Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.04.2006

Неизвестное творение Мис ван дер Роэ

В Висбадене обнаружена до сих пор незнакомая исследователям вилла, спроектированная великим архитектором XX века.

«Дом Райдер»
«Дом Райдер»
Найти «Дом Райдер» (названный по имени заказчицы – англичанки Ады Райдер) помогло исследование переписки Людвига Мис ван дер Роэ с его другом, архитектором и дизайнером интерьеров Герхардом Севереном. Профессор истории архитектуры Дитрих Нойманн, преподающий в Университете Брауна в Род-Айленде (США), собирал материал для научной статьи по совсем другой теме в архиве нью-йоркского Музея современного искусства (MOMA), и там натолкнулся на эти письма. В них очень подробно шла речь о совместном проекте, реализующемся в Висбадене. В тот момент Северен жил там, а Мис ван дер Роэ находился в Берлине и активно занимался своим проектом высотного дома на Фридрих-Штрассе (поэтому он не мог отдать много сил вилле Райдер, и ему понадобилась помощь друга).
Во время строительства Мис ван дер Роэ только приобретал известность, поэтому его проект не привлек особого внимания со стороны общественности. А во время Второй Мировой войны вся строительная документация была утеряна, и дом «потерял» своего автора. Поэтому Нойманну пришлось обратиться к внуку Северена, чтобы тот помог идентифицировать тот проект 1923 года. На чердаке дома последнего удалось обнаружить фотографии постройки, и по ним определить, что Мис ван дер Роэ – архитектор незаметного дома по адресу Шёнен Аусзихт, 20.
Германия переживала после Первой Мировой войны тяжелейший экономический кризис, и строительство было возможным только из-за английской валюты заказчицы-иностранки. Но и ее средства закончились, и вилла простояла до 1928 года в недостроенном виде, пока ее не купил и не достроил коммерсант Август Цобус. С тех пор ее еще несколько раз перестраивали, в том числе,  в 1980-х заменили плоскую крышу на четырехскатную.
Двухэтажная вилла прямоугольных очертаний, с выступающим основанием крыши и сдвинутыми к углам здания окнами, относится к переходным работам архитектора: ее можно считать одной из первых его построек, в которой он отходит от неоклассицизма, обращаясь к принципам, которые разовьются позже в модернизм.
Она стоит среди района традиционной застройки, и то, что такой смелый по тем временам проект власти позволили воплотить, указывает на то, что в период небывалой инфляции и экономического упадка любое строительство рассматривалось как благо.
«Дом Райдер»
«Дом Райдер»