военных инженеров известно и в других странах, например, в Англии и в Венгрии(101). Важно отметить и другое: среди названных в летописях двадцати восьми построек фряжских мастеров — восемнадцать церквей. То, что русские храмы, в отличие от западноевропейских, имели, как правило, небольшие размеры, и лишь кремлевские соборы могут быть безоговорочно признаны церковными сооружениями в западном смысле, в конце концов не так уж зажно. Как это ни парадоксально, итальянцам в православной России доверялось культовое строительство, практически недоступное для них в католических странах.
Причину этого явления, видимо, следует прежде всего искать в относительно слабом развитии на Руси «каменного дела», а также в отсутствии ремесленных корпораций западного типа. В этих условиях приезжие итальянцы оказывались не только профессионалами-архитекторами, но в неменьшей степени организаторами строительного производства в не известных здесь до того масшатабах. Это в полной мере относится и к Аристотелю Фьораванти, и к мастерам, возводившим Кремлевскую крепость, и ко многим другим итальянским архитекторам.
Конечно, противодействие архитектурным новшествам со стороны местной традиции имело место и в России, но носителями этой традиции оказывались скорее заказчики, чем русские мастера. По понятным причинам, наиболее сильны были консервативные тенденции в культовом строительстве. Отсюда — почти неизбежное обращение итальянских мастеров, особенно на начальном этапе, к типу крестово-купольного храма, неизвестному в самой Италии, за исключением Венеции(102). И все же они не оставались только пассивными исполнителями чужой воли, способствуя той ломке канонического типа церковного здания, которая привела в XVI веке к созданию столпообразных и многостолпных храмов.
Труднее, чем о культовых зданиях, судить о гражданских постройках мастеров-фрязей, поскольку от большого комплекса кремлевских дворцовых зданий до нас дошло
|
|
|
80 |
не так уж много. Одностолпная Грановитая палата, одетая в богатую ренессансную декорацию, типологически не принадлежит к характерным итальянским постройкам(103) и, по-видимому, в части примененной конструкции опирается на русские образцы(104). Дворец, выстроенный в 1499—1508 годах Алевизом, как его охарактеризовала «Степенная книга», «весь прехитро камен же поставлен бысть»(105). Термин «прехитро» должен указывать на элемент необычности, но он может быть отнесен как к композиции и конструкции здания, так и к его декорации, что не менее вероятно. Принято считать, что дворец представлял собой характерное для Руси сочетание отдельных хором(106). Видимо, устойчивые бытовые установления препятствовали перенесению на русскую почву типа итальянского палаццо. Есть, однако, косвенные признаки того, что итальянский образец все же в той или иной мере имелся в виду при начале строительства. Так, Алоизио да Карезано писал о пожелании Ивана
III, чтобы ему сделали замок «наподобие того, что в Милане»(107). Вряд ли правильно, как это иногда делается, относить этот текст к Кремлю, поскольку строительство Кремлевской крепости ко времени приезда Алоизио в Москву было уже сильно продвинуто и близилось к завершающей фазе. На то, что московский дворец мыслился наподобие замка, может указывать и летописный рассказ о закладке в мае 1499 года великокняжеского дворца вместе со стеной, идущей до Боровицкой стрельницы(108).
Свободнее всего должны были чувствовать себя итальянцы при возведении крепостей благодаря своему авторитету не только как фортификаторов, но и вообще как военных инженеров. Московский, Нижегородский, Тульский и некоторые другие кремли конца XV — начала XVI века развивают традиции строительства североитальянских крепостей. Недавно А. Н. Кирпичников обратил внимание на имеющиеся данные о введении итальянскими мастерами в 1530-х годах типа земляной бастионной или полубастионной крепости, который использовался главным образом на западных рубежах(109). Как бы то ни было, размах собственно архитектурной деятельности итальянских мастеров в России по сравнению с другими странами Европы был несопоставимо велик.
