BIM в Японии: Nikken Sekkei

Инновации в строительной отрасли Японии, поддерживаемые BIM в качестве новой платформы для создания архитектуры.

mainImg

Заместитель руководителя отдела проектирования Nikken Sekkei Томохико Яманаси о возможностях BIM-технологий и опыте их использования в проектах бюро: резиденции «Дом на воде» и здании пассажирского терминала № 3 международного аэропорта Нарита.

zooming
Музей Хоки, Nikken Sekkei © Harunori Noda

Nikken Sekkei, одна из крупнейших в Японии и в мире архитектурных и строительных компаний – последовательный пионер использования и распространения BIM-технологий. Nikken Sekkei одни из первых начали использовать и распространять BIM-технологии – около пяти лет назад. Вначале только для улучшения качества проектирования и оптимизации рабочего процесса, но с намерением когда-нибудь полностью перейти на BIM. Сегодня бюро уже создает здания, которые без BIM едва ли могли быть реализованы. 
Инновации, возможные благодаря BIM

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к серьезным переменам в некоторых областях архитектуры. В строительной отрасли начали использовать аддитивные технологии, к которым относится в том числе набирающая популярность 3D-печать. В проектах «Деревянный зал» и Музей Хоки BIM-данные использовались на протяжении всего производственного процесса, вплоть до управления станками.

«Деревянный зал». Фото: Harunori Noda © Nikken Sekkei

В архитектурном проектировании благодаря ИКТ теперь можно шире использовать симуляции и моделирование. Поскольку эти методы требуют времени и усилий, раньше их было целесообразно применять только для больших по площади зданий и всего несколько раз в процессе проектирования. В случае NBF Osaki Building (бывшее Sony City Osaki) BIM-модель неоднократно использовалась для получения обратной связи по объекту от клиента. А при создании резиденции «На воде» моделировался воздушный поток, температурные перепады и пр. Этот подход окупается даже при проектировании небольших частных домов.
Автоматизированное проектирование благодаря ИКТ может стать новым методом, при котором Главная задача архитектора – разработать концепцию или алгоритм. К примеру в здании Kawasaki Toshiba Building архитекторы создали алгоритм и задали количество решеток на фасаде, а программа рассчитала их расположение. В результате получился сложный рисунок и конструкция, а стоимость проектирования при этом уменьшилась.
Kawasaki Toshiba Building. Фото: Harunori Noda © Nikken Sekkei

Четвертая область применения ИКТ близка к концепции «интернет вещей». Архитектурный объект сам становится цифровым устройством. К зданиям прикрепляются датчики, которые предупреждают стихийные бедствия. Такие датчики можно использовать и для обеспечения безопасности, улавливая движения людей. Это одна из технологий, которая используется при подготовке к Олимпийским играм в Токио в 2020 году.

Еще один пример – упомянутое NBF Osaki Building. Биооболочка здания блокирует эффект теплового острова вокруг себя: определяя уровень тепла и света с помощью датчиков, она обеспечивает циркуляцию воды и превращает в пар дождевую воду. Для эффективного использования небольшого количества дождевой воды компьютер следит за ее равномерным распределением вокруг здания.
zooming
Kawasaki Toshiba Building. Фото: Harunori Noda © Nikken Sekkei

Распространение BIM в Японии
Сейчас в Nikken Sekkei используют только две-три из перечисленных новаций, но скоро станет обычным делом применение всех четырех в одном здании. Для этого необходима большая общая платформа. Поскольку ИКТ основаны на цифровой информации, BIM подходит в качестве такой платформы. 2D-чертежи – уже недостаточно хороший источник информации, как и их отсканированные PDF-версии. BIM в этом смысле абсолютно необходим.

В Японии внедрение BIM проходит медленно и используют его ограниченно. В строительной отрасли считается, что производственная система в ее нынешнем состоянии достаточно развита для создания архитектуры высокого качества. В основном BIM используют проектировщики или генеральные подрядчики, чтобы повысить эффективность и качество работы. На этом уровне довольно сложно ожидать взрывного роста.
Музей Хоки, Nikken Sekkei © Harunori Noda

Чтобы распространение BIM-технологий пошло быстрее, клиент должен понимать все преимущества, которые они дают. Например, помимо того, что уже было сказано, с помощью ИКТ можно автоматически контролировать потерю энергии и тем самым снижать расходы на эксплуатацию здания.

