Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.10.2017

Взгляд вглубь

Мастерская:
ATRIUM
nps tchoban voss
SPEECH
TOTEMENT/PAPER
UNK project
Архитектурная группа ДНК
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Архитектурное бюро Асадова
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
Евгений Герасимов и партнеры
ОАО "Метрогипротранс"
ПланАР
Сергей Скуратов ARCHITECTS
Студия 44
ТПО «Резерв»

Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество

Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения ЯроваяЭкспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

Проект «Эталон качества», с манифестом которого можно ознакомиться здесь, был задуман прежде всего как выставочный. Его целью было раскрыть тему XXV фестиваля Зодчество – «Качество сейчас. Пространство и среда». При всей широте трактовок подобные темы сложны для предметной визуализации и требуют отдельного анализа и проработки, для того чтобы привести абстрактные категории к информационно насыщенной материальной форме.
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения ЯроваяЭкспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

Итак, группе архитекторов разного возраста и профессиональных пристрастий было предложено в формате видео-интервью ответить на ряд вопросов, касающихся критериев оценки качества архитектуры, собственной и чужой, современной и исторической, и с другой стороны – найти уникальный образ, который бы в материальной форме воплощал главные из этих идей. В виде оригинальной инсталляции, арт-объекта или существующего артефакта этот образ невообразимого должен был предстать на выставке как персональный «эталон качества» в сопровождении короткого комментария автора, поясняющего ассоциативный ход мыслей.
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения ЯроваяЭкспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая
 
Куратор проекта: Елена Петухова
Архитектор экспозиции: Ольга Кудрина
Визуализации: Дарья Кармазина
Видеоинтервью, съемка и монтаж: Сергей Кузьмин
Фотографии: Евгения Яровая
Ретушь фотографий: Вадим Селезнев
Световое оборудование предоставлено компанией IntiLED
Настенные и напольные изображения: типография «O2O»

 
Дизайн экспозиции напрямую продиктован идеей и названием проекта. В качестве своеобразных хранилищ «качественных эталонов» (по аналогии со стеклянными колпаками, под которыми хранятся настоящие эталоны в музеях мер и весов) выступали большие кубы 2х2х2 метра из металлического хромированного каркаса – ограничивая пространство вокруг экспоната, но не препятствуя зрителю приблизиться и рассмотреть его во всех подробностях. Внутри куба, словно бы в глубинах сознания архитектора хранится объект, служащий мерилом качества архитектуры, а сам куб таким образом предстает символическим воплощением «головы архитектора». Предполагалось, что объекты будут размещаться внутри кубов на растяжках (как «хрустальные ларцы» из русских сказок) или подставках, но конкретный способ презентации оставлялся на усмотрение авторов, чем они не преминули воспользоваться, изобретя несколько оригинальных способов презентации объектов.
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения ЯроваяЭкспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

Под проект «Эталон качества» кураторы «Зодчества» выделили протяженную зону вдоль внешнего периметра стен общей выставочной экспозиции. Ее в живописном порядке заполнили кубы и их пристенные вариации, предназначенные для инсталляции плоскостных или небольших по размеру объектов. Металлические конструкции стали общим знаменателем, компенсирующим пестроту и разнообразие «эталонных» инсталляций. А возможность приблизиться и изучить объекты дала посетителям определенный элемент соучастия в проекте и возможность примерить его на себя или скорее заглянуть внутрь себя, чтобы сопоставить свое понимание критериев качества оценки архитектуры с точками зрения и ощущениями участников проекта.
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения ЯроваяЭкспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

Благодаря развернутому фоторепортажу с экспозиции аналогичная возможность есть и у читателей Архи.ру. Смотрите фотографии, читайте описания инсталляций и оставляйте ваши комментарии о том, как, на ваш взгляд можно было бы выразить критерии качества архитектуры или сам подход к ее оценке при помощи арт-объектов.
***
 
ШАР. Совершенная форма
Подарок архитектора Андрея Савина архитектору Владимиру Плоткину.
Объект «Шар. Совершенная форма». Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Шар. Совершенная форма». Фото: Евгения Яровая

Материал: полированный каррарский мрамор.