Помимо этого, итальянцы достаточно широко использовались на Руси как мастера-резчики. Прежде всего обильно украшались резьбой здания, возводившиеся под руководством фряжских мастеров: Грановитая палата, великокняжеский дворец,, Архангельский собор. Но образцы орнаментальной архитектурной пластики ренессансного характера находим и в некоторых других сооружениях, таких как
|
|
|
81 |
|
| | |
|
Благовещенский собор, собор Чудова монастыря(110), Покровский храм Александровской слободы. Источники также содержат сведения о приглашении на Русь итальянских резчиков. Это — «pichapedre» Бернардино да Боргоманеро, отправившийся из Милана в 1494 году вместе с Алоизио да Карезано(111), и «резец» Григорий Воренза, задержанный в 1505 году в Крыму Менгли-Гиреем(112).
Ограничения идеологического порядка, вызванные конфессиональными различиями, в наибольшей степени препятствовали распространению на Руси изобразительного искусства Возрождения. Из скульптурных произведений этого периода, столь обильно представленных в остальной Европе, для России можно назвать лишь одно плохо сохранившееся изваяние головы, помещенное во фризе Грановитой палаты. Однако и назначение его, и действительную принадлежность руке мастера-итальянца предстоит еще выяснить(113). Дело, конечно, было не в отсутствии мастеров (и Пьетро Антонио Солари, и Альвизе Ламберти да Монтаньяна — предполагаемый Алевиз Новый — были не только архитекторами, но и скульпторами, хотя и не первоклассными(114)), а в отношении православия к объемному изображению человека как к идолу. Этим объясняется и отсутствие на Руси типа скульптурного надгробия, с которым тесно связано развитие ренессансной скульптуры во многих католических странах.
Если скульптура была для русских заказчиков неприемлема как жанр, то с живописью дело обстояло несколько иначе. Светской живописи на Руси в
XV—XVI веках не существовало, а сакральный Характер иконописи не допускал поручения ее мастерам-иноверцам, которыми, по бытовавшим тогда представлениям, были приезжие мастера-католики. Единственной известной попыткой привлечения мастера-фрязина в качестве живописца была, если принять гипотезу А. Грищенко и Г. С. Соколовой, погибшая роспись папертей Благовещенского собора(115). Но эта попытка, если она и имела место, осталась, видимо, несостоявшейся, не продвинулась дальше выполнения синопии, то есть подготовительного рисунка.
Таким образом, мы видим существенную разницу в характере работы, поручавшейся итальянским мастерам в России и в других странах Европы. В отличие от того, что происходило в католических странах, здесь основной областью их деятельности была архитектура, сфера же изобразительного искусства была для них практически исключена. Тем самым ренессансное искусство, приносимое на Русь, в очень большой степени лишалось своего гуманистического содержания. Общим, самым универсальным жанром, в котором
|
|
|
82 |
проявились черты нового искусства как на Западе, так и в России, была архитектурная орнаментика, соединяющая в себе элементы архитектурного ордера и скульптурного рельефа, часто сводящегося к так называемым «гротескам». Произведения этого жанра в разных частях Европы сохраняют между собой наибольшую стилистическую близость.
Соотношение ренессансных нововведений с местной традицией имело для Руси еще одну особенность. Для остальной Европы в роли своего рода субстрата, на который воздействовало приносимое искусство Возрождения, выступала художественная культура поздней готики. В какой-то мере такая ситуация была свойственна и самой Италии, и независимо от различных оттенков, которые приобретало готическое искусство в разных странах, итальянские мастера в определенном смысле оказывались в привычной для себя обстановке. В России же происходило столкновение и частичное слияние элементов ренессансного искусства с местной художественной культурой, сформировавшейся на базе византийской традиции. Этим определяется необычность русских памятников, которые иногда трудно сопоставить с близкими по времени произведениями итальянцев в западных странах. В какой-то мере аналогичная ситуация имела место только в Венеции и в Далмации, сохранявших вплоть •до XV столетия глубокие связи с предшествующей византийской культурой"6. Возможно, что это было одной из причин настойчивого обращения русских посольств за мастерами в Венецию(117).
