«Стадионы: жизнь до и после Чемпионата» – итоги круглого стола

Проект «Приметы городов. Лучшие региональные практики девелопмента», инициированный коммуникационным агентством «Правила общения», собрал в рамках Арх Москвы большой разговор про новые российские стадионы, построенные или реконструированные к Чемпионату мира по футболу.
Фотография предоставлена агентством «Правила общения»

Какие требования FIFA к стадионам для чемпионата в России? Какова экономика спортивных сооружений такого масштаба? Архитектурные особенности лучших спортивных площадок.

Эти и многие другие вопросы обсудили Алексей Шубкин, руководитель Мастерской №6 архитектурного бюро SPEECH, Сабина Мамедова, глава департамента архитектурного развития АО «ЦНИИПромзданий», Антон Заключаев, руководитель архитектурной мастерской №1 проектного института «Арена», Раймонд Фадель, генеральный директор по России компании AECOM, Кирилл Тихонов, консультант практики оказания услуг спортивным организациям PwC, архитектурный обозреватель Лариса Копылова. Модератором дискуссии выступила Юлия Зинкевич, генеральный директор агентства «Правила Общения», куратор проекта «Приметы городов».

Всего к Чемпионату мира по футболу в России подготовлены 12 стадионов в 11 городах. Это «Лужники» и «Спартак» в Москве, стадион «Санкт-Петербург» в Санкт-Петербурге, «Казань Арена» в Казани, стадион «Нижний Новгород» в Нижнем Новгороде, «Самара Арена» в Самаре, «Фишт» в Сочи, «Ростов Арена» в Ростове-на-Дону, «Екатеринбруг Арена» в Екатеринбурге, «Волгоград Арена» в Волгограде, «Калининград» в Калининграде, «Мордовия Арена» в Саранске. Часть стадионов была реконструирована, часть спроектирована и построена с нуля. Вместимость площадок на полуфинале должна быть порядка 60 тысяч человек, а на открывающем матче и в финале – 80 тысяч человек. Менее масштабные матчи примут стадионы вместимостью от 35 тысяч мест. Кроме того, FIFA ввело для России, с учетом климатических особенностей страны, требования, чтобы все трибуны стадионов чемпионата были размещены под кровлей.

Всего на круглом столе было подробно рассмотрено шесть российских стадионов, готовых принять чемпионат уже меньше чем через месяц.

Столичный раритет или как реконструировали Лужники

Главный стадион страны, вместимостью 81 тыс. человек, на котором пройдут все основные матчи и финал Чемпионата мира по футболу – «Лужники».
Стадион «Лужники». Бюро SPEECH. Фотография © Илья Иванов

О том, как проходили все этапы эпохальной реконструкции большой спортивной арены «Лужники», построенной в 1956 году, рассказал Алексей Шубкин, руководитель Мастерской №6 архитектурного бюро SPEECH. Легендарный стадион пережил несколько реконструкций. Первая была проведена к Олимпиаде-80, тогда были воздвигнуты мачты. Вторая пришлась на 1997 год, когда возвели кровлю к стадиону, а также были поставлены по периметру колонны. Еще одна реконструкция проводилась в 2008 году: стадион изменили, чтобы он мог принимать финал Лиги чемпионов, было увеличено количество мест, обустроены VIP-зоны и помещения для прессы. Нынешняя реконструкция началась в 2013 году и уже практически завершена. «Главная задача на этот раз состояла в том, чтобы вписать 81 тысячу мест, а также сохранить исторический облик площадки, что и было бережно сделано: колоннада, опоясывающая стадион, внутренняя стена, форма и пластика кровли, все сохранило свой первоначальный вид. С одной стороны, нас ограничивали грунтовые воды, с другой – кровля с исторической стеной, при этом пришлось создать новую геометрию чаши, чтобы разместить необходимое количество кресел. В обновленном проекте были созданы каскадные лестницы, лестницы для зрителей с входного уровня до верхней трибуны. В каждом секторе около 11 таких лестниц. И все это сделано с учетом безопасной эвакуации зрителей. Что касается реконструкции непосредственно фасада, то совместно со студией Артемия Лебедева был добавлен широкий металлический фриз с изображениями спортсменов. Кроме того, характерной чертой стадиона является кровля, на которую можно транслировать практически любое изображение благодаря вмонтированным светодиодам».