«Идеальный качественный продукт определяется совершенно простыми, даже элементарными параметрами: идеальная форма, идеальные пропорции и объем, в котором нет ничего лишнего. Такой продукт достаточен сам по себе».
Объект «Шар. Совершенная форма». Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Шар. Совершенная форма». Фото: Евгения Яровая
***
 
 
Форма движения
Авторы: Антон Надточий, Вера Бутко, Роман Хорев, бюро ATRIUM
Объект «Форма движения». ATRIUM. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Форма движения». ATRIUM. Фото: Евгения Яровая

«Задача инсталляции – показать неоднозначность считывания формы.
При фронтальном взгляде на куб мы видим овал со смещенным центром и рисунок из динамических линий. Однако, если изменить угол зрения, содержимое куба предстает в виде комплексной пространственной композиции, восприятие которой меняется при движении зрителя вокруг, и в процессе движения раскрывается суть скульптуры».
Объект «Форма движения». ATRIUM. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Форма движения». ATRIUM. Фото: Евгения Яровая
***
 

Дворец молодежи «Жастар»
Авторы: Н. И. Явейн, Д. А. Гордина, В. И. Лемехов, В. А. Романцев, А. А. Руденко, Г. С. Снежкин, М. С. Спивак, У. В. Сулимова. «Студия 44»​
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения ЯроваяЭкспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

«Сквозь прозрачные грани кубического здания Дворца молодежи со стороной 65 метров просвечивают объемы разной формы и величины, каждый из которых вмещает один функциональный блок и выделяется индивидуальным цветом и фактурой отделочных материалов. Пространство организовано таким образом, чтобы способствовать общению людей с разными интересами. А ультрасовременная оболочка с диагональной металлической решеткой напоминает кереге – складные стены традиционной казахской юрты».

Макет: Макетная мастерская «Новый аспект» (руководитель – Я. С. Ициксон)
Объект «Дворец молодежи «Жастар».
«Студия 44»​. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Дворец молодежи «Жастар». «Студия 44»​. Фото: Евгения Яровая
Объект «Дворец молодежи «Жастар».
«Студия 44»​. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Дворец молодежи «Жастар». «Студия 44»​. Фото: Евгения Яровая
***

Качество сейчас
Авторы: Архитектурное бюро Асадова
Объект «КАЧЕСТВО СЕЙЧАС». Архитектурное бюро Асадова. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «КАЧЕСТВО СЕЙЧАС». Архитектурное бюро Асадова. Фото: Евгения Яровая

Слева – кирпич разобранного флигеля Строгановского училища (Москва, Рождественка, 11), до 1917 года. Справа – кирпич строящегося корпуса Московского архитектурного института (Москва, Рождественка, 11), 2017 год.

«Столкнулись с ужасным качеством кирпича. Сейчас на кирпич большой ажиотаж, так заводы мало того, что чуть ли не каждую неделю повышают цены, так еще и качество кирпича не выдерживает никакой критики. Причем, когда звонишь с жалобой на завод, в ответ хамят, говорят: «Это же рядовой кирпич, он таким и должен быть» или «Не хотите, не берите, у нас таких как вы очередь стоит». (из обсуждения на строительном форуме)​
Объект «КАЧЕСТВО СЕЙЧАС». Архитектурное бюро Асадова. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «КАЧЕСТВО СЕЙЧАС». Архитектурное бюро Асадова. Фото: Евгения Яровая
***
 

Крылатый сарай
Авторы: Наталия Воинова, Илья Мукосей.
Архитектурная студия ПланАР.
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения ЯроваяЭкспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

«Если пользоваться терминологией Роберта Вентури, почти каждый архитектор мечтает построить утку, но на практике большинству российских архитекторов приходится проектировать сараи. И это объяснимо – сарай более практичен, экономичен, универсален, мобилен.

