Выставочный проект «Затаившийся город» — многоступенчатое исследование переходного состояния городской среды от микро- до макроуровня состояния анонимности, от взаимодействия пространства истории с временными конструкциями пространства современности.
пресса-статьи:
Ольга Шервуд.
Затаившийся на время
// Санкт-Петербургские Ведомости
, № 086
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10288347@SV_Articles
Открытие выставки состоится 27 апреля в 19:00, вход по приглашениям. Выставка открыта с 28 апреля.
Время работы: ежедневно, с 12:00 до 20:00 19 – 20 мая в рамках «Ночи музеев» с 12:00 до 6:00 Стоимость билета: 50 руб., школьникам и пенсионерам – бесплатно.
Проект осуществлен на средства и при активном участии компании PMG Event. Куратор проекта - Ксения Юркова. - «Новый Эрмитаж» - Фотопроект, инсталляция Юрия Молодковца. - «Город в лесах» - Фотопроект, инсталляция Мити Харшака. - «Ленинград 1.9.29» - Видеоинсталляция Алекса Антипина.
Взгляд трех авторов на «затаившийся город» изнутри, снаружи, с высоты птичьего полета. Проект раскрывает тему переходного состояния городской среды: взаимодействия пространства истории с временными конструкциями пространства современности. Леса из железа и дерева, полиэтилен, баннерные сетки, радиопомехи, цифровые коды – прячут, занавешивают, скрывают, обезличивают. Через прорехи, щели и прорези дразнят фрагментами полуразрушенного прошлого: осыпающейся лепниной фасада, профилем мраморной статуи. Союз вневременного и мимолетного определяет новую форму и идентификацию привычного ландшафта.
Для погружения в атмосферу «потаенного» в бывших цехах ткацкой фабрики площадью 1300 кв. м. будет создана многоступенчатая инсталляция из строительных лесов, промышленных материалов и световых проекций, позволяющая зрителю менять визуальное и эмоциональное восприятие объектов в зависимости от угла зрения из разных точек пространства.
***
Город предстает перед нами в виде системы шифров; приближение к первому уровню кода мы наблюдаем в фотоинсталляции Юрия Молодковца. Бесценные мраморные скульптуры, скрытые от посторонних взглядов системой безопасности громоздких архивов и фондов, закрыты полиэтиленом даже от глаз музейных хранителей. «Новый Эрмитаж» — это могло бы быть циничным названием места преступления: идеальные холодные безжизненные тела под прозрачной пленкой, ультрафиолет из набора криптолога-криминалиста, головы обезличенных осужденных, задохнувшихся в полиэтилене.
Следующая надступень анонимности обозначена работой Мити Харшака «Город в лесах». Фотография как основное выразительное средство, медиум, получается встроенной в закольцованный инсталляционный контекст и сама по себе является промежуточной знаковой системой. Распечатанная на строительном баннере и прикрепленная к лесам фотография одновременно является и субъектом, и объектом визуального высказывания; она исследует концепцию «скрытого» в виде формальных конструкций из лесов и баннеров в реальном городском пространстве: cкрытое, переходящее в обезличенное, в гештальт пустоты, оформленное транзитным материалом. Зафиксированная пустота — это и есть базовый знак регистрации городской среды. Разнообразие ее временных форм — своеобразный код, найденный городскими археологами. Он представлен на каждом уровне исследования анонимности: возвращаясь к первой ступени — невозможно проверить, что под полиэтиленом на фотографиях Молодковца действительно есть лица.
Третий уровень в хронологии исследования — само здание, где разместилась экспозиция, в недавнем прошлом — новая бумагопрядильная мануфактура, а сейчас — полноценное самостоятельное изобразительное средство, вписавшееся в смысловой контекст археологических изысканий. После двухлетнего заточения под лесами здание обретает новый облик и прячет собственную временную оболочку внутри себя — иллюстрацию состояния временности и утраты изначального предназначения. Здание, выстроенное под промышленные цели, после реконструкции теряет свою идентификацию и становится площадкой для демонстрации своего же промежуточного состояния пустоты. Пустоты, которая зафиксировалась и обосновалась на пятом этаже, неожиданно начав именовать себя выставочным центром.
Четвертый, и последний, макроуровень — это видеоинсталляция Алекса Антипина «Ленинград 1.9.29». Используя документальные аэрографические съемки, сделанные немецкими летчиками в сороковых годах XX века, Антипин декодирует схему восприятия чужеродного, прячущегося во время военных действий городского рельефа: поднимается ввысь, чтобы резко приблизиться к первой ступени исследования и начать с начала, с микроуровня — статуй, теперь уже Летнего сада, многоопытных, ежегодно зашиваемых в дерево, адептов анонимности и затаенности.