Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.04.2014

«Все – архитектура»

Скончался Ханс Холляйн.

Ханс Холляйн в 2012. Фото © WZ/Newald
Ханс Холляйн в 2012. Фото © WZ/Newald

Ханс Холляйн (1934–2014) умер утром 24 апреля в Вене. Последнее время его здоровье оставляло желать лучшего: из-за пневмонии он не смог принять участия в торжествах по случаю своего 80-летия, проходивших 30 марта этого года.
Ювелирный магазин Schullin в Вене 1974. Фото © friendsofsdarch
Ювелирный магазин Schullin в Вене 1974. Фото © friendsofsdarch

Холляйна, крупнейшего архитектора последней трети XX века, обоснованно причисляют к постмодернистам, но его работы – гораздо сложнее и тоньше, чем у большинства его «коллег» по направлению. Достаточно вспомнить почти сюрреалистический ювелирный магазин Schullin в Вене (1974) с разбивающей гранитный фасад «золотой жилой» или музей Абтайберг в Мёнхенгладбахе (1982), идеально вписанный в ландшафт и контекст средневекового города. При этом Холляйн хорошо понимал, какими должны быть выставочные залы для современного искусства: он сотрудничал с Йозефом Бойсом, был близок к поп-арту.
Ювелирный магазин Schullin в Вене 1974. Фото с сайта hollein.com
Ювелирный магазин Schullin в Вене 1974. Фото с сайта hollein.com

Холляйн оставил нам также и результаты своих размышлений о природе архитектуры. С одной стороны – это его «фасад» на выставке «Новейшая улица» 1-й Венецианской биеннале (1980). Эта улица состояла из «фасадов» разных авторов, но именно работа Холляйна вошла во все учебники как ясная формула постмодернистской эстетики.
Ханс Холляйн. Фасад 
на выставке
«Новейшая улица».
Венецианская биеннале
архитектуры-1980. Фото с сайта domusweb.it
Ханс Холляйн. Фасад на выставке «Новейшая улица». Венецианская биеннале архитектуры-1980. Фото с сайта domusweb.it

А в Мёнхенгладбахе в 1970 он показал гораздо более отвлеченную экспозицию-инсталляцию «Все – архитектура. Выставка на тему смерти». Смерть занимала важное место в его картине мира, и, по его мнению, упрощение и исчезновение связанных со смертью и погребением ритуалов лишь свидетельствует об утрате нашей цивилизацией жизненных сил.
Музей Абтайберг 
в Мёнхенгладбахе. 
Проект 1971-72, здание 1982. Фото с сайта hollein.com
Музей Абтайберг в Мёнхенгладбахе. Проект 1971-72, здание 1982. Фото с сайта hollein.com
Музей Абтайберг 
в Мёнхенгладбахе. 
Проект 1971-72, здание 1982. Фото: Wikimedia Commons
Музей Абтайберг в Мёнхенгладбахе. Проект 1971-72, здание 1982. Фото: Wikimedia Commons
Музей Абтайберг в Мёнхенгладбахе. Проект 1971-72, здание 1982. Фото: Hps-poll via Wikimedia Commons. Лицензия GNU Free Documentation License, Version 1.2
Музей Абтайберг в Мёнхенгладбахе. Проект 1971-72, здание 1982. Фото: Hps-poll via Wikimedia Commons. Лицензия GNU Free Documentation License, Version 1.2
Музей стекла и керамики 
в Тегеране. 1978. Дизайн постоянной экспозиции. Фото с сайта hollein.com
Музей стекла и керамики в Тегеране. 1978. Дизайн постоянной экспозиции. Фото с сайта hollein.com
Музей стекла и керамики 
в Тегеране. 1978. Дизайн постоянной экспозиции. Фото с сайта hollein.com
Музей стекла и керамики в Тегеране. 1978. Дизайн постоянной экспозиции. Фото с сайта hollein.com
Музей стекла и керамики 
в Тегеране. 1978. Дизайн постоянной экспозиции. Фото с сайта hollein.com
Музей стекла и керамики в Тегеране. 1978. Дизайн постоянной экспозиции. Фото с сайта hollein.com