|
| Министерство культуры РФ. Государственный
институт искусствознания На правах рукописи Специальность 18.00.01. теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Москва 2001 Работа выполнена в Отделе Свода памятников художественной культуры Государственного института искусствознания Научный руководитель
- доктор искусствоведения Вл.В.Седов Официальные оппоненты: доктор искусствоведения А.Л.Баталов, кандидат искусствоведения С.С.Попадюк Ведущая организация Научно-Исследовательский Институт Теории Архитектуры и Градостроительства (НИИТАГ) |
Постановка проблемы. Настоящая диссертация посвящена анализу развития одного из ведущих типов древнерусских церковных сооружений - шестистолпных храмов, рассматриваемых в контексте русской архитектуры XVII в. Актуальность исследования. Изучению традиционных соборов уделялось немного внимания историками архитектуры, занимавшимися проблемами зодчества XVII в. Однако представляется, что именно эти памятники были одним из наиболее художественно и социально значимых явлений в культовом строительстве столетия. Выделение среди различных типологических вариантов в качестве объекта исследования шестистолпного типа храма позволяет, во-первых, рассмотреть особенности архитектурного процесса XVII в. в ином ракурсе, нежели при хронологическом или географическом подходе к материалу и, во-вторых, выявить линию внутреннего развития самого этого типа, одного из главенствующих среди соборных сооружений. Предмет и объект исследования. Основным объектом исследования стали девять памятников шестистолпного типа, сооруженные в XVII в. (соборы Желтоводского и валдайского Иверского монастырей, Нижнего Новгорода, Ярославля, Холмогор, Смоленска, Рязани, Пскова и Тамбова), а также четыре храма первой половины XVIII в., завершающие развитие данного типологического варианта (Покровская и Богоявленская церкви в Казани, храм Рождества Богородицы в ярославском селе Великое и Успенский собор в Кинешме). Как известно, начало строительству шестистолпных храмов было положено в конце XV -начале XVI в. возведением Успенского и Архангельского соборов в Московском Кремле. Построенные на протяжении XVI в. двенадцать больших соборов рассматриваются в настоящей работе в качестве вводного материала, позволяющего очертить основной круг проблем, связанных с этим типом, и сделать предварительные выводы. После продолжительного перерыва в строительстве, вызванного Смутным временем, только к середине XVII столетия сложились благоприятные условия для возведения первого большого собора. Последний же памятник рассматриваемого типа датируется 1745 г. Хронологические рамки исследования, таким образом, охватывают приблизительно одно столетие, но если большие соборы XVII в. сооружаются в контексте живого архитектурного процесса, то памятники XVIII столетия, являясь по сути
|
|
|
1 |
отголосками древнерусской традиции в культуре Нового времени, демонстрируют постепенную деградацию принципов, сформулированных в шестистолпных храмах древнерусского периода. Поэтому основное внимание в работе уделено художественному своеобразию больших соборов XVII в., а точнее - его второй половины. Для понимания архитектурной ситуации, в которой возникали шестистолпные храмы, и восстановления целостной картины строительной деятельности XVII в. в работе приводятся многочисленные аналогии из современной им столичной и провинциальной архитектуры. Состояние вопроса. Развитие шестистолпного типа храма в XVII в. никогда не рассматривалось исследователями в качестве самостоятельной проблемы. Тема больших соборов в целом затрагивалась вскользь в обобщающих работах по истории древнерусского зодчества, причем чаще всего в связи с деятельностью итальянских мастеров в Москве в конце XV - начале XVI в. Особую роль Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля в развитии русского зодчества XVI-XVII вв. отмечали еще А.М.Павлинов и М.В.Красовский. Ф.Ф.Горностаев вводит в научный оборот термин «соборный тип», указывая его основные характеристики и широкую распространенность в древнерусском зодчестве. По мнению А.И.Некрасова, тиражирование форм московских соборов без экономических предпосылок для этого привело к значительной потере качества в провинциальных памятниках XVI в. Тема больших соборов XVI столетия несколько раз возникала в работах современных исследователей: А.Л.Баталова, Вл.В.Седова, А.Г. Мельника. Если большие соборы XVI в. все чаще попадают в поле зрения ученых, то памятники XVII в. до сих пор остаются мало исследованными. Наиболее изучен Иверский собор Валдайского монастыря, благодаря серии публикаций М.А.Ильина, посвященных строительству патриарха Никона и каменному зодчеству Древней Руси в целом, а также статьям Г.В.Алферовой и С.И.Сивак, уточняющим обстоятельства никоновского строительства по новым архивным данным. Однако изучение в настоящей работе валдайского собора с точки зрения принадлежности его к шестистолпному типу позволило, привлекая новые аналогии, поставить его в один ряд с другими большими соборами и
|
|
|
2 |
|
|
(с)
автора
2001. Вдовиченко М.В.
| |