Подводя итоги сравнительного рассмотрения процесса распространения итальянскими мастерами в Европе конца
XV—начала XVI века художественной культуры Возрождения, можно заключить, что в целом это явление в России и в других европейских странах обладало большой типологической близостью. Начало эмиграции итальянских художников в основные страны Европы близко хронологически, хотя и с заметным опережением в этом отношении Венгрии и России. Очень близки повсюду социальные позиции как заказчиков, так и приглашаемых ими мастеров. Если степень становления гуманистической культурной среды, обусловившей потребность в новом искусстве, в разных западных странах и тем более в России была весьма различной, то некоторые общие тенденции все же прослеживаются и в этой области. Вместе с тем русская ситуация обладает и своими особенностями, такими как преимущественное использование итальянцев в качестве архитекторов, а также столкновение нового искусства не с готической, а с визан-тинизирующей художественной традицией. В целом гуманистический аспект итальянского искусства в значительно
|
|
|
83 |
|
| | |
|
меньшей степени затронул Россию, чем другие страны. Однако основные причины, по которым русское искусство не пошло по пути Возрождения, следует искать не в этом, а в самой русской жизни.
Кульминацией культурных проявлений, о которых шла речь выше и которые создавали
предпосылки для восприятия ренессансного искусства, был самый рубеж XV и XVI веков.
После церковного собора 1503 года и разгрома новгородско-московской ереси
преобладающее влияние получила клерикальная партия Иосифа Волоцкого. «Элементы
Возрождения, которые намечаются в конце предыдущего века, в XVI веке почти совсем
исчезают», — пишет Я. С. Лурье(118). Резко сокращаются и посольства в Италию,
благодаря которым попадали на Русь итальянские мастера. После 1528 года
дипломатические связи России и Италии прерываются на несколько десятилетий.
Изменение общей ситуации не сразу сказывается на архитектуре, и первые 15—20 лет XVI
века продолжается активная строительная деятельность фряжских мастеров, но
после новой короткой вспышки конца 1520-х и начала 1530-х годов она окончательно
затухает, уступая место последующей фазе, когда происходят активное осмысление и
переработка того нового, что внесли в русское зодчество итальянские архитекторы.
Как бы мы ни оценивали общие пути развития русского искусства в XVI веке,
несомненно выдающееся значение сохранившихся сооружений, возведенных в Москве
итальянскими мастерами. То обстоятельство, что они относятся к наиболее раннему
этапу распространения художественных форм итальянского Возрождения за рубежом,
сообщает им, безусловно, особый интерес. Они в большей степени, чем произведения
позднейшие, несут на себе подлинный отпечаток раннего Возрождения, а в некоторых
случаях поздней итальянской готики. Утрата подавляющего большинства столь же
ранних произведений итальянских мастеров в Венгрии, погибших при турецком
завоевании, делает русские памятники особенно ценными как важные вехи
распространения искусства Возрождения в Европе.
1. Лазарев В. Н. Искусство средневековой Руси и Запад (XI—XV века). - В кн.: Лазарев В. //.
Византийское и древнерусское искусство. - М., 1978, с. 227—296.
2. J. Bialosfocki. The Art of the Renaissance in Eastern Europe. Hungary. Bohemia. Poland. Oxford, 1976.
3. Дживелегов А. К. Бенвенуто Челлини. Эпоха, среда, человек. — В кн.: Жизнь Бенвенуто,
сына маэстро Джованни Челлини, флоректинца, написанная им самим во Флоренции. --М.-—Л.,
1931, с. 15.
4. Мы не включили в этот перечень Далмацию, поскольку в конце XV—начале XVI века она подчинялась Венецианской республике (за исключением Дубровника) и в области искусства находилась в почти полной зависимости от Италии.
|
|
|
84 |
5. См.: Эрнст Н. Л. Бахчисарайский ханский дворец и архитектор вел. кн. Ивана III Алевиз Новый. — Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии (быв. Таврической ученой архивной комиссии). —Симферополь, 1928, т. 2(59), с. 39—54.