Эталонный, идеальный сарай, как и любой эталон, должен быть лишен недостатков, легок, прост и вместе с тем наполнен глубоким смыслом. Приблизиться к идеалу помогают технологии, а также история, мифология, и главное – поэзия, которая обобщает, а то и заменяет собой все перечисленное. Поэтизация сарая – основной тренд современной российской архитектурной мысли, а крылатый сарай – очевидная метафора, иллюстрирующая этот тренд»​.
Объект «Крылатый сарай». Архитектурная студия ПланАР​. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Крылатый сарай». Архитектурная студия ПланАР​. Фото: Евгения Яровая
Объект «Крылатый сарай». Архитектурная студия ПланАР​. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Крылатый сарай». Архитектурная студия ПланАР​. Фото: Евгения Яровая
***
 

Без названия 
Авторы: Sergey Skuratov architects
Объект «Без названия». Sergey Skuratov architects. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Без названия». Sergey Skuratov architects. Фото: Евгения Яровая
Объект «Без названия». Sergey Skuratov architects. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Без названия». Sergey Skuratov architects. Фото: Евгения Яровая
***
 

IN OVUM VERITAS (лат. «истина в яйце)
Автор: Николай Шумаков
Объект «IN OVUM VERITAS». Николай Шумаков. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «IN OVUM VERITAS». Николай Шумаков. Фото: Евгения Яровая

«Для того, чтобы сделать качественную архитектуру нужно выдать качественный продукт на всех этапах работы: от идеи до последнего чертежа. И качественный проект должен встать во главу всей пирамиды, чтобы качество строительства не помешало качеству конечного продукта. Давайте идею, простую и емкую, надежную и живую, как яйцо, и она вынесет все».
Изготовитель: компания ARTFORM
Объект «IN OVUM VERITAS». Николай Шумаков. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «IN OVUM VERITAS». Николай Шумаков. Фото: Евгения Яровая
***
 

«Пантеон качества»
Авторы: Евгений Герасимов, Илья Припоров, Марфа Хромова-Борисова;
«Евгений Герасимов и партнеры», Санкт-Петербург, 2017 г.
Объект «Пантеон качества».
«Евгений Герасимов и партнеры». Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Пантеон качества». «Евгений Герасимов и партнеры». Фото: Евгения Яровая

Дерево, стекло, керамика.

«Римский Пантеон – это 2000 лет безупречной эксплуатации без капитального ремонта. Римский Пантеон – это эталон качества в архитектуре; это воплощение триады Витрувия «польза, прочность, красота».
Макет: «Градмакет».
Объект «Пантеон качества».
«Евгений Герасимов и партнеры». Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Пантеон качества». «Евгений Герасимов и партнеры». Фото: Евгения Яровая
***

ДЫХАНИЕ
Авторы: Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Андрей Гуляев, Дмитрий Смирнов. TOTEMENT/PAPER
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения ЯроваяЭкспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

«Мы утверждаем, что качество, отличающее АРХИТЕКТУРУ – нематериально и не имеет визуального выражения, это сокровище, добытое из космоса, свидетель крылатых коней и огнедышащих драконов, рождающее в Вас удивление, страх, восхищение».
Объект «ДЫХАНИЕ». TOTEMENT/PAPER. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «ДЫХАНИЕ». TOTEMENT/PAPER. Фото: Евгения Яровая
Объект «ДЫХАНИЕ». TOTEMENT/PAPER. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «ДЫХАНИЕ». TOTEMENT/PAPER. Фото: Евгения Яровая
Объект «ДЫХАНИЕ». TOTEMENT/PAPER. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «ДЫХАНИЕ». TOTEMENT/PAPER. Фото: Евгения Яровая
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения ЯроваяЭкспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая
***

ПРОТОФОРМА
Авторы: Тимур Башкаев, Вера Иорданова, Олег Шишов, Кирилл Коблов, Василий Патов, Иван Ратушный. АБТБ
Объект «ПРОТОФОРМА». АБТБ. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «ПРОТОФОРМА». АБТБ. Фото: Евгения Яровая

«Форма лежит в основе очень многих понятий и смыслов. Взаимоотношения формы и смысла, формы и содержания – это гигантские глубины самосознания и первооснова человеческого восприятия окружающего мира. Рождение формы, соответствующей поставленной задаче, интегрирующей все смыслы, перерабатывающей их транслирующей во вне – это чудо»
Макет: Workshop ML8.
Объект «ПРОТОФОРМА». АБТБ. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «ПРОТОФОРМА». АБТБ. Фото: Евгения Яровая
***
 
«Centricity. Free Livinglab»
Авторы: Сергей Чобан, Андрей Перлич. Архитектурное бюро SPEECH
Объект«Centricity. Free Livinglab»,
Леббеус Вудс. Архитектурное бюро SPEECH. Фото: Евгения ЯроваяОбъект«Centricity. Free Livinglab», Леббеус Вудс. Архитектурное бюро SPEECH. Фото: Евгения Яровая

Леббеус Вудс, 1986-87, Карандаш, картон, 607х584 мм.
Tchoban Foundation. Музей архитектурного рисунка.

