Победа рынка, или воспоминание об Экспо

Кого наградили за архитектуру в Милане, какие сооружения останутся в Pho, и полный список награжденных тоже.

Автор текста:
Анна Сансиева

mainImg
0 Павильоны Экспо уже вовсю разбирают, выставка закончила свою работу 31 октября, а 30-го объявили победителей, которым раздали медали Всемирной выставки. Награды присуждает Бюро международных выставок (BIE). Миланские павильоны, которых по первоначальному замыслу Боэри–Херцога вообще могло бы не быть, в архитектурном отношении оказались вовсе не такими роскошными, как в Шанхае (см. рассказ Анны Броновицкой о планах и о том, что получилось). И все же прощальные награды – неплохой повод вспомнить то, что было сделано, взглянув на выставку на этот раз глазами её жюри.

Наград присудили довольно много, так как номинаций три: архитектура, экспозиция и раскрытие темы, к а павильоны к тому же разделили на три типа – больше 2000 м2, меньше 2000 м2 и кластеры. Кластеры – изобретение миланской всемирной выставки, это тематические группы, позволившие объединить и привлечь к участию много маленьких и бедных стран. В архитектурном соревновании кластеры не участвовали, а в двух других – да. Наград получилось шестнадцать. Напомним, что выставка, которую планировали как огород, и которая получилась по многом очень украшенным огородом, была посвящена еде, а тема звучала так: «Накормить планету. Энергия для жизни».

Архитектура: павильоны > 2000 м2 

Золото: Франция
Международной выставке «Милан ЭКСПО». Общий вид. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина

Анук Лежандр, X-TU architects;
Никола Мартиноли и Лука Варези, ALN Atelien Architecture; Adeline Rispal
Тема: «Различные пути производства и хранения продуктов питания»

Французы превратили свой павильон в подобие рынка: с потолка в ячейках гибкой, и довольно красивой конструкции деревянных ячеек плотно свисали пучки трав, бутылки, сковородки и прочие вещи, которые и впрямь могут быть подвешены к рыночному потолку. В центре павильона был организован небольшой рынок-прототип, что неудивительно, почти все павильоны Экспо торговали чем-то съестным, угощала, кажется, только Россия да ещё Швейцария. Так что и комментарий к золотой медали звучал так: «за инновационную концепцию павильона как продуктового рынка». Всё это, и идея рынка, и золотая медаль выставки, неудивительны, на свете мало продуктов лучше французских, и мало вещей на свете обаятельнее французского рынка, разве что рынок итальянский. К тому же большой продуктовый рынок – по-французски les halles (иначе marche), и это название напоминает о самом главном парижском рынке Les Halles, перестроенном в начале семидесятых по инициативе Жака Ширака в большой торговый центр с бассейном и подземным ТПУ. В то время не все были согласны с реконструкцией, да и то, что получилось, не очень красиво, а теперь павильон косвенным напоминанием об утраченном Ле Аль.

На кровле и потолках было выращено много растений. Открытая архитектура павильона с вырезанными углами, приглашающими войти со всех сторон была, однако, уничтожена его администраторами: формально в павильон можно было попасть только пройдя лабиринт из кряжистых виноградников, долженствующих напомнить не только о французском вине, но и о туристической достопримечательности, виноградниках Монмартра. Посетители норовили перелезть через ограждения, но их отгоняли, как могли.
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
***

Серебро: Бахрейн
Павильона Королевства Бахрейн. Авторы: Анне Хольтроп, Анук Фогель. Фотография © Юлия Тарабарина

Анне Хольтроп, Анук Фогель
Тема: «Археология зеленого»

Белый, скромный и на первый взгляд не очень заметный павильон из заводских панелей содержал внутри ботанический сад из взрослых деревьев, которые приносили разные плоды в каждый из шести месяцев работы выставки, демонстрируя богатство природы страны, где в оазисах среди засушливых земель растет пышная и разнообразная зелень. Для разнообразия выставку дополнили археологическими экспонатами. Павильон будет перенесен в Бахрейн и будет служить там ботаническим садом.
Павильона Королевства Бахрейн. Авторы: Анне Хольтроп, Анук Фогель. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильона Королевства Бахрейн. Авторы: Анне Хольтроп, Анук Фогель. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Бронза: Китай 
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина

Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине
Тема: «Земля Надежды, Еда для Жизни»

Гнутые балки павильона, архитектура которого должна была напоминать традиционную китайскую, оказались созвучны конструкции французского павильона, отмеченного золотой медалью, здесь как будто бы даже прослеживается тенденция. Внутрь попадали тоже по лабиринту, но не из винограда, а а остро пахнущих бархоток. Стены как таковые у китайского павильона тоже были не везде, и наблюдать за светомузыкой на поле светящихся фонариков можно было, вдыхая свежий ветер – тоже почти также, как в павильоне Франции. Экспозиция, впрочем, оказалась довольно развернутой и сложной, в ней нашлось место и первобытным графитти и глиняным крестьянам, похожим на армию Цинь Ши Хуаня.
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Архитектура: павильоны < 2000 м2 