Также важно создать среду, которая позволит быстро и легко оцифровывать информацию. Это должна быть комфортная среда, в которой любой: проектировщик, подрядчик или клиент, сможет беспрепятственно создавать данные для BIM и сразу получать результат. Ключом к созданию такой среды – мощные и эффективные BIM-решения. Вот почему мы используем ARCHICAD®.

ARCHICAD очень прост в освоении, но это серьезный продукт. Кроме того, у этого программного обеспечения помимо высоких рабочих характеристик есть еще одно важное преимущество: мощная поддержка «OPEN BIM®-подхода». Он подразумевает использование универсального формата файлов IFC для организации взаимодействия между всеми специалистами, вовлеченных в процесс проектирования. «Для архитектурных компаний сегодня особенно важно уметь сотрудничать и обмениваться информацией, вне зависимости от используемого ПО. Сотрудничество в области передачи данных необходимо. Информация не должна оставаться эксклюзивной для одной компании, поэтому ключевым показателем для нас является качественная передача данных из ARCHICAD в другие программы», – комментирует Яманаси.
 
пример из практики:
Дом на воде
Год: 2016
Программное обеспечение: GRAPHISOFT ARCHICAD, AutoCAD, STREAM

zooming
«Дом на воде». Фото: Harunori Noda © Nikken Sekkei

Проект «На воде» – это летний дом, расположенный в тихом месте на берегу озера Чузенджико в Никко, префектура Точиги. Двухэтажное здание стоит у самой воды на склоне, который понижается на семь метров от дороги к озеру.

Воссоздание окружающей среды проекта
Архитекторы хотели подчеркнуть уединенную атмосферу места и создать пространство, в котором можно наслаждаться природой. Поскольку хозяева ожидали в своем доме много гостей, нужно было подумать и о тепловом режиме. Но концепция не вырисовывалась до тех пор, пока заказчик не обронил фразу, что «и холод может быть приятен». Тогда архитекторы поняли, что холодный воздух – неотъемлемая часть этого места, в отличие от города, где среда однородная и регулируемая. Из этой идеи родилась форма здания – спираль, двигаясь по которой гость чувствует, что меняется не только вид за окном, но и температура. Чем ближе подходишь к воде, тем становится холоднее.
zooming
«Дом на воде». Фото: Harunori Noda © Nikken Sekkei

Создать это разнообразие оказалось непростой задачей. Для ее решения были необходимы подробные исследования и моделирование будущего здания уже на раннем этапе проектирования. Для частного жилья это дорого и трудоемко, но ARCHICAD сделал невозможное возможным. В компании была создана специальная BIM-группа, которая оперативно выпустила трехмерную модель в ARCHICAD для проведения дальнейших исследований.

«Я вообще не мог представить вид на озеро через 2D-чертежи. Но, добавив окружающие горы и ландшафт в BIM-модель, ARCHICAD позволил видеть проект так, словно мы находились внутри будущего здания», – говорит один из авторов проекта Сатоши Онда. С ARCHICAD можно было определить наилучшее место для расположения здания в пределах участка, масштаб комнат, а также форму и размер оконных проемов.
zooming
«Дом на воде». Анализ воздушных потоков © Nikken Sekkei


Прогнозируемость результатов с BIM
«Мы могли точно определить, где стоять или сидеть, чтобы увидеть гору Нантай с наилучшего ракурса. Мы могли проанализировать все, что войдет в панораму окна, – рассказывает глава отдела проектирования Хаджиме Аояги. – С самого начала моделировался не только вид, но и тепловая обстановка и вентиляция – ничто не было создано случайно».

BIM-модель оказалась полезна и для встреч с клиентом и подрядчиками. «Поскольку понять форму здания только по поэтажному плану было трудно, мы использовали трехмерную модель. И клиент, и подрядчик сразу понимали пространство, было легко объяснить наши проектировочные намерения. Я думаю, что это спасло нас от множества поездок на строительную площадку».
 