«Эталон качества – это слияние яркой архитектурной идеи и ее уникального воплощения. Оригинал работы архитекторы и художника Леббеуса Вудса – тому подтверждение»​.
Объект«Centricity. Free Livinglab»,
Леббеус Вудс. Архитектурное бюро SPEECH. Фото: Евгения ЯроваяОбъект«Centricity. Free Livinglab», Леббеус Вудс. Архитектурное бюро SPEECH. Фото: Евгения Яровая
***

Без названия
Авторы: Тотан Кузембаев, Олжас Кузембаев
Объект «Без названия». Архитектрное бюро Тотана Кузембаева. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Без названия». Архитектрное бюро Тотана Кузембаева. Фото: Евгения Яровая

«Самое важное – это качественная идея. Это редкость, не потому, что мало идей, а мало средств для их осуществления. Мало людей понимающих, что идеи стоят больших денег и не всегда приводят к положительному результату. На этот риск готов пойти не каждый.

Деньги – это дьявол. Как его победить я не знаю. Все упирается в деньги. А дальше выбор за мной…»​.
Объект «Без названия». Архитектрное бюро Тотана Кузембаева. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Без названия». Архитектрное бюро Тотана Кузембаева. Фото: Евгения Яровая
***
 

Рассвет LOFT*STUDIO
Авторы: DNK ag
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения ЯроваяЭкспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

Макет клубного комплекса в Столярном переулке, г. Москва. Застройщик KR Properties.
Клинкерный кирпич с гравировкой.

«Точность, уместность, оригинальность – основные характеристики нашей работы, которые являются залогом качественной архитектуры. Мы исследуем каждую площадку, собирая, как коллекцию, впечатления, образы и ассоциации, которые ведут нас к поиску ответа на поставленную задачу».
Объект «Рассвет. LOFT*STUDIO». DNK ag. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Рассвет. LOFT*STUDIO». DNK ag. Фото: Евгения Яровая
Объект «Рассвет. LOFT*STUDIO». DNK ag. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Рассвет. LOFT*STUDIO». DNK ag. Фото: Евгения Яровая
***
 
«Пространство качества»
Авторы: архитектурное бюро UNK project
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения ЯроваяЭкспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

«Качество – гармония времени и пространства, структуры и формы, функции и материи, света и тьмы, социума и индивидуума. Поиск идеального баланса – и есть задача истинного творца».
Объект «Пространство качества». UNK project. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Пространство качества». UNK project. Фото: Евгения Яровая
Объект «Пространство качества». UNK project. Фото: Евгения ЯроваяОбъект «Пространство качества». UNK project. Фото: Евгения Яровая
***
 
Экспозиция проекта «Эталон качества» получилась очень разнообразной. Как и ожидалось, разные архитекторы нашли свой собственный, индивидуальный способ представить свое видение критериев оценки качества архитектуры и их абсолютного выражения. Кто-то пошел по пути глубинного исследования предмета обсуждения, отказавшись от материальной формы, кто-то сделал выбор в пользу ироничного и даже саркастического высказывания, некоторые использовали расхожие предметы, чья обыденность только подчеркивала значимость рассуждений о глобальных проблемах отрасли, многие нашли ответ на поставленную задачу в собственном портфолио. Инсталляции, относящиеся к последней группе, не стоит воспринимать как свидетельство завышенной самооценки. Скорее, они подтверждают изначальный постулат всего проекта – архитекторы в течении всей своей профессионально жизни, от студенческой скамьи до зрелых работ, формируют собственные критерии оценки архитектуры и в каждом своем проекте они стремятся максимально полно воплотить их. Но удается достичь этого идеала не всегда. И лишь те проекты, в которых соединяются ключевые критерии и становятся для их авторов настоящими «эталонами качества» архитектуры.
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения ЯроваяЭкспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения ЯроваяЭкспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения ЯроваяЭкспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения ЯроваяЭкспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая