Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

31.08.2011

От оперы до ювелирного искусства

Объект:
Железнодорожный вокзал Ньюпорта
Адрес:
Великобритания, None, Ньюпорт.
Музей Ливерпуля
Адрес:
Великобритания, None, Ливерпуль.
Мастерская:
3XN

Новые и старые работы архитекторов в сферах театра, кино и соцподдержки, а также более традиционные проекты в очередном обзоре зарубежной прессы.

Рафаэль Виньоли. Оформление оперного спектакля «Любовь Данаи». 2010. Фото © Cory Weaver
Рафаэль Виньоли. Оформление оперного спектакля «Любовь Данаи». 2010. Фото © Cory Weaver
Рафаэль Виньоли отвергает принцип работы «от ложки до города», разрешающий архитекторам браться за проект в почти любой области человеческой деятельности, но все же позволяет себе заниматься сценографией: например, в 2004 он создал декорации для оперы Дмитрия Шостаковича «Нос», показанной на музыкальном фестивале Bard Summerscape в колледже Бард (штат Нью-Йорк), а в этом году для этой же площадки он оформил оперу «Любовь Данаи» Рихарда Штрауса.
Рафаэль Виньоли. Оформление оперного спектакля «Любовь Данаи». 2010. Фото © Cory Weaver
Рафаэль Виньоли. Оформление оперного спектакля «Любовь Данаи». 2010. Фото © Cory Weaver

В отличие от коллег по профессии, пытавшихся работать для музыкального театра, но не удостаивавшихся особых похвал (среди них — Даниэль Либескинд, «Херцог & де Мерон», Сантьяго Калатрава), Виньоли высоко ценят критики. Он серьезно подходит к проблеме взаимодействия декорации и действия, а вопросы музыки редкий архитектор понимает так, как он: в молодости Рафаэль Виньоли собирался стать концертирующим пианистом.
Чарльз Дженкс. Подвеска для ювелирной фирмы Hamilton and Inches. Фото с сайта professionaljeweller.com
Чарльз Дженкс. Подвеска для ювелирной фирмы Hamilton and Inches. Фото с сайта professionaljeweller.com

Чарльз Дженкс обратился к другой любимой многими архитекторами теме — ювелирным украшениям. Его работы напоминают о его же лэнд-арт-объектах: в тех и в других главенствует мотив спирали. Дженкс занялся этой областью прикладного искусства ради благотворительности: доходы от продажи его изделий пойдут на содержание созданных им онкологических центров Мэгги.
Искусственная гора для Нидерландов. Изображение с сайта hofferskruger.com
Искусственная гора для Нидерландов. Изображение с сайта hofferskruger.com

Но не все ограничивают себя такими скромными масштабами творчества: в Нидерландах всерьез обсуждают создание искусственной горы. Все началось с шутки, но теперь проект с бюджетом в 300 млрд. евро поддерживают национальные федерации скалолазов, велосипедистов и лыжников, им заинтересовались представители властей и коммерческие фирмы. Изначальная цель проекта — предоставить спортсменам и всем желающим объект для занятий видами спорта, требующими гористого рельефа, и которые сложно практиковать в равнинной Голландии.
Тауэрский мост с олимпийскими кольцами. Вариант решения для 2012. Изображение с сайта bdonline.co.uk
Тауэрский мост с олимпийскими кольцами. Вариант решения для 2012. Изображение с сайта bdonline.co.uk

В то время, как одни ландшафты создаются с ноля, другие — в первую очередь, городские — оказываются под угрозой. Так, Лондону в связи с Олимпийскими играми-2012 угрожает засилье рекламы, поэтому национальное объединение по охране памятников English Heritage выступило против проекций логотипов спонсоров на знаменитый Тауэрский мост. Его праздничную подсветку в 17 дней Олимпиады обеспечат энергетические компании EDF и GE, которые планировали заодно спроецировать собственные символы на каждую из башен моста. Городские власти план одобрили, но чиновники по сохранению наследия оказались более принципиальными.
Проект моста для Венеции. Изображение с сайта bdonline.co.uk
Проект моста для Венеции. Изображение с сайта bdonline.co.uk