«Спартак» – первый в России стадион, построенный на частные деньги

Другой столичный стадион, который будет принимать матчи чемпионата, был построен еще в 2014 году на северо-западе Москвы в районе Тушинского аэродрома.
Стадион «Спартак». Бюро AECOM. Фотография предоставлена агентством «Правила общения»

Прежде чем международная компания AECOM получила заказ и приступила к проектированию, столичная экспертиза трижды выдавала отрицательные заключения другим компаниям. Раймонд Фадель, региональный директор по России компании AECOM, так отметил роль компании в проекте: «Основная задача для наших специалистов была в том, чтобы спроектировать функциональный, красивый футбольный стадион, на котором было бы комфортно и спортсменам, и болельщикам. Хочу подчеркнуть, что стадион «Спартак» был построен на частные деньги, и нам, при соблюдении всех параметров качества, необходимо было еще уложиться в заданный бюджет, который изначально составлял 150 миллионов евро. За эталон мы приняли самые современные стадионы Европы, такие как «Альянц Арена» в Германии – в проектировании которых мы также принимали участие. Были учтены все факторы удобства для болельщика: крыша сделана таким образом, что летом на стадионе не душно, а зимой не холодно, звук распределяется без создания гулкого эха, а трибуны расположены так, что впереди сидящий зритель не мешает тому, кто сзади».

Стоит отметить, что стадион занимает третье место на протяжении нескольких лет в международном рейтинге лучших мировых арен с точки зрения функциональности, технологий, комфорта и доступа. Кроме непосредственно аренды стадиона футбольным клубом «Спартак», существенный доход стадиону приносит приобретение мест в VIP-ложах, которых в проекте создано 50, а стоимость аренды такой ложи на один матч начинается от 500 тыс. руб. Однако, как отметил Раймонд Фадель в завершение своего выступления: «Когда мы говорим о футболе, тут экономика отпадает, потому что или мы говорим о спорте, или о коммерции. Данный стадион был сделан для футбола, и создан частным лицом, которое хотело, чтобы всегда помнили этот стадион и того человека, который его построил».

А что предлагают регионы?

В ходе круглого стола подробно были рассмотрены не только столичные стадионы, но и региональные площадки, специально построенные к проведению самого масштабного спортивного первенства в мире. Так, Сабина Мамедова, глава департамента архитектурного развития АО «ЦНИИПромзданий» рассказала о футбольных аренах, построенных в Калининграде и Ростове-на-Дону. «Новые стадионы «Ростов Арена» и «Калининград» находятся в поймах рек, таким образом, задача для конструкторов была непростой, большой этап пришелся на подготовительные работы – намыв территории. Проект ростовского стадиона менялся четыре раза. Первый вариант, предложенный компанией Populous, не проходил по измененным требованиям FIFA. Потом появился очень красивый, воздушный вариант. Но в Ростове-на-Дону, в месте строительства стадиона, сильная роза ветров, и легкая кровля при тестировании в аэродинамической трубе с имитацией максимального напора ветра, просто улетала. Было найдено изящное решение, предлагавшее кровлю в виде двух крыльев. Оно прошло госэкспертизу. В 2015 году появился новый генподрядчик, компания Crocus Group, и проект еще больше оптимизировали: отказались от разделенной кровли и дополнительных террас. В итоге стадион получился лаконичный, классический по форме. В планах – развитие прилегающей территории – знаменитого левого берега Дона, размещение в непосредственной близости от нового стадиона развлекательных и спортивных объектов для массового посетителя».

Проектирование стадиона «Калининград» началось в конце 2015 года, за один год было предложено решение и пройдена госэкспертиза. Но реальное строительство началось на год позже других стадионов. В итоге, остановились на решении построить стадион с металлическим каркасом. Все элементы отливались на заводе и потом собирались на площадке. Таким образом, удалось компенсировать отставание по срокам ввода», –пояснила Сабина Мамедова.

Антон Заключаев, руководитель архитектурной мастерской №1 проектного института «Арена», рассказал, что здания стадионов «Нижний Новгород» и «Волгоград Арена» похожи по своей структуре, но отличаются начинкой.
Стадион «Волгоград Арена». Фотография предоставлена агентством «Правила общения»
Стадион «Нижний Новгород». Фотография предоставлена агентством «Правила общения»

«По-разному устроены входные группы, подтрибунные пространства». 45-тысячный стадион в Волгограде находится на месте старого стадиона «Ротор», который был полностью демонтирован. В качестве составляющей декора стадиона мы использовали образ футбольной сетки или кружева, чтобы придать сооружению воздушность. Кстати, фасад, несмотря на свою ажурность, является несущим элементом». Новый стадион такой же вместимости в Нижнем Новгороде расположен на стрелке Волги и Оки… По периметру здания круглой формы расположены треугольные колонны, благодаря которым образуется крытая галерея. Ее внутренняя стена, служащая фасадом, покрыта мембраной.

