Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.05.2014

Пресса и блоги: 26–30 апреля

Павильон Москвы в Венеции, новые тенденции в строительстве из дерева, подборка фотографий постсоветских высоток, кризис российских планировщиков и города под ключ – в новом обзоре прессы и блогов.

Пресса / Сон о Венеции

Впервые в истории на XIV Международной биеннале архитектуры в Венеции будет представлена экспозиция не только России, но и Москвы. Куратором павильона «MOSKVA: urban space», который станет частью параллельной программы, выступит главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, комиссаром – председатель совета директоров компании RDI Дмитрий Аксенов, а художественным консультантом – архитектурный критик Кристина Файрайс. The Art Nespaper Russia   приводит слова архитектурного критика Елены Гонсалес: это первый случай, когда комиссаром проекта становится частное лицо, а проводником архитектурной идеологии выступает государство. Видеосюжет по теме также подготовил телеканал «Дождь».  

Экспозиция покажет трансформацию столицы за последние 100 лет и обозначит актуальный вектор развития города. Одной из центральных тем станут общественные пространства, а одним из главных героев – парк «Зарядье». Портал Архсовета Москвы раскрывает подробности: «прошлое столицы предстанет на гранях расположенных на потолке призм, где будут демонстрироваться культовые сооружения эпох авангарда, сталинского ампира и функционализма 1960-80-х годов. Грани, сменяя друг друга, создадут иллюзию бегущей кинопленки, и перед глазами посетителей оживет столетняя история московской архитектуры». 

К слову, на территории будущего парка «Зарядье» 29 апреля состоялось открытие информационного павильона  – копии центральной части интерьера павильона России на биеннале 2012 года. Проект MOSKVA после завершения венецианской биеннале переедет в этот информационный павильон.

И ещё о биеннале. Митя Харшак и Мария Элькина из Art1 поговорили с новым комиссаром павильона России (недавно сменившим Григория Ревзина на этом посту) Семеном Михайловским. По словам Михайловского, "менять проект [экспозиции] уже невозможно, но уточнить его можно".

Интервью
Урбанистика все популярнее и популярнее. На этой неделе Теории и практики расспросили нью-йоркца Дэниела Латорре о том, как вовлечь жителей в процесс преобразования города, о социальных идеях в архитектуре, творческом подходе к созданию общественных пространств и роли технологий в их развитии. Даниела Брам рассказала UrbanUrban о том, как небольшой группе людей удалось возродить территорию фабрики в депрессивном районе Берлина и спасти ее от превращения в квартал элитной недвижимости. Созданной ею ассоциации ExRotaprint удалось выкупить здание, сохранить его фантастический облик и найти средства для дальнейшего развития. Петербург 3.0. приводит часть материала из серии публикаций издания TheCityFix о лидерах, которые вписали лучшие страницы в историю урбанистики. Одним из них считают сингапурского диктатора Ли Куан Ю, который за 50 лет правления сумел преобразовать один из самых неблагополучных городов мира в город с высочайшим уровнем жизни.

Героем Портала Архсовета Москвы стала Софья Троценко, руководитель Центра современного искусства «Винзавод», которая рассказала об успехах во взаимодействии с городскими властями. Скоро добираться до арт-площадки будет не так страшно: сквер между ЦСИ «Винзавод» и Artplay, а также основные дороги к ним будут благоустроены.

Экспертный совет премии АРХИWOOD, которой в этом году исполняется пять лет, определил шорт-лист 2014 года. Куратор премии Николай Малинин рассказал Архи.ру об основных тенденциях, которые этот список отражает. К пяти постоянным номинациям добавились еще четыре: «Интерьер», «Дерево в отделке», «Реставрация», «Предметный дизайн», все они привлекли большое количество интересных проектов. Мария Элькина из Art1 побеседовала с мастером деревянной архитектуры – Тотаном Кузембаевым, который рассказал об особенностях работы с материалом, его преимуществах перед бетоном и некоторых распространенных мифах.