Золото: Великобритания 
Павильон Великобритании. Автор: Вольфганг Баттресс. Фотография © Юлия Тарабарина

Вольфганг Баттресс
Тема: «Выращенное в Британии и Северной Ирландии»

Полный метафор павильон должен был напоминать пчелиный улей, трудящийся над инновационными идеями по пропитанию планеты. Символический улей – сферу диаметром 17 м, сложили из более чем 180 000 алюминиевых элементов. Жужжал он вполне по-пчелиному, а подходы – тоже лабиринт, засадили разнотравьем на уровне глаз, чтобы разглядеть каждую ромашку.
Павильон Великобритании. Автор: Вольфганг Баттресс. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Автор: Вольфганг Баттресс. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Автор: Вольфганг Баттресс. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Серебро: Чили
Павильон Чили. Автор: Кристиан Ундуррага. Фотография © Юлия Тарабарина

Кристиан Ундуррага
Тема: «Любовь к Чили»

Похожая на ферму решетка окружала павильон, придавая ему снаружи вид «чистой» инженерной конструкции и формируя «буферное» пространство для пандусов по бокам. Вся конструкция была поставлена на четыре бетонные опоры, поддержанные по периметру пучками металлических двутавров.
Павильон Чили. Автор: Кристиан Ундуррага. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Чили. Автор: Кристиан Ундуррага. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Чили. Автор: Кристиан Ундуррага. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Чили. Автор: Кристиан Ундуррага. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Бронза: Чехия
Павильон Чехии. Авторы: архитектурное бюро «Chybik+Kristof». Фотография © Юлия Тарабарина

архитектурное бюро «Chybik+Kristof»
Тема: «Лаборатория жизни»

Чешский павильон – очень спокойной архитектуры, был украшен ровными рядами белы ламелей. Скульптура в пруду перед павильоном: наполовину птица, наполовину автомобиль – символизировала сосуществование природы и техники в современном мире. Внутри камера транслировала на экран микрожизнь кусочка среднеевропейского леса с папротниками, рядом презентовали карту достопримечательностей Чехии, а у бассейна продавали разливное пиво. Все материалы здания будут вторично использованы, впрочем, сейчас это подразумевают правила выставки.
Павильон Чехии. Авторы: архитектурное бюро «Chybik+Kristof». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Чехии. Авторы: архитектурное бюро «Chybik+Kristof». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Чехии. Камера. Авторы: архитектурное бюро «Chybik+Kristof». Фотография © Юлия Тарабарина
***

А кого не наградили. Нормана Фостера, чей павильон, похожий на дюну из красной глины, перевезут в город Масдар, первый в мире город с нулевым балансом.
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
***
На площадке выставки останутся Нулевой павильон, спроектированный Микелем де Лукки, который решил его в виде нескольких гигантских конусов вполне африканского вида, вдохновившись однако Евганейскими холмами из окрестностей Падуи. Куратором экспозиции был Давид Рампелло, посвятивший ее неисчерпаемой теме: истории борьбы человека с голодом. Входящих встречает многоэтажный макет каталога в духе зрелого, а может быть позднего Ренессанса, состоящего из уймы деревянных ящичков, окруженных арками, колоннами и скульптурами. Внутренний двор – наоборот, скорее африканский, с большим искусственным баобабом, предсказуемо изображающий мировое древо.
Нулевой павильон (Италия). Фотография © Юлия Тарабарина
Нулевой павильон (Италия). Фотография © Юлия Тарабарина
Нулевой павильон (Италия). Фотография © Юлия Тарабарина
Нулевой павильон (Италия). Фотография © Юлия Тарабарина


Также остаются другое мировое древо – колонна, и павильон-«палаццо» Италии.
Палаццо Италия (павильон Италии). Фотография © Юлия Тарабарина
Палаццо Италия (павильон Италии). Фотография © Юлия Тарабарина
Палаццо Италия (павильон Италии). Фотография © Юлия Тарабарина


Демонтаж выставки начался уже 2 ноября, но 54 павильона будут собраны вновь на родине и в других местах. Например, павильон Швейцарии разберут на отдельные части, каждая из которых станет городской оранжереей в различных кантонах. В родные страны вернутся в первозданном виде павильоны Бахрейна, Азербайджана и ОАЭ.
Павильон Швейцарии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Швейцарии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина

Некоторые объекты станут представительствами социальных организаций в разных странах. Так, например, в павильоне Королевства Монако будет находиться штаб Красного Креста в Буркина-Фасо. В страны Африки также отправят некоторые объекты проектов «Kinder+Sport» и «Slow Food».
По правилам выставки страны, не собирающиеся восстанавливать свои павильоны, обязаны вновь использовать их металлические и деревянные конструкции. Так Италия купила редкие породы дерева, используемые при строительства павильона, у Малайзии.
Павильон Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина

Большинство стран применило решение оставить в Италии отдельные символы своих павильонов: в лесах недалеко от города Больцано теперь растут деревья австрийского павильона, а необычные колонны объекта, представляющего Вьетнам, подарены правительству Алассио. Павильоны Китая, Германии, Тайланда, Испании, Катара и Уругвая полностью демонтируют.
Павильон Малайзии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Малайзии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Вьетнама. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Вьетнама. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Вьетнама. Фрагмент колонны Фотография © Юлия Тарабарина
***