6. Л. Blunt.. Art and Architecture in France. 1500 to 1700. Melbourne— London — Baltimore, 1955, p. 7.
7. См.: /. F. Rdfols. Arquitectura del Renacimiento Espafiol. Barcelona, 1929, p. 7.
8. Характерно, что за всю первую четверть XVI века мы почти не встречаем имен итальянских мастеров, работавших в странах Центральной Европы, вроде побывавшего в Нидерландах и во Франконии Антонио Фацуни «иль Мальтозе». За тот же период можно назвать ряд местных мастеров, использовавших в своих произведениях ренессансную орнаментику: Адольф и Ханс Даухеры, Вендель Роскопф старший, а несколько позднее — Андреас и Христиан Вальтеры, Конрад Кребс, Ханс Шикентанц и другие. См.: //. /.
Kadatz. Deutsche Renaissancebaukunst Berlin. 1983, S. 53, 112, 171, 177, 179, 209, 414—418.
9. X. Кадатц определяет хронологические рамки первой фазы немецкой ренессансной архитектуры —«раннего Ренессанса» как 1510—1555 годы. См.:
Ibid, S. 107. При этом следует отметить, что стилистически зрелые произведения относятся в основном к концу этой первой фазы.
10. Есть основания полагать, что в начале XVI века итальянские мастера выполняли какие-то работы для молдавского господаря Стефана Великого. В отпуске посольства от великого князя Василия III к крымскому хану Менгли-Гирею 1509 года говорится, что во время задержки в Молдавии русского посольства Дмитрия Ралева и Мигрофана Карачарова (1500—1503) Стефан велел нанятым на русскую службу мастерам «делати на себя, хто что умел», а четырех «мастеров лутчих» вообще оставил у себя (Сборник Русского исторического общества. — СПб., 1895, т. 95, с. 56). Может быть, с нашей темой можно связать находку в Сучаве надгробной плиты 1512 года тосканца Баптиста из Везентино, названного «magister in diversis artibus». Румынские авторы полагают, что речь идет об «учителе», ученом-гуманисте, но этот же текст, по-видимому, можно перевести иначе, а именно как «мастер в различные искусствах». См.: Istoria
Romrniniei. Ed. Academiei. Bucuresti. 1962, v. 2' p. 686—687.
11. См.: /. Balogh. Aristotele Fioravanti in Ungheria. In: Arte Lombarda 44/45, nuova serie. Milano, 1976, p. 225—227. От 1467 года отсчитывает начало «творческого периода Ренессанса в Венгрии» Л. Геревич. См.:
L. Gerevich. The Art of Buda and Pest in the Middle Ages. Budapest, 1971, p. 102.
12. Подробный перечень работавших в Венгрии пр^Матьяше итальянских мастеров приведен, в частности, в статье П. Войта
(Р. Voit. Una bottega in via dei Servi. In: Acta Historiae Artium, t. VII, fasc 3—4, J961, p. 201).
13. Разрешение на постройку капеллы выдано в 1476 году. См.: В. G. Rroske. The Tomb of Beltran De la Cueva de
Cuellar. In: Actas del XXIII Congreso Internacional di Historia del Arte. II. Granada, 1977, p. 385— 392.
14. Капелла выполнена Франческо Лаурана по заказу Рене Анжуйского в 1475--1481 годах. См.:
A. Blunt. Op. cit., p. 3.
15. См.: Маца И. Л. Архитектура Чехословакии. -- М., 1959, с. 118-121. Е. Samankova. Ober die Anfange der Tschechishen
Renaissance. --Alchitektur. In: Acts Historiae Artium, t. XIII, fasc. 1—3, 1967, p. 115. Кроме того, можно назвать несколько сооружений конца XV века в южной Моравии, в декорации которых прослеживаются мотивы
|
|
|
85 |
|
| | |
|
итальянского Возрождения. Таковы портал дома в Товачове (1492) или украшенный сграффито дом в Славонице (1497). См.:
V. /indra. И Rinascimento in Cecoslovachia. In: Palladio, Anno VII, 1957, No 1, p. 26.
16. См.: Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М., 1970, т. 3, с. 260.