Обзоры
«Ведомости» разобрались, сколько денег и на что нужно еще потратить городам и регионам к Чемпионату мира по футболу в 2018 году (принимать матчи будут 12 стадионов в 11 городах). Портал TECHNE.com  выложил серию любопытных фотографий Франка Херфорта, который четыре года путешествовал по бывшему СССР и снимал высотные постройки. Итогом стала книга о постсоветской архитектуре «Имперская помпа – Постсоветские высотные дома» (книга вышла из печати прошлым летом, подробнее о книге см. статью Сергея Хачатурова).

Блоги / Судьба ВВЦ
Fedot Puhlov рассказал в Facebook о своем общении с человеком, возглавляющим бригаду реставраторов, которым предстоит работать с павильоном «Украина» на территории ВВЦ. Выяснилось, что «специалисты» в глаза не видели ни документации, ни архивных фотографий, также они смутно представляют, в каком году и кто построил объект. 

Аркадий Гершман прогулялся по ВВЦ с фотокамерой и зафиксировал изменения. Появились платные парковки, на площади перед главным входом делают торговые ряды с сувенирной продукцией. Внутри уложен новый асфальт, ведутся работы по демонтажу аттракционов и  точек по розыгрышу призов. Почти все павильоны реставрируются, знаменитый Зеленый театр на ремонте. В рамках реконструкции ВВЦ был объединен с Ботаническим садом, который сейчас благоустраивается.

Печаль планировщика
Также в своем блоге Аркадий Гершман рассказал о независимой от городских улиц сети пешеходных дорог «+15» в канадском городе Калгари. Она состоит из мостов и коридоров, проложенных на высоте 15 футов от уровня земли (4,5 метра). Такая система была выбрана по причине высокого уровня грунтовых вод, большой насыщенности подземных коммуникаций и сравнительно небольшой стоимости строительства. Читатели затеяли извечный спор: что лучше, наземный или подземный переход. Немало комментариев собрал также пост Ильи Варламова о круговом движении в Нидерландах, в которое вписаны велодорожки. 

Широкое обсуждение на страницах Facebook получил доклад Александра Антонова «Компактный город против широкой русской души». Кто-то считает компактные города утопией, кто-то винит в их отсутствии творческую и профессиональную лень планировщиков. Ярослав Ковальчук поясняет, что «политика компактного города» – это набор принципов (собраны в докладе OECD “Compact City Policies”), используемых большинством европейских городов при разработке своих мастерпланов. В России эти принципы почти не использовались (читателям удалось вспомнить только Пермь и Ульяновск). Дмитрий Наринский считает, что компактный город – это результат работы определенной управленческой модели города-муниципалитета, и было бы интересно проанализировать китайский опыт.

Похожую проблему затронула статья в РБК о выступлении петербуржцев против «бетонных гетто» и «градостроительного геноцида», на которую также откликнулось сообщество Facebook. Evgeniya Pryadokhina пишет, что «к тому времени, когда все станет хорошо с регулированием КОТ, закончится фаза центробежного развития крупных российских городов и начнется фаза развития центростремительного», так что нужно одновременно придумывать грамотные схемы уплотнительной и точечной застройки. Dmitry Sanatov называет происходящее кризисом градостроительства как дисциплины. 

Дмитрий Наринский в сообществе планировщиков RUPA  поставил прямой вопрос: «может пора честно признать, что проект создания профессионального сообществ планировщиков в России провалился?» Он считает, что России не нужны свои профессионалы планировщики, группу надо переименовать в Русский Урбанизм. В шквале обсуждений точку поставил Александр Ложкин: «не пропадет ваш скорбный труд, из искры возгорится пламя». Напоследок Ярослав Ковальчук одарил читателей ссылкой на сообщество «Города под ключ». Там предлагают готовые решения не только многоквартирных домов и особняков, но и целых городов. Комментаторы глумятся: «трехколонный портик для ценителей классической архитектуры», «дом а-ля успешный чиновник», «когда изобрели монолит, антаблемент должен быть уничтожен». Ефим Фрейдин напсиал: хочу развидеть.