Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.02.2014

Цвет в конце тоннеля

Объект:
Станция городской электрички Bayerischer Bahnhof
Адрес:
Германия, None, Лейпциг.

Станция городской электрички Лейпцига от архитектурного бюро Петера Кульки.

Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © Michael Moser
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © Michael Moser

Этой зимой в Лейпциге состоялось торжественное открытие новой линии городской электрички (S-Bahn), строительство которой велось с 2005 года. Тоннель, соединяющий юг и север города напрямую – через центр, а не в объезд по длинной «петле», как раньше, был давней мечтой жителей Лейпцига. Кроме того, новый тоннель в будущем упростит транспортное сообщение с близлежащими городами: Альтенбургом, Цвиккау, Плауэном и Гайтхайном.
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © H.-C. Schink
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © H.-C. Schink

Центральный отрезок тоннеля связывает два основных вокзала Лейпцига – Главный в северной части города и Баварский – в южной. Кроме станций, расположенных непосредственно при вокзалах, поезд останавливается еще в двух точках между ними.
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © Michael Moser
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © Michael Moser

Четыре станции новой линии скоростной железной дороги Лейпцига стали полем для творчества известных архитекторов, победивших в 1997 в конкурсах, проводившихся на проект каждой из них. Так, мы уже писали о станции на площади Вильгельма Лойшера, построенной по проекту швейцарского архитектора Макса Дудлера.
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © H.-C. Schink
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © H.-C. Schink

А проект станции при Баварском вокзале (Bayerischer Bahnhof) разработан дрезденским архитектором Петером Кулькой. Сложность строительства этого подземного сооружения заключалась в том, что прямо над ним располагается сам вокзал – памятник середины XIX в., старейший из до сих пор эксплуатируемых вокзалов Германии. Его парадный вход, напоминающий триумфальную арку, является архитектурной доминантой всей Баварской площади. Так что архитектурному бюро Петера Кульки ничего не оставалось делать, как преклониться перед историей и осторожно вписать в уже существующий ансамбль площади скромные входы на станцию, оставив всю свою фантазию для подземного пространства.
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото с сайта citytunnelleipzig.de
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото с сайта citytunnelleipzig.de

Платформа станции «Баварский вокзал» располагается на глубине 20 м и тянется на 140 м в длину. Ее решение – это игра света и цвета. Ее стены облицованы простыми алюминиевыми панелями, но именно отсюда начинается внедрение цвета в оформление платформы: по периметру помещения на уровне глаз проходит цветная лента; ее неяркие тона периодически меняются с помощью светильников за ним. Но это лишь малая деталь оформления станции: все основные находки архитектора сосредоточены сверху.
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото с сайта citytunnelleipzig.de
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото с сайта citytunnelleipzig.de

Петер Кулька стремился максимально использовать дневной свет в своем по сути подземном помещении. Потолок сделан из обрамленных в тонкие металлические крепления стекол, через которые вниз проникает дневной свет. Под стеклянной кровлей над лестничными пролетами «хаотично» размещены разноцветные распорки. Яркие цилиндры, напоминающие коктейльные трубочки – исключительно элементы декора, а вот в белые распорки вставлены лампы. Кроме того, горизонтальные лампы вставлены и под лестницами, подчеркивая ритм ступеней. Обилие света в сочетании с яркими цветными деталями заставляют пассажиров забыть о том, что они спустились глубоко под землю.
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото с сайта citytunnelleipzig.de
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото с сайта citytunnelleipzig.de

Петер Кулька не в первый раз использует насыщенный колорит и естественное освещение для создания образа: перестроенный по проекту его бюро Музей гигиены в Дрездене получил застекленные стены центрального холла, рядом с которым имеются полностью оформленный в красных тонах зал и кинозал с яркими малиновыми креслами. Но броскость интерьеров вовсе не отвлекает посетителей от изучения экспонатов музея или просмотра фильма – так же, как и станции «Баварский вокзал» не мешает успешно «работать» рукотворная радуга под потолком.
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © H.-C. Schink
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © H.-C. Schink
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © Michael Moser
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © Michael Moser
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © Michael Moser
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © Michael Moser
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото с сайта citytunnelleipzig.de
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото с сайта citytunnelleipzig.de
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © H.-C. Schink
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © H.-C. Schink
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © Michael Moser
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © Michael Moser
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © Michael Moser
Станция городской электрички «Баварский вокзал». Фото © Michael Moser