Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.02.2017

«Нужно быть уверенным в своих желаниях и трезво оценивать свои перспективы»

Выпускница МАРХИ и Венского университета прикладных искусств Алина Молина – об архитектурном образовании в России и в Австрии.

Алина Молина
Алина Молина



– Расскажите о вашей учебе в МАРХИ.

– Желание стать архитектором появилось у меня практически сразу после окончания художественной школы. Не хочу описывать сам процесс поступления в МАРХИ, он заслуживает отдельной статьи, скажу только, что старания стоили результата. Мои первые два года в МАРХИ прошли в группе под руководством профессора Сергея Куповского. Далее я училась на факультете ЖОС в группе профессора Дмитрия Величкина и доцента Николая Голованова. Что я могу вспомнить положительного за это время?

Кафедра рисунка в МАРХИ
Кафедра рисунка в МАРХИ
Мастерская в МАРХИ
Мастерская в МАРХИ
Группа Дмитрия Величкина и Николая Голованова
Группа Дмитрия Величкина и Николая Голованова



Во-первых, готовность педагогов давать студентам максимальное количество знаний, как практических, так и теоретических, порой – в принудительном порядке. Во-вторых, желание педагогов совершенствовать наши работы. Такого внимания к проектам со стороны учителей я не встречала нигде, кроме МАРХИ. Система обучения Дмитрия Величкина и Николая Голованова в корне отличается от методик других преподавателей. Дважды в неделю они проводили консультации со студентами не в аудитории института, а прямо в их архитектурном бюро. Несмотря на то, что они практикующие архитекторы, у меня ни разу не возникло чувство, что преподавание для них второстепенно. С каждым студентом проводилась индивидуальная консультация, и это давало возможность более детально проанализировать проект. В начале четвертого курса мы сдавали экзамен по современной архитектуре и знанию исторического архитектурного наследия Москвы. При этом педагоги обращали внимание не только на знание их собственного предмета, но и на общий культурный кругозор студента.




– Как вам пришла идея поехать учиться за границу, и на чем основывался выбор Австрии?

– Моим основным желанием было попробовать что-то новое после получения степени бакалавра в Москве. Меня всегда интересовало градостроительство как несколько иной масштаб архитектуры, чем проектирование жилых зданий. Интересно было подойти к этому вопросу не с практической, а с теоретической и даже в какой-то степени философской точки зрения. Я не ставила перед собой цель во что бы то ни стало остаться за границей. Выбор пал на Австрию в первую очередь из-за университета. Венский университет прикладных искусств (Universität für angewandte Kunst Wien) привлек меня своим составом преподавателей, хотелось узнать что-то новое и отличающееся от методик преподавания в МАРХИ. Кроме того, я всегда находила Вену очень комфортным и интересным городом для жизни и учебы.

Бурггартен в центре Вены
Бурггартен в центре Вены
Горное озеро в районе Зальцкаммергут
Горное озеро в районе Зальцкаммергут



– С какими сложностями вы столкнулись при оформлении документов на выезд?

– Основная сложность в оформлении документов, с которой сталкивается каждый гражданин России – это временные рамки. Практически в каждом европейском университете они очень строго соблюдаются. То есть, если на официальном сайте университета указана дата конца приема документов – 4 апреля, поданные позже дедлайна документы просто не будут рассмотрены. Для начала нужно было подготовить портфолио, состоящее из самых интересных творческих работ. Следующей трудностью стал экзамен по английскому языку. Поскольку обучение в Вене проходило исключительно на английском, одним из основных требований университета был сертификат Toefl или Ielts. Обычно для учебы в магистратуре достаточно балла 6,5.

Я совершенно не была готова к тому, что визу придется ждать так долго. Вопрос был не столько в процессе рассмотрения документов, сколько в подготовке самого пакета. В каждой стране список документов на студенческий вид на жительство разный, но основными являются: письменное приглашение от университета, справка о несудимости в России, прописка, наличие определенной суммы денег на счету, подтверждение того, что вам есть, где жить в стране обучения. Все документы должны быть переведены и нотариально заверены. Из личного опыта могу сказать, что документы на рабочий вид на жительство собирать было проще, чем на учебный.

