«Прюитт-Игоу» наших дней

Вину за «неэффективность» социального жилья в центре Канады возложили на архитекторов. О границе ответственности проектировщиков и влиянии среды – автор Архи.ру в Виннипеге Настя Маврина.

mainImg
В год, когда Алехандро Аравена стал лауреатом Притцкеровской премии и куратором 15-й Венецианской биеннале, совершенно невозможно обойти стороной тему социального жилья. Сложность проектирования зданий этой категории состоит в том, что авторы должны, уложившись в жесточайшие рамки бюджета, создать жилье пусть и небольшое по площади, но вполне функциональное, а еще и обладающее интересным архитектурным образом. Тем не менее, отчеты о таких проектах обычно бравурны, хотя рассказывают о них, как правило, вскоре после сдачи здания, и редко возвращаются к ним позже, чтобы проверить, как эти постройки «работают».
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Бюро 5468796 Architecture возвело в Виннипеге комплекс социального жилья Centre Village более пяти лет назад, и тогда он вызвал положительную реакцию в канадских СМИ и даже получил премии. Однако с начала 2016-го года бурные дискуссии о его «успешности» и ответственности за «неуспех» его архитекторов идут в международной прессе, очень напоминая то, как в свое время снос жилого комплекса «Прюитт-Игоу» Минору Ямасаки в Сент-Луисе Чарльз Дженкс истрактовал как знак полного краха модернизма, как будто архитектор всемогущ или творит в «безвоздушном пространстве», вне социального, экономического, исторического контекста. Чтобы идею Дженкса о «Прюитт-Игоу» поставили под сомнение, потребовалось несколько десятилетий, однако дискуссия о влиянии архитектора на судьбу своего проекта, судя по виннипегской истории, еще далека от завершения.
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Виннипег – небольшой город в самом центре Канады, и появление критической статьи о местной архитектуре в крупном издании не могло остаться незамеченным. Автор крупнейшей британской газеты The Guardian, Раджа Муссаи, посетила Виннипег в мае 2015 года, чтобы снять документальный фильм о положительном социальном влиянии, который оказывает Centre Village на городскую среду. На деле же все оказалось иначе и, разочаровавшись в увиденном, Муссаи написала разгромную статью, где в большой степени возложила ответственность за неблагополучное настоящее жильцов на архитектуру и обвинила 5468796 Architecture в том, что они пожертвовали удобством комплекса ради оригинальности своего проекта. В ответ в местной газете The Winnipeg Free Press была опубликована заметка в защиту Centre Village, а несколькими днями позже Archdaily разместил ответ архитекторов из 5468796 Architecture на статью в The Guardian. В нем основатели бюро, Колин Нойфилд, Джоанна Харм и Саша Радулович, опровергли предположение Муссаи о том, что «архитекторы не выполнили свое домашнее задание», то есть недостаточно исследовали социальную, в первую очередь – криминальную ситуацию в районе будущего комплекса, что привело к неудовлетворительным результатам. Убедительные аргументы обеих сторон ставят в тупик: кто прав, кто виноват? Действительно ли архитектура социального жилья в данном случае потерпела неудачу или же это предвзятое и поверхностное суждение визитера из далекой Европы, оказавшегося в городе проездом? Можно одновременно согласиться и не согласиться с доводами критиков и авторов проекта.
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Изначально на L-образном участке земли планировалось разместить шесть отдельностоящих домов, рассчитанных на шесть же семей. Потом планы застройщиков изменились, и, в итоге, был построен комплекс из 6 трехуровневых домов, включающих в себя целых 25 квартир; также изменилась и схема использования – вместо кооператива для участников с небольшим достатком он стал жильем социального найма. Также и значительно выросшая плотность – с 6 до 25 семей – не пошла ему на пользу.
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Комплекс составляют модульные блоки 8 x 12 футов (2,4 х 3,6 м) и 14 x 12 футов (4,2 х 3,6 м), комбинации из которых образуют жилые единицы, различные по размеру и планировочному решению: начиная от 2-комнатных квартир (кухня-гостиная + одна спальня) площадью около 35 м2 и заканчивая 5-комнатными квартирами (кухня-гостиная + четыре спальни) площадью 81 м2. Дополнительные фотографии и чертежи проекта можно посмотреть здесь.
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Кроме создания доступного, но при этом эстетически привлекательного жилья, архитекторы также видели свою цель в оживлении среды неблагополучного района Виннипега и, кроме привлекающего внимания дизайна, использовали ряд архитектурных приемов, одновременно направленных на развитие ощущения безопасности у жильцов и стимуляцию их социальной активности. В частности, окна и двери квартир ориентированы на разные стороны для того, чтобы жильцы могли следить за происходящим на улице, видеть входящих и выходящих людей и, таким образом, чувствовать себя защищенными и контролирующими ситуацию. Кроме того, было создано два типа общественных пространств: сквозное транзитное для пешеходов и приватное для жителей комплекса – внутренний двор, место общения соседей и игр детей. У каждой квартиры имеется свой собственный вход со стороны двора, что позволило уменьшить размеры здания за счет ликвидации внутренних коридоров, а также побудить жителей к контактам друг с другом: выходя из квартиры, они должны были встречаться с соседями не в узких и темных коридорах, а в уютном внутреннем дворе. Лаконичные светлые объемы блоков в сочетании с разновеликими хаотично разбросанными окнами, обрамленными ярко-оранжевыми рамами, создают на удивление яркий и стильный образ для социального жилья. Но почему тогда при всех очевидных достоинствах Centre Village стал мишенью для критики автора The Guardian?
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Комплекс расположен в Сентрал-парк – центральной, но при этом очень неблагополучной части Виннипега. Это один из беднейших и одновременно наиболее плотно населенных городских районов во всей Канаде; также там существует сильнейший дефицит жилья, который усугубляют низкие доходы жителей, которым не по карману новая квартира или даже заем.
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Идея архитекторов заключалась в том, чтобы вдохновлять местное сообщество качественным дизайном и благоустроенной средой, поощряя и приближая положительные изменения вокруг, а не прятать «островок благополучия» за глухими стенами и высокими заборами. Но в реальности устоявшаяся, «закостенелая» среда со временем полностью поглотила новый комплекс – не архитектура стала инструментом позитивных сдвигов, а социум стал силой, изменяющей архитектуру в соответствии со своими привычками. Centre Village стал грязным и замусоренным, окна заколочены, а во внутреннем дворике прохлаждаются типичные представители местного общества. Оптимистичные ожидания архитекторов не оправдались: проект, замечательный сам по себе, не смог стимулировать улучшения в окружающей среде, а мимикрировал под нее, став естественной, но уже малопривлекательной ее частью.
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Панорама района в сервисе Google Maps


Безусловно, архитектура и дизайн могут способствовать созданию более безопасной среды, снижать градус социальной напряженности и криминальной активности. Наивно, однако, полагать, что исключительно архитектурными средствами возможно решить социальные проблемы, которые копились не один год. Корень их гораздо глубже – в головах людей, их привычках, воспитании, менталитете и особенностях поведения, которые они считают нормой. Да, в виннипегском Сентрал-парке архитектура не смогла стать инструментом, облагораживающим среду и вдохновляющим на изменения к лучшему, но, в то же время, она выполнила свою основную роль: Centre Village состоит из необходимого количества недорогих функциональных квартир, и качество проекта – более чем достойное.
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

02 Марта 2016

Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.