Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.01.2011

Ракета на четверике

Объект:
Многофункциональный комплекс Southwark Square
Адрес:
Великобритания, Лондон.
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, В. Л. Кулаченков, В. И. Лемехов, В. А. Романцев, В. И. Парфёнов

В лондонском Вест-Энде архитектурное бюро «Студия 44» проектирует многофункциональный комплекс с театром, арт-центром, офисами и жильем. По настоятельному желанию заказчика, архитектурное решение комплекса вобрало в себя узнаваемые мотивы древнерусского зодчества.

Многофункциональный комплекс Southwark Square
Многофункциональный комплекс Southwark Square
© Студия 44
Саутарк (Southwark) – один из центральных районов Лондона, расположенный к югу от реки Темзы и Сити. Некогда тесно застроенный фабриками, сегодня этот район знаменит многочисленными театрами и студиями, работающими в реконструированных производствах. Участок, предназначенный под строительство многофункционального комплекса, не является исключением – это территория бывшей шоколадной фабрики Menier, на которой сегодня работают театр, арт-центр и несколько ресторанов. Перепрофилирование кондитерских цехов оказалось настолько успешным, что инвестор (частное лицо, имя которого не разглашается) решил не останавливаться на достигнутом: приобретя соседний участок, он намерен расширить театр, создать несколько новых галерей и концертных студий, и дополнить культурную функцию коммерческой, а именно офисами и жильем.

По словам руководителя «Студии 44» Никиты Явейна, заказчиком данного проекта является лондонец, увлеченный Россией и русской культурой. Именно эта страсть толкнула его в свое время к поиску российских партнеров по бизнесу, а теперь и русского архитектора, способного органично вписать приемы национального зодчества в градостроительный контекст британской столицы. Выбор сразу пал на Явейна, автора реконструкции Эрмитажа и олимпийского вокзала в Сочи – пожалуй, самых брендовых и узнаваемых на Западе (по крайней мере, на слух) проектов современной России. И, конечно, от возможности реализовать объект в Лондоне архитекторы отказываться не стали. Однако задачу, поставленную перед «Студией 44», простой никак не назовешь. С одной стороны, это уже упомянутые мотивы древнерусского зодчества – заказчик без ума от шатров, кокошников и закомар. С другой, не меньший восторг у него вызывает имя Гагарина, и идею первого полета человека в космос надлежало отобразить в проекте не менее зримо, чем кокошники. Плюс, конечно, сложная программа объекта – всего в состав комплекса должно войти десять функций, включая репетиционные помещения и художественную школу, а также музеи чая и водки.

На счастье архитекторов в районе Саутарк можно и нужно возводить высотные доминанты – программа высотного строительства в центральном Лондоне предусматривает появление здесь новых акцентов и общегородских ориентиров. Именно поэтому общая композиция комплекса сложилась сразу: все социальные функции размещены на первых уровнях, жилье – в высотке, а своего рода изолирующей прослойкой между ними служат офисы. Правда, 80-метровый небоскреб, в соответствии с градостроительными нормами британской столицы, следовало отодвинуть в глубь квартала, поэтому у театра появилось отдельное здание, выходящее непосредственно на красную линию, а арт-центр занял первые этажи второго корпуса, из которого, собственно, и «прорастает» высотка. Камерная площадь между двумя корпусами получила название Gagarin Plaza. Она приподнята над уровнем земли на один этаж, и с улицы к ней ведет открытая лестница, пущенная вдоль бокового фасада театра. Ее композиция – 3 лестничных марша с площадками-рундуками, по замыслу архитекторов, символизирует Красное крыльцо Грановитой палаты Московского Кремля.

Напоминает об этом знаменитом памятнике и обработка выходящего на улицу фасада театрального здания бриллиантовым рустом. Но если исторически такая облицовка призвана создавать иллюзию особо прочной кладки из каменных блоков, то в проекте «Студии 44» эта иллюзия развенчивается. Граненые «камни» разделены узкими полосками стекла, так что, присмотревшись, внимательный зритель неизбежно обнаружит, что каменные блоки – накладные, а массивная стена – не более чем обманка, провокативная архитектурная декорация. Чуть ироничный характер носят и геометризированные «кокошники» – треугольные призмы окон трех верхних этажей театра, и атлант под входным козырьком, явно намекающий на родство с кариатидами жилого комплекса Highpoint Two русского лондонца Бертольда Любеткина.

В первом варианте проекта был активно задействован еще один композиционный принцип русской архитектуры – «восьмерик на четверике». «Классикой жанра, как известно, является здание, нижняя часть которого представляет собой кубический объем, а верхняя — поставленный на него восьмигранник, увенчанный шатром или куполом, – поясняет Никита Явейн. – В нашем проектном предложении объемы были вставлены друг в друга «матрешкой», что позволяло разнообразить планировки квартир. А использование различных фактур (четверик – бетонный, восьмерик – кирпичный, цилиндр – стеклянный) создавало эффект трехслойной одежды, зрительно уменьшая габариты башни». Заказчика этот вариант не устроил, он стремился к более буквальному образу, к космической ракете на старте. Так матрешка превратилась в стеклянный цилиндр с конической верхушкой. Сходство с кораблем «Восток» усиливает обнимающая цельностеклянное тело металлоконструкция – в поперечном сечении она имеет попеременно то квадраты (т.е. четверики), то восьмиугольники (т.е. восьмерики). На каждом этаже «ракеты» расположена одна роскошная квартира с панорамным обзором Лондона, а в ее остроносом завершении заказчик намерен разместить Музей водки.

По словам Никиты Явейна, в основу концепции проекта был положен принцип «городского коллажа». К этому в равной степени располагала и насыщенная программа комплекса, и желание заказчика непременно видеть в его архитектуре русские и космические мотивы. «Мы не хотели заниматься стилизацией, но возможность переосмыслить в современном ключе традиционные планировочные приемы и элементы декора показалась нам очень интересной, особенно в таком многообразном городе, как Лондон, – говорит архитектор. – Конечно, это лишь первоначальная концепция комплекса, и его облик может еще не раз измениться, но, как нам кажется, нам удалось угадать характер этого места – одновременно прогрессивный и подчеркнуто театрализованный, в меру ироничный и открытый для диалога и социальной активности».
Многофункциональный комплекс Southwark Square
Многофункциональный комплекс Southwark Square
© Студия 44
Многофункциональный комплекс Southwark Square
Многофункциональный комплекс Southwark Square
© Студия 44
Многофункциональный комплекс Southwark Square
Многофункциональный комплекс Southwark Square
© Студия 44
Многофункциональный комплекс Southwark Square
Многофункциональный комплекс Southwark Square
© Студия 44
Многофункциональный комплекс Southwark Square
Многофункциональный комплекс Southwark Square
© Студия 44
Многофункциональный комплекс Southwark Square
Многофункциональный комплекс Southwark Square
© Студия 44
Многофункциональный комплекс Southwark Square
Многофункциональный комплекс Southwark Square
© Студия 44
Многофункциональный комплекс Southwark Square
Многофункциональный комплекс Southwark Square
© Студия 44
Многофункциональный комплекс Southwark Square
Многофункциональный комплекс Southwark Square
© Студия 44