– Как проходил процесс адаптации в новой стране?

– Первое, что я отметила, переехав в Австрию – это совсем другой ритм жизни, впрочем, к нему я привыкла довольно быстро. Колоссальной разницы в менталитете не было, все было просто другим. Первые полгода я очень хотела вернуться, мне остро не хватало моих родных и близких.

Самое главное, чем нужно заняться переехав в страну обучения, – это записаться на языковые курсы, даже если вы считаете, что идеального английского вам будет достаточно. Это не так. Процесс адаптации проходит не во время учебы, когда вы окружены такими же студентами как и вы, а позже, сразу после получения степени, когда вы начинаете работать.

Отправляясь учиться в другую страну нужно четко и ясно понимать, с какой целью вы едете за границу: остаться там работать или получить интересный опыт и вернуться обратно. Не помешает также заранее изучить рынок труда страны, на которую пал ваш выбор.

Не надо думать, что после окончания университета за границей вам сразу предложат работу в той стране, где вы учились. Как правило, для работодателей это бюрократически сложный и трудоемкий процесс. Часто в европейских странах студенту гораздо легче найти работу, чем специалисту с ученой степенью, так как зарплата во многих странах четко регламентирована уровнем образования и именно поэтому многие работодатели не готовы принять на работу специалиста, окончившего институт. Но тот, кто ищет – тот всегда найдет. Все мои друзья, которые хотели устроиться на работу в Австрии, в итоге получили предложения от работодателей.

Защита дипломного проекта в Венском университете прикладных искусств
Защита дипломного проекта в Венском университете прикладных искусств
Презентация дипломных проектов группы Beirut Porocity. Рубен Григорян
Презентация дипломных проектов группы Beirut Porocity. Рубен Григорян



– Как проходила учеба в Венском университете прикладных искусств?

– Наша группа состояла из пяти студентов из разных стран. Основной темой проекта было решение градостроительной проблемы в Лиссабоне. Работа шла над преобразованием и интеграцией автомагистрали Secunda Circular в существующую урбанистическую ситуацию. Перед нами была поставлена совершенно реальная проблема, которую нужно было решить на стадии концепции. В середине 60-х это шоссе было физической границей города, но Лиссабон естественным образом рос, и в итоге скоростная автодорога в наши дни делит его на две части. Перед нами был поставлен вопрос: стоит ли оставлять магистраль в центре города или надо вынести ее за его пределы? Ведь у подобного положения вещей есть как плюсы, так и минусы. Кому-то нравится возможность быстро добраться в любую точку города, кого-то, напротив, раздражает шум и невозможность перейти дорогу в удобном месте.

Каждый студент имел возможность выбрать интересную для себя часть дороги и предложить концепцию по улучшению градостроительной ситуации. Я выбрала часть магистрали, которая граничит с территорией Всемирной выставки ЭКСПО-98. Меня всегда интересовала дальнейшая судьба и экономическая целесообразность подобных комплексов после завершения выставок. За полтора года обучения мы два раза съездили от института в Лиссабон, где работали совместно с Лиссабонским университетом.

Презентация дипломных проектов группы Beirut Porocity. Рубен Григорян
Презентация дипломных проектов группы Beirut Porocity. Рубен Григорян
Защита дипломного проекта в Венском университете прикладных искусств
Защита дипломного проекта в Венском университете прикладных искусств



– Сравните, пожалуйста, вашу учебу в Вене и в МАРХИ.

– В системе российского образования очень многое зависит от педагога. Человеческий фактор на всех этапах обучения играет огромную роль. Мне в этом плане очень повезло, Дмитрий Величкин всегда выступал за модернизацию обучения. Тем не менее, мне очень не хватало знаний современных технологий в смежных специальностях, например в конструкциях.

Программа в МАРХИ пошагово структурирована, в Европе, в основном, студент сам планирует свои лекции и экзамены. Большую часть времени в Вене мы занимались в студии и библиотеке, а не дома, что тоже было непривычно.

Сравнить разные подходы к обучению невозможно. Единственное, что их объединяет – это предмет изучения, а различия начинаются с самого момента поступления в институт.
В европейский университет часто достаточно только предоставить портфолио, аттестат и свидетельство о знании иностранного языка, в России процедура поступления требует гораздо больших усилий.