Уникальный образ стадиона строился на ассоциациях с темами волжской природы – воды и ветра. В то же время расположение вблизи исторических кварталов продиктовало зданию строгость силуэта, что обеспечивается благодаря легкому каркасу. В вечернее время предусмотрена архитектурная подсветка фасадов.

Можно ли сделать стадион прибыльным объектом недвижимости?

О ключевых трендах управления стадионами после окончания крупных чемпионатов, а также о структуре их доходов рассказал Кирилл Тихонов, консультант практики оказания услуг спортивным организациям PwC. «Основная статья доходов стадионов – порядка 40-60% – арендная плата от футбольных клубов, которые тренируются и проводят матчи на этих площадках. На аренах можно проводить и другие мероприятия, как спортивные, в том числе футбольные, так и развлекательные для массового зрителя. Проведение масштабных концертов на открытых стадионах в нашей стране имеет сезонные ограничения, погодные условия не позволяют принимать много концертов. Но есть такая важная статья дохода стадионов как деловые мероприятия, которые можно проводить и в конференц-залах, предусмотренных инфраструктурой, и даже непосредственно на поле. Мировая статистика показывает, что ориентированные на получение дохода стадионы, проводят около 180 мероприятий в год. В мире есть практика сдачи стадионов в аренду даже для проведения свадеб».

Безусловно, эксперт не мог обойти вниманием интересующий практически всех вопрос окупаемости стадионов. Как оказалось, оптимистичные американцы называют цифры в 10-15 лет, в России же прогнозируемые сроки окупаемости уходят за горизонт 50 лет. Но тут, отметил эксперт, «вопрос в том, могут ли управляющие стадионом компании наполнить его в дни, когда не проводятся матчи, могут ли качественно оказывать дополнительные услуги, чтобы заработать». Офисные помещения, кафе, рестораны – все это есть уже на некоторых стадионах Москвы, что тоже является источником дохода. «Стоит отметить такую возможную инфраструктурную составляющую, как фитнес-центры на территории стадиона. Приятно тренироваться с видом на футбольное поле», – акцентировал внимание эксперт. Ряд современных стадионов предусматривает также обустройство spa-зон и детских комнат, превращаясь в место, интересное всем членам семьи.

В целом, по мнению Кирилла Тихонова, необходимо задействовать все доступные возможности использования стадиона, а также прилегающую территорию, только тогда стадион сможет выйти на самоокупаемость: «Стадион должен стать точкой притяжения для жителей и центром локального развития. Мы видели прекрасный пример парка вокруг стадиона в Краснодаре, куда люди приходят, отдыхают, гуляют, расслабляются. В современной ситуации именно такие стадионы, со всесторонне развитой инфраструктурой можно называть экономически и социально успешными». Если говорить о затратах на управление, то само государство закладывает порядка 300-370 миллионов рублей в год на эксплуатацию одного стадиона, построенного к ЧМ, однако реальные суммы могут оказаться существенно выше.

Все участники дискуссии сошлись во мнении, что важно продолжить использовать стадионы и после окончания Чемпионата мира, и не только как спортивные площадки, но и создавать на их базе центры притяжения для жителей города. «Несмотря на то, что интерес к футболу после проведения чемпионата вряд ли в нашей стране резко вырастет, именно стадионы могут стать локомотивами, которые дадут городам импульс развития», – подвела итог модератор дискуссии Юлия Зинкевич, куратор проекта «Приметы городов», генеральный директор агентства «Правила Общения».

04 Июня 2018

Похожие статьи
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Пресса: «Общение – такая же потребность, как сон и еда»
Главное событие года в архитектурной жизни столицы - международная выставка АРХ Москва, проходит на этой неделе в ЦДХ на Крымском валу. В среду, 16 мая, ее открыл мэр Москвы Сергей Собянин, подчеркнув в своем выступлении, что при создании новой архитектуры города особое внимание необходимо уделять удобству и комфорту жителей.
Matrix has you
Пожалуй, именно страх перед технологиями стал лейтмотивом вчерашнего «Завтрака архитектора» на Арх Москве. Пересказываем вкратце главное из того, о чем говорили.
Пресса: Макс Дудлер: Строительство для нас — вопрос преемственности
18 мая в рамках деловой программы выставки АРХ Москва состоится встреча с Максом Дудлером. Порталу "Архсовета" швейцарский архитектор рассказал о том, как можно сохранить культурное наследие, наделив его новыми функциями.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.