пример из практики:
Пассажирский терминал № 3, международный аэропорт Нарита
Год: 2015
Программное обеспечение: GRAPHISOFT ARCHICAD, AutoCAD

zooming
Пассажирский терминал 3, аэропорт Нарита. Фото: Kenta Hasegawa © Nikken Sekkei

Пассажирский терминал № 3 Международного аэропорта Нарита предназначен для обслуживания авиакомпаний-лоукостеров. При низком бюджете – в полтора раза ниже, чем обычно тратится на подобную постройку – нужно было создать функциональное и эффектное здание.

Оптимизация бюджета строительства
Из-за денежных ограничений сразу пришлось отказаться от стандартных для аэропорта элементов: потолка, атриума, травалаторов. Количество лифтов также было ограничено. В результате появились проблемы: пассажирам придется долго идти, маршруты запутанные, вентиляционные трубы открыты, из-за отсутствия атриума сложно организовать навигацию. Архитекторы решили изменить подход к нормам проектирования аэропортов и стали думать, чем компенсировать отсутствие стандартных элементов.

«Раз пассажиру придется долго идти, мы должны найти материал, который сделает эту прогулку приятной. – говорит один из авторов проекта Ясумаса Мотоэ. – Например, прорезиненная поверхность пола». Так появились «беговые дорожки», которые не только ориентировали пассажиров, но и делали все пространство душевнее.
zooming
Пассажирский терминал 3, аэропорт Нарита. Фото: Kenta Hasegawa © Nikken Sekkei

Появилось много других идей, которые ARCHICAD помог визуализировать и проверить на соответствие бюджету или комфорту.

Конструкции и MEP-системы в BIM
«С самого начала мы планировали дизайн, структуру и инженерные сети как единое целое, без BIM-модели этого было бы трудно достичь, – говорит архитектор Ватару Танака. – Особенно полезна модель оказалась для решения проблемы отсутствия потолка. Мы спрятали вентиляцию внутри балок перекрытий, а на балках закрепили указатели. У нас была модель ARCHICAD, с помощью которой мы проанализировали инженерные сети и конструкции – так мы поняли, что замысел реализуем».

Мотоэ добавляет, что идей было намного больше, но даже очень удачные приходилось игнорировать, если они не соответствовали требованиям бюджета или не помогали создавать нужную атмосферу для пассажиров. С помощью BIM-модели получилось также проверить безопасность здания, наглядно презентовать его клиенту и объяснить инженерам сетей, что от них требуется. «Когда мы проходили по построенному зданию, оно выглядело именно так, какой была 3D-модель. Честно говоря, это потрясающе. Тем не менее я скучаю по магии обычных чертежей, которые превращаются в объемные здания».

***


О Nikken Sekkei
На рубеже XX века, когда модернизация захватывала умы архитекторов, в Японии была организована небольшая компания из двадцати девяти дальновидных архитекторов, дизайнеров и инженеров для строительства новой библиотеки в Осаке. Признание критиками построенного здания привело к продолжению деятельности фирмы. Теперь в компании работает более 2500 сотрудников. Реализованы проекты в сорока странах мира. Nikken Sekkei крупнейшая – и для многих самая успешная архитектурная компания в мире.

Отношение компании к инновациям стало легендарным. К 1930-м годам был создан прототип системы пересмотра дизайна, который позже превратился в «инновацию процесса проектирования», направленный на укрепление коллективного творческого мышления. В 1964 Nikken Sekkei стала первой фирмой в Японии, использующей компьютеры в архитектурном проектировании.

Проекты Nikken Sekkei оказали огромное влияние на городской пейзаж, особенно в Тихоокеанском регионе, где ее присутствие наиболее сильно ощущается с начала XXI века. На протяжении многих лет Nikken Sekkei активно расширяет свою деятельность, чтобы охватить широкий спектр услуг в проектировании и строительстве, начиная от проектирования коммерческих, промышленных и культурных объектов до планирования политики в области городского развития и концептуализации завтрашних зеленых городов. 

 

05 Августа 2018

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.