Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.10.2017

Тимур Башкаев: «Форма – первооснова работы мозга»

Мастерская:
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)

Форма как средоточение смыслов, энергии места, потребностей людей и социума. Интервью проекта «Эталон качества».

Тимур Башкаев, руководитель АБТБ

Тимур Башкаев, руководитель АБТБ

То, что сейчас происходит в практике бюро Тимура Башкаева, напоминает кардинальный качественный скачок – его история словно бы развивается по законам физики, где накопление и концентрация энергии приводит к взрыву. После 20 лет проектирования жилых и общественных зданий, а также специализации на транспортных объектах, эпопеи проектирования и строительства МЦК, в 2016 году Тимур Башкаев победил в конкурсе на интерьеры сразу трёх ключевых объектов «Зарядья», вышел в финал конкурса на реновацию. Что не может не радовать, поскольку у бюро есть индивидуальный почерк на грани деконструктивизма, хайтека и бионики. Подробнее о своем видении качества в архитектуре и способах его достижения Тимур Башкаев рассказывает в интервью для нашего проекта «Эталон качества».


Видеосъемка и монтаж: Сергей Кузнецов.

Тимур Башкаев,
руководитель АБТБ:


«Вопрос, что такое качественная архитектура – огромный и многоаспектный. Все аспекты важны, интересны и влияют в итоге на восприятие. Применительно ко мне... я первым делом отсеку полезное, социальное, нужное. Это, понятно, важно, но не определяет качество для меня. Надежное, устойчивое тоже отсеку. Затем я отброшу то, что касается строительства и качества воплощения. Это тоже очень важно, но мы знаем массу примеров, когда и в некачественном исполнении архитектура производит сильное впечатление – конструктивизм и так далее. Это я тоже отброшу. И в середине останется то, что я считаю внутренним качеством, по которому я оцениваю и свои решения, и чужие, – это качество формы. То, что мы воспринимаем – форма, соотношение формы в пространстве – чувственные вещи. Они во многом связаны пропорцией. До какой-то степени. Но есть еще более глубокое, «нутряное» чувство. Чем дальше ты работаешь, тем больше это чувство обостряется, тренируется. И когда ты видишь настоящую форму – правильно спропорционированную, правильно поставленную, происходит совпадение вибраций – сразу задевает. Наверняка у всех по-разному, наверняка у всех своё чувство. Но если я бы брал качество в архитектуре, качественную архитектуру, то первооснова – правильно спропорционированная, сделанная форма, правильно стоящая в пространстве.

«Красиво» – не очень применимо, «скульптурно» – тоже не очень применимо. Форма, на мой взгляд, может стать лучше, чем эти параметры. Нечто, присущее материи – метафизическое такое понятие и тема. Хотя в итоге форма может быть красива, она может быть и скульптурной. А может и не быть, но при этом производить впечатление, и ты понимаешь, что это – настоящая архитектура.

Форма лежит в основе очень многих понятий и смыслов. И соотношение формы и смысла, формы и содержания – это глубины гигантские. Лучше всего глаз человека натренирован на восприятие формы. Это первооснова восприятия, глубинное, прототипическое, необходимое, то, что воздействует сразу на многие отделы мозга. Чем древнее навык и умение, тем более глубоко он уходит в мозг и связан с ним. И форма – это одно из таких понятий и первооснова работы мозга.

Форма – ретранслятор между какими-то сферами, людьми, обычным социумом. Мы обязаны придумывать иногда такие формы, которые будут постигаемы и воспринимаемы нашим потребителем, этим обществом, для которого мы работаем. Мы, к сожалению, не можем делать как художники – мол, через 300 лет нас оценят. Наши вещи, идеи, наши проекты должны радовать и восторгать людей нашего поколения, нашей жизни.

Соответствие формы той задаче, которая ставится – целое маленькое чудо. Ты делаешь для конкретного места, конкретного участка какие-то ограничения. И на итоговую форму влияет всё, что здесь есть: и территория, и инсоляция, и ограничения, и люди, и задание заказчика, и вкус. И в этом и чудо: эта форма все интегрирует загадочным образом, все вмещает в себя и транслирует вовне. Каждый раз, когда я проектирую, меня удивляет, восхищает, завораживает то, что форма может быть универсальным интегратором всего, в том числе философии, смыслов и так далее.

Сегодня налицо эволюция развития форм. С развитием технологий, работа с формообразованием стала свободнее и интереснее. Но я не могу сказать, что раньше этого не было. Всегда в архитектуре форма была важна. Были этапы, когда важнее был декор, но все равно есть и огромное количество памятников, которые работают именно формой, первоформой, протоформой. Где кончаются детали и начинается форма – градация зыбкая. В определенной иерархии и колонны для меня во многом – форма. И детализация – обработка формы. Форма – это все, что подвержено эволюции развития. Человек так устроен, что новизна – это один из важнейших критериев и творчества, и развития. Поэтому и формы развиваются и усложняются и более разнообразны по закону творческого в человеке.

Классические примеры: Заха Хадид и Фрэнк Гери до 40–45 лет были абсолютно невостребованы. Они работали в своей стилистике, но общество их не воспринимало, они не были отражением идеалов более крупных трендов. Они были сильными художниками, первопроходцами. Как только общество дозрело и совпало, они стали востребованными, эти объекты стали появляться. И, конечно, дело не в творческих личностях, а именно в развитии общества. Оно выбирает тех художников, которые первыми нашли, почувствовали, прекрасно это отобразили – тогда общество и делает их своими выразителями.

Почему лучшие заказы делает Заха Хадид, а не кто-то другой? Потому что для какой-то части общества – может быть, более продвинутой – это стало воплощением новизны, идеалов, энергичных, динамичных. Совпало, и стало востребованным. Я считаю, что общество во многом делает заказ на отображение своих идеалов.

Каждый раз, показывая свой проект заказчику, презентуя его, мы объясняем, почему это хорошо, почему мы считаем это правильным. Объясняем свои критерии качества, обосновываем это. И да, это нужно обязательно делать.

Если мы делаем работу для кого-то, показываем, конечно, она будет качественной. Если ты не считаешь, что она качественная, тогда не показывай её, а делай, пока не станет качественной. И важно объяснить, почему ты считаешь её качественной, что в ней такого, почему ты считаешь, что это достойно быть сделанным».
беседовала: Елена Петухова