Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

16.03.2009

Мегаполис будущего

Мастерская:
LIN
MVRDV
RSHP

Представлены 10 вариантов развития «Большого Парижа» к 2030 году.

Проект Ричарда Роджерса
Проект Ричарда Роджерса

Осенью 2007, вскоре после своего избрания на пост президента Франции, Николя Саркози провел ряд встреч с видными архитекторами из разных стран мира, а также впервые упомянул о своем плане создания «Большого Парижа» по примеру Лондона или Лос-Анджелеса. По его мнению, формирование из собственно города (2 млн. жителей) и его пригородов (6 млн.) единого целого будет способствовать более равномерному прогрессивному развитию всех районов, регенерации депрессивных территорий, переходу к «устойчивому развитию» в масштабе мегаполиса. Пока же Париж отделен от своих «банлье» кольцевой автодорогой, а также сложной административной системой: пригороды, поделенные на 7 частей, и город, разделенный на 20 округов, равно подчиняются руководству региона Иль-де-Франс. Это препятствует их слаженному взаимодействию и проведению общих программ реконструкции. Поэтому наравне существуют пригороды «аристократические» (Венсан или Версаль) и пригороды запущенные и небезопасные (Ла Курнёв и Клиши-су-буа, где и происходили недавние беспорядки).
Проект Ричарда Роджерса
Проект Ричарда Роджерса


Цель Саркози – сделать качественную городскую жизнь доступной для всех жителей «Большого Парижа», а также превратить Париж в первый мегаполис периода «после Киотского протокола», реконструировав его в соответствии с существующей экологической ситуации.
В июне 2008, после длительных консультаций с ведущими французскими и зарубежными архитекторами, социологами, географами, экономистами и другими исследователями, Саркози поручил 10 командам архитекторов разработать варианты развития Парижа к 2030 году.
Проект Ричарда Роджерса
Проект Ричарда Роджерса


Представленные проекты разнятся: от сверхамбициозных и радикальных до чисто утилитарных и вносящих незначительные изменения в существующую ситуацию.
Ричард Роджерс, который 8 лет был советником мэра Лондона Кена Ливингстона, а сейчас сотрудничает с его преемником Борисом Джонсоном, видит главную проблему города в разобщенности его административных структур. Также он предлагает развить его транспортную систему, спрятав ее под землю, а освободившиеся пространства и крыши домов следует превратить в зеленые рекреационные зоны. Это уберет существующие барьеры между центром города и пригородами – магистрали и железнодорожные пути. Роджерс считает необходимым превращение «банлье» в полноценные городские районы с жителями разных национальностей и социальных слоев, с жилыми домами, офисами, разнообразными магазинами и досуговыми центрами. По воплощении его проекта в жизнь время в пути на работу и обратно рядового парижанина должно составлять не более 30 минут в день.
Проект Ролана Кастро
Проект Ролана Кастро
Проект Ролана Кастро
Проект Ролана Кастро


Ролан Кастро (Roland Castro) предлагает рассеять зеленые пространства, знаковые культурные и административные учреждения по всему «Большому Парижу»: Елисейский дворец – резиденция президента – переместится в депрессивный северо-восточный пригород, в проблемном Ла Курнёв разобьют Центральный парк по типу нью-йоркского, в других районах появятся новый оперный театр и «национальный бульвар» по образцу расположенного в Вашингтоне.
Проект Кристиана де Портзампарка
Проект Кристиана де Портзампарка
Проект Кристиана де Портзампарка
Проект Кристиана де Портзампарка

Согласно замыслу Кристиана де Портзампарка, кольцевую дорогу надо снабдить эстакадой для линии скоростного поезда, а все вокзалы Парижа упразднить, использовав освободившиеся пространства для уплотнения городской ткани. Их заменит центральная станция «Европа – Север» в Обервилье. Также вокруг Парижа появятся четыре новых деловых района.
Проект Кристиана де Портзампарка
Проект Кристиана де Портзампарка
Проект команды Жана Нувеля
Проект команды Жана Нувеля

Жан Нувель совместно с Мишелем Девинем предлагают включать в существующую ткань города новые постройки, экологичные, функциональные и привлекательные, которые должны улучшить качество жизни горожан. Также предполагается создавать зоны меньшей плотности застройки, разнообразные зеленые пространства, компенсируемые высотными зданиями – также озелененными.
Проект команды Жана Нувеля
Проект команды Жана Нувеля
Проект Антуана Грюмбаша
Проект Антуана Грюмбаша


Антуан Грюмбаш (Antoine Grumbach), прислушавшись к словам Наполеона, развивает Париж вдоль Сены к морю – по оси Париж-Руан-Гавр, которую Бонапарт назвал единым городом. Планируется провести по этой линии скоростную железную дорогу и всесторонне развивать экологический и экономический потенциал реки.
Проект Ива Лиона
Проект Ива Лиона

Ив Льон вводит в состав «Большого Парижа» леса и сельскохозяйственные угодья, что должно понизить среднюю температуру в городе на 2 градуса к 2100 году.
Проект Бернардо Секки и Паолы Вигано
Проект Бернардо Секки и Паолы Вигано

Венецианские архитекторы Бернардо Секки (Bernardo Secchi) и Паола Вигано (Paola Vigano) предлагают развивать Париж по принципу «губки», сочетая застройку разной плотности и развивая сеть водяных путей.
Проект бюро MVRDV
Проект бюро MVRDV

Бюро MVRDV считают необходимым развивать транспортную систему, спрятав ее под землю, а на освободившихся пространствах создавать жилые районы и рекреационные зоны.
Проект Финна Гайпеля (бюро LIN)
Проект Финна Гайпеля (бюро LIN)

Сбор проектов «Большого Парижа» – это пока даже не конкурс идей: никто не планирует выбирать из них лучший, тем более – воплощать его в жизнь. В то же время, идеи всех участников этого предприятия будут использованы в разработке официальной стратегии развития города в ближайшие десятилетия, которая, если не помешает экономическая ситуация, станет более масштабной, чем даже планы барона Османа.
Проект Джамеля Клуша (команда AUC)
Проект Джамеля Клуша (команда AUC)