Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.02.2017

Место, где живут фантазии

Музей фантазии Буххайма близ Мюнхена по проекту Гюнтера Бениша: от сходства с подлодкой до движущихся скамеек в залах.

Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова

На берегу озера Штарнберг под Мюнхеном находится Музей фантазии, основанный немецким писателем, художником и коллекционером Лотаром-Гюнтером Буххаймом (1918–2007). Этот талантливый человек получил международную известность после публикации в 1973 своего романа «Подводная лодка» (Das Boot), который впоследствии был экранизирован и получил шесть номинаций на премию «Оскар» – абсолютный рекорд для немецкого фильма. Материал для книги Буххайм собрал во время Второй Мировой войны, когда служил штатным военным корреспондентом германского ВМФ на базировавшихся во Франции минных тральщиках, эсминцах – но в особенности на подводных лодках. Архитектором Музея фантазии стал Гюнтер Бениш (1922–2010), призванный на фронт еще несовершеннолетним и дослужившийся к концу войны до капитана подлодки U-2337. Поэтому неудивительно, учитывая биографии заказчика и зодчего, что у получившегося здания есть определенное сходство с этим классом кораблей.
 
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова

Буххайм хотел, чтобы коллекция, которую он собирал более сорока лет, была представлена в музее без каких-либо разграничений по стилю, времени создания и другим характеристикам. Он представлял себе, как прекрасно будет видеть, к примеру, соседствующие друг с другом статуэтки из Африки и полотна экспрессионистов. Последние – безусловно, основа собрания Буххайма: он приобретал их сразу после Второй Мировой войны – причем дешево, так как во времена нацизма работы экспрессионистов считались «дегенеративным искусством», лишенным всякой художественной ценности. Сегодня в музее можно увидеть произведения художников знаменитой группы «Мост», Оскара Кокошки, Макса Бекманна – наряду с предметами африканского народного искусства, текстилем, мебелью, ювелирными изделиями из Европы, Южной Америки, Азии и многим другим. В каком-то смысле музей напоминает исторические кабинеты редкостей: очень разных, но одинаково интересных и демонстрирующих многочисленные стороны творческой мысли.
 
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова

Музей фантазии Буххайма имеет безусловно отличное расположение и просторную зеленую территорию. Туда можно приехать на машине и, оставив ее на парковке, пройти к зданию пешком, либо подплыть на кораблике по озеру и дальше, опять же, дойти к музею от причала. Со стороны здание выглядит очень эффектно, напоминая со всех ракурсов элегантную лодку, которую вот-вот спустят на воду. Еще не заходя в здание, на улице можно познакомиться с некоторыми произведениями из коллекции Буххайма или экспонатами временных выставок, а также увидеть прекрасную пагоду, которая служит теперь беседкой рядом со смелыми инсталляциями современных художников. На этом необычном фоне трогательно смотрятся ненавязчиво расставленные вокруг здания абсолютно «земные» иллюстрированные таблички с подробным описанием местной флоры и фауны.
 
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова

Гюнтеру Бенишу прекрасно удалось уловить характер Буххайма и выразить в архитектуре Музея фантазии его видение жизни, большие к ней любовь и интерес. Любого вошедшего в здание сразу поразят обилие в нем естественного света и атмосфера домашнего уюта и теплоты, обычно нехарактерная для музейных пространств. Здесь много окон, из которых открываются замечательные виды на окружающий пейзаж, а также – беспроигрышное сочетание в интерьере натуральной древесины и белого цвета. Движение организовано по простой и понятной схеме: через все здание проходит длинный коридор, к которому примыкают залы различного назначения. При этом предусмотрена и возможность движения непосредственно между залами, регулирующаяся в соответствии с текущими нуждами музея. Посетитель может самостоятельно составить подходящий конкретно ему или ей маршрут осмотра, начав его с любого понравившегося зала, или же зайти в кафе с панорамным остеклением и летней террасой и выпить там кружку пива, что настоятельно рекомендуют сделать в туристических путеводителях по баварским достопримечательностям. Кроме того, стоит обратить внимание на гротескные фигуры из папье-маше при входе в кафе – авторства мюнхенского скульптора Ангелики Литтвин-Пипер. Музей фантазии Буххайма – странным образом, малопосещаемое зарубежными путешественниками место, поэтому описания экспонатов, да и просто различные указатели сделаны здесь исключительно на немецком языке.
 
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова

Важная часть музея – художественная мастерская на первом этаже с видом на озеро Штарнберг, где проводятся мастер-классы и учебные курсы для взрослых и детей. Буххайм хотел, чтобы в стенах Музея фантазии искусство не просто показывалось в «законсервированном» виде, но и создавалось. Поэтому, например, детские работы – результат занятий в мастерской – потом выставляются в рамках временных выставок наряду с творениями известных художников. Такое отсутствие иерархии приятно поражает: нечасто приходится видеть в соседних залах забавного динозавра, написанного детскими шестилетними пальчиками, и эскизы Хундертвассера.
 
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова

Очень удобной вещью в интерьере являются и самодвижущиеся по определенным траекториям мягкие музейные скамейки. Они скользят по полу в комфортном для осмотра экспозиций темпе и позволяют увидеть предметы искусства в разных ракурсах; затем можно подойти ближе к понравившимся работам, чтобы рассмотреть их детальней. Одно удовольствие наблюдать сначала за легким шоком посетителей, когда на их глазах скамейки вдруг плавно отъезжают в сторону, а затем – за их смехом и стремлением поскорее сесть на какую-нибудь из них.




 
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова



Гюнтер Бениш максимально впустил природу в здание: кроме того, что музей идеально расположен на участке, в нем есть панорамные окна, природные материалы и модная технология озелененных крыш, а одним из самых удачных компонентов проекта стала прекрасная терраса на втором этаже с пирсом длиной 13 метров, уходящим в воду озера Штарнберг. С пирса в любое время года открываются завораживающие виды, но зимой и поздней осенью здесь предсказуемо сильный ветер; впрочем, он не мешает получать удовольствие от архитектуры музея и величественно-спокойного пейзажа вокруг. Летом, ранней осенью и весной на террасе и пирсе можно посидеть в специально расставленных для этой цели шезлонгах. Приятным бонусом являются и размещенные в видовых точках по прибрежной территории музея простые деревянные скамейки.
 
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова

Лотар-Гюнтер Буххайм однажды сказал, что ему не нравится слышать, как люди называют его коллекционером – ведь с его точки зрения он просто «демонстратор искусства с миссионерскими идеями». Гюнтер Бениш прекрасно это понимал и смог совместно со своим заказчиком создать идеальное пространство для показа возможностей человеческой фантазии.
 
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Музей фантазии Буххайма. Фото © Елизавета Клепанова
Фриденсрайх Хундертвассер. Экспонат посвященной ему временной выставки: «Башня Хундертвассера». Нереализованный проект. Макет выполнен Альфредом Шмидтом. 2000. Фото © Елизавета Клепанова
Фриденсрайх Хундертвассер. Экспонат посвященной ему временной выставки: «Башня Хундертвассера». Нереализованный проект. Макет выполнен Альфредом Шмидтом. 2000. Фото © Елизавета Клепанова