Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.12.2007

За облаками

Объект:
Фуникулер Хунгербургбан
Адрес:
Австрия, None, Инсбрук.

В Инсбруке начал работу фуникулер Хунгербургбан (Нордпарк), построенный по проекту Захи Хадид.

Станции канатной дороги Хунгербургбан ©David Levene
Станции канатной дороги Хунгербургбан ©David Levene

Это уже второе сооружение Хадид в Инсбруке: в 2002 там был возведен лыжный трамплин Бергизель. Теперь же речь идет о четырех станциях и мосте через реку Инн, соединенных маршрутом фуникулера: с помощью этого транспортного средства туристы и жители города теперь могут попасть из центра Инсбрука в горную деревню Хунгербург, поднявшись на высоту около 900 м над уровнем моря за 25 минут. Оттуда на более серьезные высоты, к началу знаменитых на весь мир горнолыжных трасс идет обычная канатная дорога.
Станции канатной дороги Хунгербургбан ©David Levene
Станции канатной дороги Хунгербургбан ©David Levene

Заха Хадид при проектировании станций изучала «поведение» льда в природе: как располагаются и смещаются ледниковые морены, как выглядит замерзшая река на горном склоне… В результате возникли четыре станции, состоящие из функциональных бетонных оснований и перекрытий из матового стекла, имитирующих своими формами застывшее движение воды, превратившейся в лед. Сетка из черных полос, расчерчивающая их, подчеркивает текучесть органических форм: прием, объединяющий все станции в единый ансамбль.
Станции канатной дороги Хунгербургбан ©David Levene
Станции канатной дороги Хунгербургбан ©David Levene

Фуникулер стартует в центре Инсбрука, с находящейся под землей станции «Конгресс», и идет по тоннелю до следующей остановки, у гостиницы «Лёвенхаус». Затем поезд переезжает по мосту через реку Инн; этот мост поддерживают с помощью системы стальных тросов две наклонные бетонные опоры. После начинается почти отвесный подъем к станции «Альпенцо», но пассажиры этого почти не чувствуют: вагончики поезда могут принимать горизонтальное положение, выравниваясь до угла в 55 градусов относительно рельсов. На следующей станции находится самый высокогорный в мире «Альпийский Зоопарк», где собраны виды животных, характерных для местной экосистемы. На пути к последней станции «Хунгербург» поезд проходит через пелену облаков, оказываясь у очередной «ледяной скульптуры» Хадид, расположенной среди традиционных шале.
Станции канатной дороги Хунгербургбан ©David Levene
Станции канатной дороги Хунгербургбан ©David Levene

Фуникулер Хунгербургбан был построен заново вместо своего совершенно обычного предшественника всего за 2 года, на сравнительно скромные – для проекта Захи Хадид – средства, поэтому особенно ярко в этом комплексе транспортных сооружений проявился талант архитектора: в создании очень необычных, привлекательных и в то же время совершенно функциональных форм.
Заха Хадид. Фуникулер Хунгербургбан (Нордпарк) в Инсбруке. Фото: IngolfBLN via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-2.0
Заха Хадид. Фуникулер Хунгербургбан (Нордпарк) в Инсбруке. Фото: IngolfBLN via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-2.0
Станции канатной дороги Хунгербургбан ©David Levene
Станции канатной дороги Хунгербургбан ©David Levene
Станции канатной дороги Хунгербургбан © David Levene
Станции канатной дороги Хунгербургбан © David Levene
Станции фуникулера Хунгербургбан © David Levene
Станции фуникулера Хунгербургбан © David Levene
Станции канатной дороги Хунгербургбан © Helene Binet
Станции канатной дороги Хунгербургбан © Helene Binet
Станции канатной дороги Хунгербургбан © Helene Binet
Станции канатной дороги Хунгербургбан © Helene Binet
Станции канатной дороги Хунгербургбан © Helene Binet
Станции канатной дороги Хунгербургбан © Helene Binet
Канатная дорога Хунгербургбан. Мост через реку Инн © thomas mayer
Канатная дорога Хунгербургбан. Мост через реку Инн © thomas mayer
Канатная дорога Хунгербургбан. Поезд на склоне над Инсбруком © thomas mayer
Канатная дорога Хунгербургбан. Поезд на склоне над Инсбруком © thomas mayer