Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.09.2016

Юлиан Вейер: «Причина международного успеха датских архитекторов – в нашей способности правильно объяснять свои идеи»

Мастерская:
C. F. Møller

Партнер датского бюро C. F. Møller Юлиан Вейер – о концептуальности датского образования, важности групповой работы и пользе от выпускников архитектурных вузов в других профессиях.

C. F. Møller – одна из старейших и крупнейших архитектурных фирм Скандинавии. Ее 350 сотрудников работают в головном филиале в Орхусе, а также в отделениях в Копенгагене, Ольборге, Осло, Стокгольме и Лондоне.
Бюро было основано датским архитектором Христианом Фредериком Мёллером (Christian Frederik Møller) в Копенгагене в 1924.

Юлиан Вейер. Фото © Henk ten Bouwhuis
Юлиан Вейер. Фото © Henk ten Bouwhuis



Архи.ру:
– Как в Дании можно получить архитектурное образование? Нужно ли как-то заранее готовиться к поступлению в профильный вуз?

Юлиан Вейер:
– В последние годы в этом вопросе все кардинально поменялось. Изначально, чтобы стать архитектором, в Дании нужно было выучиться ремеслу, например, плотника, а в шестидесятые–семидесятые годы люди просто стали получать высшее архитектурное образование. В то время, когда я окончил институт, в профессии сосуществовали люди с ремесленным образованием, те, кто получил высшее архитектурное образование – как я, а также те, кто просто проявлял талант в области архитектуры, в том числе даже художники.

– При поступлении в датские архитектурные институты нужно сдавать рисунок или что-то подобное?

– Нужно пройти тест, который оценивает пространственное мышление абитуриента. Нужно сделать некую абстрактную композицию из различных материалов, и уже на ее основе определяются способности человека мыслить в пространстве. Я думаю, это хороший экзамен, так как он позволяет увидеть, есть ли у абитуриента навыки, важные для профессии архитектора. Но сегодня поступающие долго готовятся к этому тесту, даже появляются небольшие художественные центры и школы, где учат, как сделать такую композицию.

– В российских архитектурных школах большой акцент делается на индивидуальную работу студента, а в Дании, наоборот, предпочтение отдается работе в группе. Что на твой взгляд лучше и почему?

– В Дании работа в группе необязательна. Можно работать в одиночку, но это – негласно – не приветствуется. Причина элементарна: в дальнейшем так или иначе придется взаимодействовать с другими людьми и лучше быть готовым к этому заранее. Всегда, конечно, есть студенты, которые предпочитают работать индивидуально, и они даже сдают в итоге экзамены, но, скорее всего, им будет непросто, и их будут оценивать более строго. Я считаю, что групповая работа – это положительное явление, она помогает облегчить дальнейшую профессиональную интеграцию, поэтому мы стараемся ее поощрять. Когда я учился в институте, то часто работал либо вдвоем с другом, либо с кем-то вчетвером. Когда ты заканчиваешь вуз, такие контакты часто перетекают в создание совместной мастерской.

Campus Hall – студенческое общежитие Университета Южной Дании © Torben Eskerod
Campus Hall – студенческое общежитие Университета Южной Дании © Torben Eskerod
Campus Hall – студенческое общежитие Университета Южной Дании © Torben Eskerod
Campus Hall – студенческое общежитие Университета Южной Дании © Torben Eskerod
Campus Hall – студенческое общежитие Университета Южной Дании © Torben Eskerod
Campus Hall – студенческое общежитие Университета Южной Дании © Torben Eskerod



– Ты затронул интересную тему: я как раз хотела спросить о том, как обычно развивается судьба выпускников: сколько из них устраивается работать в архитектурные бюро, открывает собственные мастерские или работает в государственных структурах?

– Это зависит от состояния экономики в стране. Существует ограниченное число рабочих мест в частных мастерских. В Дании выпускаются 200–250 архитекторов в год. Где-то треть из них может получить работу в бюро, и это максимум. Мы, конечно, ищем самых талантливых. Талантливыми все быть не могут – это очевидно. Некоторые люди уходят работать в государственные структуры, но их совсем не много. Остальные же идут в какие-то другие профессии. В Дании архитектурное образование – достаточно абстрактное, и дальше выпускник может спокойно заниматься чем-то другим.

Архитектурное образование в Дании дешевое, и в профильные институты здесь очень легко поступить. Для этого не нужно иметь какие-то фактические знания, как, например, в медицине. Архитектурное образование здесь учит мыслить как архитектор и работать как архитектор, но не дает конкретной технической базы. Это очень концептуальная школа. На государственном уровне это хорошая идея: обучать архитектуре больше студентов, чем нужно, и выпускать интересных и творческих людей, которые впоследствии смогут найти себя в какой-то другой сфере.

Офисный комплекс компании Bestseller © Adam Mørk
Офисный комплекс компании Bestseller © Adam Mørk
Офисный комплекс компании Bestseller © Adam Mørk
Офисный комплекс компании Bestseller © Adam Mørk
Офисный комплекс компании Bestseller © Adam Mørk
Офисный комплекс компании Bestseller © Adam Mørk



– А как насчет иностранцев? Если они получили архитектурное образование в Дании, знают датский язык и несколько других иностранных языков, каковы их шансы устроиться на работу в датскую мастерскую?

