Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.10.2018

Общение с писателем, а не с его вещами

Мастерская:
Сторакет

Дом-музей Уильяма Сарояна в Калифорнии: проект ереванского бюро «Сторакет» и фотографа Карена Мирзояна.

Дом-музей крупного американского писателя армянского происхождения Уильяма Сарояна открылся в калифорнийском городе Фресно 31 августа 2018 года, в день 110-летия со момента рождения этого автора новелл, пьес, киносценариев, автобиографических книг.

Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance

Фресно – родной город Сарояна, здесь он родился и здесь же окончил свои дни. Открытие музея стало беспрецедентным событием для армянской культуры. Это отнюдь не преувеличение, поскольку редки случаи, когда Армения как страна вовлекается в реализацию культурного проекта с амбициями международного масштаба. Музей был открыт в доме номер 2729 по улице Уэст-Гриффит-уэй, где писатель провел последние семнадцать лет жизни и где он создал десять своих произведений.
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance

Дом Сарояна включен в реестр памятников города Фресно как объект культурного наследия, однако с архитектурной точки зрения ничего выдающегося он собой не представляет: это покрытая бежевой штукатуркой одноэтажная каркасная постройка середины 1960-х общей площадью 110 м2. В 2015 дом был выставлен на аукцион, и его приобрел ереванский фонд Intellectual Renaissance, основатель которого – российский медиамагнат Артур Джанибекян. Его намерением было превратить дом в музей литератора, однако в тот момент здание находилось в плохом состоянии.
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance

После смерти Уильяма Сарояна там сменилось несколько хозяев, и никаких следов писателя в доме уже не осталось. Поэтому главной целью фонда стало воссоздание там «сарояновского» содержания. Для реализации этой идеи был проведен конкурс, к участию в котором пригласили пять ереванских архитектурных бюро. Жестких рамок в задании конкурса не было: в концепции будущего музея во главу угла ставилось лишь общение посетителей не с вещами Сарояна, а с самим писателем. Такая позиция сразу подразумевала высокотехнологическое наполнение будущего музея.

Победителем конкурса стала мастерская «Сторакет», которая разработала проект музея совместно с фотографом Кареном Мирзояном, основателем Mirzoyan Library в Ереване. Этот проект, обозначенный авторами как digital reproduction, «цифровое воссоздание», направлен на создание целостного образа Уильяма Сарояна, не делая акцент исключительно на его творчестве, но освещая разные стороны его личности, уделяя особое внимание его жизненным увлечениям. Первое посещение дома произвело на авторов сильное впечатление: они ощутили пустоту от заброшенности дома и от отсутствия там всяких следов писателя.
Фото: Карен Мирзоян © Intellectual Renaissance
Фото: Карен Мирзоян © Intellectual Renaissance
Фото: Карен Мирзоян © Intellectual Renaissance
Фото: Карен Мирзоян © Intellectual Renaissance
Фото: Карен Мирзоян © Intellectual Renaissance
Фото: Карен Мирзоян © Intellectual Renaissance

Воссоздавая в этом пространстве ощущение присутствия своего героя, авторы начали с подробного изучения его личности. В процессе исследования они обнаружили неизвестные факты его биографии, и так Уильям Сароян во многом стал для них открытием. Свое восприятие и переживание дома и личности писателя авторы привнесли в концепцию будущего музея, предложив создать там пространство, где посетитель шаг за шагом раскрывал бы для себя Сарояна во всех его ипостасях.

Поскольку дом имеет статус памятника, его экстерьер оставили без изменений, а вот внутреннее пространство – полностью преобразовали. Во входной части помещен 3D-логотип, который меняется каждый день. Далее, справа от входа, находится стойка администратора и холл с сувенирной лавкой, где продаются камушки, которые расположены на стенде в форме шахматной доски. Это отсылка к тому факту, что Сароян был коллекционером камней: путешествуя по миру, писатель брал на память с собой камни из разных стран и областей. Копии этих камней были напечатаны на 3D-принтере.
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance

Главный зал затенен. Экспозиция там образована четырьмя стенами-инсталляциями, где показаны разные аспекты жизни и творчества писателя. При входе поставлена интерактивная фото-стена, которая реагирует на движение посетителя: вслед за ним по ее поверхности перемещается освещенное пятно, позволяющее разглядеть выставленные на ней фотографии, которые охватывают весь жизненный путь литератора.
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance

К фото-стене примыкает видео-стена, где демонстрируются документальные и художественные фильмы, посвященные Уильяму Сарояну.
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance

Напротив фото-стены помещена стеклянная стена, где собрана графика, в том числе акварели, авторства самого Сарояна. По воспоминаниям, он почти каждый день что-то рисовал. Многие рисунки были воссозданы, поскольку они не дошли до наших дней. Четвертая стена занята обложками книг Уильяма Сарояна на разных языках.
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance

После основного зала маршрут осмотра приводит в комнату/нишу, где с помощью голограммы можно увидеть и услышать монолог Сарояна. В дальнейшем авторы намереваются даже создать искусственный интеллект писателя, чтобы посетители музея смогли с ним общаться.
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance

В музее есть также и небольшой научный центр, где всем желающим доступен оцифрованный архив Сарояна.

Писатель завещал свой дом учащимся и ученым как исследовательский центр, в том числе и для устройства музея. Целевая аудитория созданного бюро «Сторакет» и Кареном Мирзояном учреждения культуры – школьники. Яркость и ясность выбранных ими форм вполне соответствуют этой задаче. Получившийся музей – увлекательное воссоздание того, чего здесь раньше и не было. Это музей писателя в его собственном доме, а не классический дом-музей. И отсутствие личных вещей Уильяма Сарояна скорее способствовало реализации этой идеи, нежели стало для нее препятствием, поскольку фонд изначально намеревался создать музей совсем не банальной коллекции личных вещей писателя: акцент был сделан на цифровом воссоздании всей профессиональной и личной истории Сарояна.