В МАРХИ весь процесс обучения направлен на результат, в Европе – собственно на процесс обучения. Для себя я сделала вывод, что образование в России является необходимой основой, на который отлично ложится заграничная программа. Не стоит ожидать, что без хорошей базы вы запросто вольетесь в учебный процесс за границей.

Воркшоп
Воркшоп
Одна из еженедельных презентаций
Одна из еженедельных презентаций



Ключевая разница заключается в том, что за границей студент обязан постоянно защищать свой проект. Консультации проходят вовсе не индивидуально с педагогом: каждую неделю студент должен перед всей группой, включая преподавателя и ассистентов, проводить мини-презентацию своей работы, во время которой вся группа вовлекается в дискуссию. Плюсом подобной методики является то, что, во-первых, это помогает побороть страх публичных выступлений, а во-вторых, позволяет узнать мнение не только педагога, но и одногруппников. Таким образом, в ходе еженедельных маленьких презентаций идет подготовка к финальной защите собственного проекта. Все финальные презентации проходят публично, то есть каждый может посетить любую защиту проекта.

Система обучения в Европе базируется на воркшопах, а в процессе обучения все студенты посещают лекции разных групп. Было очень много курсов по изучению компьютерных программ, таких, как Rhino, Grasshopper, Maya, Processing. Все лекции были «многопрофильными»: в середине второго семестра у нас был воркшоп на тему частной собственности, к которому нужно было прочесть несколько книг, включая «Капитал» Карла Маркса. Казалось бы, это далеко от архитектуры, но при более глубоком изучении и переосмыслении этой темы стало ясно насколько важно подходить к архитектуре многосторонне, не только как к вычерчиванию планов и фасадов, но и как к синтезу всех смежных категорий.

То, что меня не устраивало совершенно – это отсутствие заинтересованности педагога в результате. Если бы проект можно было делать не два года, а пять, мы бы точно растянули весь процесс на пять лет.

– Что дала вам учеба в Вене и что дала вам учеба в МАРХИ?

– В МАРХИ я научилась самоорганизации и приобрела необходимые базовые знания по архитектуре. Для разработки проекта в Австрии от нас требовалось более глубокое изучение проекта, чем просто планировки и транспортная ситуация. Это позволило мне смотреть на предмет обучения шире. Я никогда в жизни не читала такое количество иностранной литературы, как за два года обучения за границей, что могу назвать большим плюсом. Однако, подводя итог, мне очень хочется поблагодарить всех педагогов МАРХИ за полученную мной там теоретическую базу. Именно ей я пользуюсь в настоящий момент в реальной практике.

Воркшоп со Сенфордом Квинтером
Воркшоп со Сенфордом Квинтером
Вид Лиссабона
Вид Лиссабона



– Порекомендовали ли вы бы Венский университет прикладных искусств другим российским студентам?

– Да, я бы посоветовала его другим студентам – так же, как и любое другое учебное заведение за границей. Успех в карьере – не следствие обучения за границей, но иностранное образование позволяет значительно расширить кругозор и становится несомненным плюсом в вашем резюме.

Исторический центр Лиссабона
Исторический центр Лиссабона
Совместный воркшоп с Техническим институтом Лиссабона
Совместный воркшоп с Техническим институтом Лиссабона



– Если бы можно было вернуться в прошлое, то как бы вы организовали свой процесс обучения архитектуре?

– Я бы больше времени уделила изучению иностранных языков и технических предметов – помимо архитектуры.

Исторический центр Лиссабона
Исторический центр Лиссабона
Офис компании nps tchoban voss
Офис компании nps tchoban voss



– Чем вы занимаетесь сейчас?

– В данный момент я занимаюсь проектированием на всех стадиях в берлинском офисе nps tchoban voss Сергея Чобана.

– Дайте совет начинающему архитектору.

– Отправляясь учиться за границу, нужно быть уверенным в своих желаниях и трезво оценивать свои перспективы.

Контактные данные: [email protected]
беседовала: Елизавета Эбнер
Сотрудники компании nps tchoban voss
Сотрудники компании nps tchoban voss