17. См.: Померанцев Н. Н. Новый памятник московской архитектуры конца XV века. —Сообщения института истории искусств. —М.—Л.» 1951, вып. 1, с. 63—68.
18. По свидетельству Вазари, Фра Джоконде соорудил в Париже два величественных моста с лавками через Сену„ а также «создал для этого короля и по всему королевству множество других произведений»
(Вазари Даис.^Указ, соч., т. 3, с. 537). Насколько точны эти сведения, неясно. Во всяком случае, современным историкам искусства произведения Джулиано да Сангалло и Фра Джоконде во Франции неизвестны.
19. См.: Е. Chirol. Le Chateau de Gaillon. Paris, 1952, pi. XI, XIV, XIX, XX, XXII, XXIII, XXV.
20. См.: У. F. Rdfols. Op. cit., p. 44.
21. См.: У. Balogh. La Capella Bakocz di Estergom. In: Acta Historiae Artiurn, t. Ill, fasc. 1—4, 1956.
22. См.: E. Hempel. Geschichte der deutschen Baukunst. Miinchen, 1956. S. 284—286; Baukunst in Deutschland. Renaissance. Leipzig, 1966, S. 11; R.
Feuchtmuller. Die Architektur der Renaissance in Osterreich. In: Renaissance in Osterreich. Geschichte — Wissenschaft — Kunst. Berger, 1974, S. 185—195;
Н. У. Kadatz. Op. cit., S. 112, 113, 177, 314.
23. Грамота Менгли-Гирея Ивану III от 9 августа 1504 года.—Сборник Русского исторического общества. —СПб., 1884, с. 41, с. 515—516.
24. ПСРЛ. т. 6, с. 53; т. 8, с. 249; т. 13, с. 10.
25. ПСРЛ, т. 6, с. 247; т. 13, с. 8; т. 20, с. 380; т. 26, с. 299; т; 28, с. 342; Гациский А. С. Нижегородский летописец. — Нижний Новгород, 1886, с. 29.
26. См.: Разрядная книга 1475—1605 годов. М., 1977, т. 1, ч. 1, с. 110.
27. См.: Псковские летописи. —М., 1941, вып. 1, с. 98; М., 1955, вып. 2, с. 260.
28. См.: Подъяпольский С. С. Архитектор Петрок Малой. — В кн.: Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки. — М., 1983, с. 34—50.
29. Черты маньеризма в русской художественной культуре проявились позднее — в XVII столетии, причем здесь играли определенную роль контакты не с Италией, а со странами Северной Европы. См.:
Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. — М., 1978, с. 9—28.
30. Во второй половине XVI века прекратилась художественная деятельность итальянцев в Англии. Одной из главных причин этого явления, как и в России, послужили конфессиональные расхождения с католической церковью. См.:-
R. Blomfield. A Short History of Renaissance Architecture in England. London, 1904, p. 19—20.
31. См.: У. Balogh. I mecenati ungheresi del primo Rinascimento. In: Acta Historiae Artium, t. 13, fasc. 1—3, 1967, p. 210—212.
32. См.: У. Bialostocki. Op. cit., p. 11; Н. Kozakiewiczowa. Relazioni artistiche tra Roma e Cracovia nella prima meta del '500. In: Accademia polacca delle
scienze. Biblioteca e centro di studi a Roma. Conferenze. Fasc. 53. Wroclaw— Krakow—Gdansk, 1972, p. 3, 34.
33. См.: R. Blomfield. Op. cit., p. 4—6.
34. См.: Давид Л. А. Церковь Рождества в с. Юркино.— В кн.: Реставрация и исследования памятников культуры. — М„ 1982, вып. 2, с. 56—64.