– Зависит от того, откуда человек. Конечно, если он из Евросоюза, то у него хорошие шансы получить работу. Если человек не из ЕС, то, чтобы принять его в бюро, придется оформить много документов, что не способствует желанию работодателя взять его на работу. Но если ты талантливый архитектор, оканчиваешь архитектурный вуз в Дании, и мы тебя заметили еще в процессе твоей учебы, то, конечно, мы поможем в оформлении необходимых документов для работы в нашей мастерской.

– Ты мог бы описать идеального нового сотрудника для C.F. Møller?

– Мы ищем «сырой», ничем не испорченный талант. Архитектурное образование сегодня настолько концептуальное, что выпускник часто не имеет ни малейшего представления о том, как построить дом. Если бы только что окончивший институт медик не знал, как работает человеческий организм, то это было бы огромной проблемой, но в архитектуре, как мне кажется, гораздо важнее, что ты можешь мыслить как архитектор. Все технические детали придут позже: всему этому можно научиться в процессе работы, когда вчерашний выпускник трудится плечом к плечу с более опытными коллегами. Так что мы ищем людей, у которых есть талант создавать что-то интересное.

– Но как ты можешь оценить, есть ли у человека тот талант, о котором ты говоришь? Только на основании портфолио?

– Да, в основном так. Сейчас еще выпускники в Дании получают оценки. Но на них мы обычно не смотрим, так как они кажутся нам очень субъективными. Как ты помнишь, в наших институтах люди в основном работают в группах, и важно выяснить, какую именно часть работы выполнял человек, который пришел устраиваться к нам на работу. Конечно, на 100% никогда ни в чем быть уверенным нельзя, поэтому у нас есть испытательный срок в 3 месяца, за который обычно все становится ясно. Как правило, мы делаем правильный выбор, но, конечно, бывали и исключения.

Административный центр порта Орхуса © Julian Weyer
Административный центр порта Орхуса © Julian Weyer
Административный центр порта Орхуса © Julian Weyer
Административный центр порта Орхуса © Julian Weyer
Административный центр порта Орхуса © Julian Weyer
Административный центр порта Орхуса © Julian Weyer



– Каков уровень зарплаты начинающего архитектора в Дании? Еще было бы здорово, если бы ты немного рассказал про налоги в твоей стране.

– Каждый из нас платит достаточно высокий подоходный налог. Взамен мы получаем многое бесплатно, например, медицину и образование. Максимальный подоходный налог – 68%, но, конечно, его платит далеко не каждый гражданин. Я, например, плачу как раз 68% налогов, так как у меня очень высокая зарплата и нет детей. Но, так как я понимаю, что получаю взамен определенный уровень жизни, то я не против отдавать так много государству. У нас в Дании в некотором смысле – социализм, который стремились, но не смогли создать страны Восточного блока. Из-за высоких налогов стоимость жизни в Дании также достаточно высока: сегодня мы одна из самых дорогих стран в мире. Все здесь в среднем на 25% дороже, чем в Германии. Возвращаясь к твоему вопросу о зарплате для выпускников архитектурных вузов в Дании, она составляет 4 000 евро.

– Брутто или нетто?

– Если ты начинающий архитектор, то будешь платить с 4000 евро 50–55% налога. Но кажется безумием, что такую зарплату получает человек, который не знает, как построить здание.

– Давай немного поговорим о маркетинге в архитектуре. Датские архитекторы отличаются невероятным дружелюбием, желанием со всеми сотрудничать и с легкостью идут на контакт с прессой и коллегами из других стран. Вы все с большим удовольствием принимаете участие в различных выставках и выступаете с лекциями. Это работает? Вам удается таким образом привлечь заказчиков?

– Да. То, что мы открыты к общению – одна из причин международного успеха датской архитектуры. Наверное, странно проводить такие параллели, но меня ужасает, когда я приезжаю на лекцию, например, в Австрию, и вижу профессора, который выдает пространные философские рассуждения на фоне черно-белых слайдов с нечитаемыми подписями под картинками и говорит об идеях, которые стали неактуальными еще в 1990-х: так он представляет свои проекты потенциальным клиентам. Я же могу выйти и четко объяснить, почему мое здание работает. Так что международный успех датских архитекторов во многом – от нашей способности правильно объяснять свои идеи, а не тем, что мы лучшие архитекторы в мире или еще чем-то. Мы знаем, что мы становимся сильнее, когда сотрудничаем друг с другом. Мы понимаем, что Дания – маленькая страна, где говорят на языке, на котором больше не говорит никто. Концепция представления нас на международной арене как части единого большого движения нам очень помогла. Сейчас, например, так пытается делать Германия, где увидели, что у нас такой подход сработал.

Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller



– У архитектурной мастерской обычно есть некое послание, message, которое часто формулируется как ее девиз. Какой девиз у C.F. Møller?

– О, мы как раз горячо обсуждаем этот вопрос. Мы думаем, что это простота, ясность и скромность. У основателя нашей фирмы было другое определение: здравый смысл и романтизм. С здравым смыслом все ясно: ведь то, что мы проектируем, должно быть для людей, интересно и удобно в использовании. А вот романтизм значит, что здания должны затрагивать человека эмоционально. Это некий дуализм, так как архитектура – точно не о том, как просто технически идеально создать здание, а о чем-то гораздо большем.
беседовала: Елизавета Эбнер
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller