Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.06.2016

Вечная дача

Объект:
«Съедобный сад»
Адрес:
Франция, Имение Шомон-сюр-Луар, 200 км на юго-запад от Парижа
Мастерская:
Alphabet City
Проектная группа «8 линий»
Авторский коллектив:
Идея: Антон Кочуркин (8 Lines), Анна Андреева, Мария Ашкова и Александра Соколова (Alphabet City).
Ландшафт и декор: Alphabet City. Архитектура: 8 Lines.
Проект осуществлен при поддержке Marion Izrael и Бориса Кондакова

Команда «8 линий» Антона Кочуркина и Alphabet City Анны Андреевой стала одним из победителей конкурса фестиваля садов Шомон сюр Луар и обустроила свой миниатюрный сад-огород на берегу Луары.

Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, июнь 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, июнь 2016 © «8 линий» и Alphabet City

Шомон сюр Луар – один из знаменитых замков Луары, построенный Дианой де Пуатье, туристическая жемчужина окрестностей Тура и Блуа. В нём роскошного регулярного парка – реконструкции исторического, такого, как в Вилландри, зато здесь уже двадцать пять лет подряд проводятся фестивали садов – нечто среднее между «Архстоянием» и праздником садовых искусств, столь аутентичным для окрестностей Луары. Здесь отметились и Шигеру Бан, и Жан Мишель Вильмотт. Одна из постоянных инсталляций в старом парке замка ­– «Корни Луары» Николая Полисского, из множества плотно сплетенных корешков топляка.

Сады, создаваемые в рамках фестиваля, организаторы называют прототипами садов будущего и сообщают, что за 25 лет их уже было реализовано около семисот. Ежегодно среди сотен дипломированных ландшафтных архитекторов и садовников проводят открытый международный конкурс: в этом году жюри отобрало 26 проектов, получивших гранты на реализацию, их начали строить 21 апреля, и планируют сохранить до 2 ноября. Каждый сад получает небольшую делянку: все 26 участников размещают на постоянной территории фестиваля, общей площадью около 2 гектаров, к западу от старого парка, где помещаются постоянные инсталляции фестиваля.



Один из садов, получивших грант на реализацию в 2016 году – работы команды Антона Кочуркина и Анны Андреевой, которые впервые выступают совместно за рубежом. Авторы называют свой проект «Съедобным садом», а также – «ностальгической памятью о крошечных советских дачах на шести сотках». На небольшом пространстве расставлены металлические остовы, похожие на заброшенные парники, ретро-стулья шестидесятых, эмалированная посуда с букетами, открытки с фотографиями Кирилла Глущенко, ящики с рассадой и прочие нехитрые и местами нарочито побитые временем предметы дачной жизни. Стулья нашли во Франции, но при ближайшем рассмотрении они оказались чешского производства; а после дождя и починки налёт всегда качественной атмосферы французского ретро ушёл, и стулья стали совсем «дачными».

Сад – реконструкция полузаброшенной дачи, почти совсем заросшей полевыми растениями, хотя и сохранившей вкрапления овощных грядок – рассказывает Анна Андреева. Преобладают полевые растения, найденные в окрестностях Никола-Ленивца. В саду играют музыка «утренней гимнастики» и позывные радио «Маяк» – это инсталляция Владислава Сорокина, которая тоже «работает» на дачную атмосферу.

Часть огородных растений, однако, жива и поэтому сад назван «съедобным». Авторы планируют вырастить помидоры из семян, привезённых из Тульской области; это наш ответ продуктовым санкциям, – говорит Антон Кочуркин в интервью для Le courrier de la Russie. В проекте, таким образом, оказываются смешаны две тенденции современного садово-паркового искусства, склонного к экспериментам как с огородными, так и с луговыми растениями – в данном случае перед нами на небольшом участке нарисована «историческая картина» борьбы одних с другими, причём выигрывают «сорняки», а точнее, исконные представители флоры средней полосы.

Одна из тем, которые Антон Кочуркин считает важными для проекта – это контраст между неосвоенностью российских просторов и миниатюрными шестью сотками, на которых русский-советский человек работал, а некоторые и до сих пор работают, не разгибая спин. Такие некультивированные просторы, и такие маленькие дачи... Как будто их владельцы виноваты в этом парадоксе. Теперь диковатый фон захватывает наши огороды, но и он по-своему красив, уверены авторы.
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция. Конкурсный проект © Архитектурная группа «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция. Конкурсный проект © Архитектурная группа «8 линий» и Alphabet City

Ностальгическая нота звучит привычно и в тренде, вполне по-бродски, если даже не по-тарковски – тема дачного уединения от советской реальности никуда не делась, и тревожит нас детскими воспоминаниями. Она даже не входит в противоречие с темой фестиваля – Jardins du siècle à venir, которые российские авторы переводят несколько помпезным, но точным «Сады века грядущего». Созвучность теме объясняется несколько парадоксально, но просто: кто знает что ждёт нас в будущем и когда понадобятся навыки дачных «садов выживания» – вот уже и продовольственные санкции, и импортозамещение, не пора ли подумать о дедовских огородах на шести сотках?
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция. Конкурсный проект ©  «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция. Конкурсный проект © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция. Конкурсный проект ©  «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция. Конкурсный проект © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City
Съедобный сад. Имение Шомон-сюр-Луар, Франция, май 2016 © «8 линий» и Alphabet City

Помимо иронии российского существования с его перманентной ностальгией как признаком идентичности, сад попадает также и с один из свежих общемировых трендов по созданию ферм и огородов в палисадниках при городских кварталах. Европейцы создают мини-фермы – без звучных проектов, тихо, своими руками, а устроители всевозможных выставок тем временем пропагандируют их радикальные версии – одним из множества примеров может быть выставка садов-ящиков из тесных китайских кварталов на биеннале в Венеции, которая, по слухам, очень понравилась Александру Бродскому.
Экспозиция павильона Китая на биеннале в Венеции, 2016: пример городских огородов. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Экспозиция павильона Китая на биеннале в Венеции, 2016: пример городских огородов. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Экспозиция павильона Китая на биеннале в Венеции, 2016: где располагаются китайские сады, показано на плашетах. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Экспозиция павильона Китая на биеннале в Венеции, 2016: где располагаются китайские сады, показано на плашетах. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Герой нашего времени маленький человек, обустроившийся в мире почти без посредников, вернее не то чтобы без них, а потихоньку подстраивая под себя правила. Это ведь мы так думаем, что дача место нашего эскапизма и едва различимой внутренней фронды – брошу всё и уеду на дачу. Но дача потому так и называется, что ее кто-то дал, профсоюзно-собесовский, и он продолжает смотреть на тебя и строить планы. В одной из повестей Дмитрия Быкова с дачи стартует космический корабль-лейка, увозя героев от московской катастрофы на другую планету. Но что поделать? Там тоже катастрофа, и он возвращается обратно. Впрочем, привкуса многократно побитого временем вишневого сада наша дача не теряет и проект смотрится среди множества соседних ландшафтных зарисовок – вполне родным, со своей повторяемой, во многом французской, кстати, ностальгией.