35. См.: Воронин Н. Н. К истории русского зодчества XVI века. —В кн.: Государственная академия истории материальной культуры. Бюро по делам аспирантов. —Л., 1929, вып. 1, с. 83—92.
|
|
|
86 |
36. См.: Преображенский М. Г. Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии. — Спб., 1891, с. 40; История русского искусства под редакцией акад. И. Э. Грабаря. —М.. 1955, т. 3, с. 343, 349—350.
37. См.: Максимов /7. Н„ Торопов С. А. Церковь села Чашникова Нарышкиных. —В кн.: Архитектурное наследство. — М., 1969, вып. 18;
Веселовский С. 5. О происхождении названий некоторых древнейших селений Подмосковья. — В кн.: Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры
XIV—XIX веков. — М., 1962, с. 541—542.
38. См.: У. Balogh. I mecenati ungheresi del primo Rinascimento, p. 206.
39. См.: Ibid., p. 210.
40. См., например: Лурье Я. С. Элементы Возрождения на Руси в конце XV—первой половине XVI века. —В кн.: Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. —Л.» 1967, с. 183— 211.
41. См.: Казакова Я. А. Дмитрий Герасимов и русско-европейские культурные связи в первой трети XVI века. — В кн.: Проблемы истории международных отношений. —Л., 1972, с. 248—268.
42. См.: Зимин А. А. Доктор Николай Булев — публицист и ученый медик. — В кн.: Материалы по древнерусской литературе.— М., 1961, вып. 1, с. 78—86.
43. Ржиеа В. Ф. Боярин-западник XVI века (Ф. И. Карпов). — В кн.: Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук. Институт истории. Ученые записки. — М., 1929, т. 4, с. 43—44.
44. См.: Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. — М., 1982, с. 159.
45. F. von LiUenfeld. Vorboten und Trager des 'Humanismus' im Rufiland Ivans III. In: Renaissance und Humanismus in Mittel- und Osteuropa. I. Berlin, 1962,
S. 395.
46. См.: Базилевич К. В. Внешняя политика русского централизованного государства. Вторая половина XV века.— М., 1952, с. 82;
Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV — начала XVI века.— М., 1980, с. 223.
47. См., например: Дживелееов А. К. Указ., соч., с. 9 и сл.
48. См., об этом: Л. Blunt. Artistic Theory in Italy 1450—1600. Oxford, 1956, p. 48—57; R. Wittkower, М. Wittkower. Born under Saturn. The Character and Conduct of
Artist. London, 1963, p. 10—16; Петров М. Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса.—Л., 1982, с. 59—110.
49. См.: R. Wittkower, М. Wittkower. Op. cit., p. 17, 46—48.
50. Вот как характеризует положение большинства итальянских мастеров в Англии Р. Бломфилд: «Думаю, очевидно, что Генрих и другие царственные патроны обращались с итальянцами как с очень смиренными особами, не заслуживающими поручения больших проектов, но лишь пригодными, чтобы занять свое место вместе с другими работниками в исполнении отдельной части украшений»
(R. Blom' field. Op. cit., p. 16).
51. Цит. по: R. Wittkower, М. Wittkower. Op. cit., p. 35.
52. Цит. по: Ibid., p. 42.
53. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, с. 526.
54. См. R. Wittkower. М. Wittkower. Op. cit., p. 43.
55. См. Bialostocki. Op. cit., p. 17.
56. См. У. Balogh. Joannes.Duknovich de Trogurio. In: Acta Historiae Artium, t. 7, fasc. 1—2, 1960, p. 74.
57. В общерусских летописях упоминаются стройтели-фрязи: Аристотель (Фьораванти), Онтон, Марко, Петр Антоний (Пьетро Антонио Со-лари), Алевиз (Алоизио да Карезано), Алевиз Новый (Альвизе Лам-берти да Монтаньяна?), Бон, Петр Френчюшко, Петр (Петрок) Малой. Псковские летописи называют также Ивана фрязина. Из упо-
|
|
|
87 |
|
| | |