Менее ясна судьба другого моста — Академии в Венеции. Сейчас это деревянное сооружение середины 1980-х, скромное и функциональное. Но городские власти могут реализовать на его месте проект бюро Schiavina из Болоньи — мост из стали, известняка и стекла стоимостью 6 млн. евро. Причина — пожароопасность деревянной постройки и ее неприспособленность под нужды инвалидов. Противники проекта напоминают, что самый новый мост Венеции — работа Сантьяго Калатравы близ вокзала — оказался не только непроходимым для инвалидов, но и неудобным для всей остальной публики, особенно с багажом: его плоские мраморные ступеньки уже стали причиной множества падений, поэтому на их края пришлось наклеить ярко-желтые стикеры.
Чертеж космического корабля из книги Star Wars: The Blueprints © 2011 Lucasfilm Ltd.
Чертеж космического корабля из книги Star Wars: The Blueprints © 2011 Lucasfilm Ltd.

Но не только деятельность архитекторов и инженеров в окружающей нас реальности привлекает внимание: чертежи вселенной «Звездных войн» удостоились подробнейшей публикации. В томе Star Wars: The Blueprints собраны материалы из архивов кинокомпании Lucasfilm, касающиеся космических кораблей, дроидов, отдельных зданий и целых городов.
Петер Цумтор. “Дом Z” в Куре. 2003-2004. Фото с сайта archisquare.it
Петер Цумтор. “Дом Z” в Куре. 2003-2004. Фото с сайта archisquare.it

Еще одна «отложенная» публикация посвящена одному из менее известных проектов Петера Цумтора — «Дом Z» в Куре. Фото, описание и чертежи разместил блог archisquare.it.
Оскар Нимейер. Культурный центр Шоро в Бразилиа. 2007-2010. Фото © Joana França
Оскар Нимейер. Культурный центр Шоро в Бразилиа. 2007-2010. Фото © Joana França

Главный бразильский архитектурный портал Arcoweb знакомит со свежим проектом Оскара Нимейера: культурный центр Шоро в Бразилиа площадью всего 2500 м2 включает в себя администрацию Клуба Шоро и музыкальную школу. Его изящное и продуманное решение позволяет отнести его к лучшим работам мастера, что стало редким случаем для Нимейера в последние десятилетия.
Ричард Роджерс. Жилой комплекс One Hyde Park в Лондоне. Фото с сайта guardian.co.uk
Ричард Роджерс. Жилой комплекс One Hyde Park в Лондоне. Фото с сайта guardian.co.uk

Британский архитектурный еженедельник знакомит читателей с номинантами на свою анти-премию Carbuncle Cup: для нее отбираются самые уродливые здания, возведенные в стране за год. В этом году в финале оказались, помимо прочих, Ричард Роджерс со своим сверхдорогим лондонским ЖК One Hyde Park, бюро 3XN с Музеем Ливерпуля и Николас Гримшо с вокзалом в Ньюпорте.
Дом в Новом Орлеане по проекту Шигеру Бана. Фото © Charlie Varley
Дом в Новом Орлеане по проекту Шигеру Бана. Фото © Charlie Varley


Если претенденты на «Кубок Карбункула» (если они действительно его достойны) демонстрируют в своих работах неуважение к тем, кто будет жить и работать в их здании или просто регулярно смотреть на него, то архитекторы, участвующие в проекте Make It Right (MIR) для Нового Орлеана, думают в первую очередь именно о них. MIR опубликовал очередную подборку фотографий домов для оставшихся без крова после урагана «Катрина» жителей беднейшего района Lower 9th Ward. Среди архитекторов — Хитоши Абэ, Шигеру Бан и Дэвид Аджайе.
Небоскреб Standard Oil Building в Нью-Йорке. Фото с сайта earthinpictures.com
Небоскреб Standard Oil Building в Нью-Йорке. Фото с сайта earthinpictures.com

Необычный пример соединения социального аспекта с сохранением наследия — использование одного из знаменитых нью-йоркских небоскребов начала 20 века Standard Oil Building под школу. Его нижние этажи — со второго по восьмой — заняты тремя районными учебными заведениями, причем приспособление, проведенное бюро John Ciardullo Associates Architects, сочеталось с реставрацией исторических интерьеров, как пишет газета The Architect's Newspaper. Школы обеспечены всем необходимым, включая спортзал, ну а их соседями с верхних ярусов 29-этажного здания остаются сотрудники крупных корпораций.

Нина Фролова