Экспозиция: павильоны > 2000 м2

Золото: Япония 
Павильон Японии. Авторы: Ацуси Китагавара, cтудия «Nendo», студия «Team Lab». Фотография © Юлия Тарабарина

Ацуси Китагавара, cтудия «Nendo», студия «Team Lab»
Тема: «Гармоничное многообразие»

Основная идея павильона – типичная японская диета, основанная на рисе, помогающая поддерживать здоровье человека. Сам павильон построен как традиционный дом Киото – широкий вход, горизонтальная ориентация. Бамбук и дерево, используемые при строительстве павильоны, сочетались с технологичными современными площадками для инсталляций.
Павильон Японии. Авторы: Ацуси Китагавара, cтудия «Nendo», студия «Team Lab». Фотография © Юлия Тарабарина
***

Серебро: Южная Корея
cтудия «BCHO Acrhitects»
Тема: «Ты то, что ты ешь»

Прообразом этого павильона стал традиционный корейский белоснежный сосуд, названный «Лунный кувшин». Его эволюция от простых глиняных горшков до фарфоровых изделий тонкой работы является и в архитектуре аллегорией преемственности внутри одной культуры
***

Бронза: Россия 
архитектурное бюро SPEECH, первоначальная концепция экспозиции: Юрий Аввакумов, дизайн экспозиции: Simpateka RUS и SPEECH
Тема: «Растим во имя мира. Возделываем во имя будущего»
Павильон России. Авторы: архитектурное бюро «SPEECH». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон России. Авторы: архитектурное бюро «SPEECH». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон России. Авторы: архитектурное бюро «SPEECH». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон России. Авторы: архитектурное бюро «SPEECH». Фотография © Юлия Тарабарина
***

Экспозиция: Павильоны < 2000 м2

Золото: Австрия 
Павильон Австрии. Автор: Клаус Лоэнхарт. Фотография © Юлия Тарабарина
Клаус Лоэнхарт
Тема: «Дыши. Австрия»

Из всех европейских стран Австрия считается наиболее комфортной для жизни, в том числе по уровню качества продуктов и экологии. Австрийский павильон был заполнен деревьями, его архитектура была подчеркнуто незаметной, а чистый воздух и живая природа были лучшими на выставке. Проведя исследования, австрийцы создали в своем павильоне небольшой фрагмент леса с идеальным климатом и количеством вырабатываемого кислорода, достаточного для 1 800 человек. Теперь деревья австрийского павильона поселятся в Италии. 
***

Серебро: Иран
Павильон Ирана. Авторы: Камран Сафанеш, бюро «Rah Shahr Architectural Consulting Engineers», бюро «RPA S.r.l.». Фотография © Юлия Тарабарина

Камран Сафанеш, бюро «Rah Shahr Architectural Consulting Engineers», бюро «RPA S.r.l.»
Тема: «Глобальное Софре. Иранская культура»

Акцент в оформлении иранского павильона сделан на религиозных традициях, в частности, на мусульманском софре – фрагменте ткани, который традиционно используют для украшения стола. Павильон создан в виде натянутого тента, рисунки внутри схематично повторяют вышивку на софре.
***

Бронза: Эстония 
Павильон Эстонии. Авторы: бюро «Kadarik Tüür Arhitektid». Фотография © Юлия Тарабарина

Kadarik Tüür Arhitektid
Тема: «Галерея Эстонии»

Качели на первом этаже были не развлечением, а приспособлением для превращения кинетической энергии в электрическую Так просто и динамично можно совершать привычные действия в современном мире: например, заряжать телефон, не оставляя негативный след на окружающей среде – утверждают авторы. А забавный деревянный козырёк заметно пародировал серьезный зеркальный «нос» соседнего российского павильона.
Павильон Эстонии. Авторы: бюро «Kadarik Tüür Arhitektid». Фотография © Юлия Тарабарина
***

Экспозиция: Кластер
Золото: Монтенегро 
Марко Браховиц
Тема: «Здоровья с каждым укусом!»

Серебро: Венесуэла
Теме: «Венесуэла кормит своих людей осознано!»

Бронза: Габон 
Herzog & de Meuron
Тема: «Еда, которая помогает всей жизни»
***
 

Раскрытие темы: павильоны > 2000 м2

Золото: Германия 
Леннарт Вихель (бюро Schmidhuber), бюро Milla & Partner
Тема: «Поля идей»
Павильон Германия. Авторы: Леннарт Вихель (бюро «Schmidhuber»), бюро «Milla & Partner». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германия. Авторы: Леннарт Вихель (бюро «Schmidhuber»), бюро «Milla & Partner». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германия. Авторы: Леннарт Вихель (бюро «Schmidhuber»), бюро «Milla & Partner». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германия. Авторы: Леннарт Вихель (бюро «Schmidhuber»), бюро «Milla & Partner». Фотография © Юлия Тарабарина
***
 
Серебро: Ангола 
Федерико Акуто, Стефано Гаудимундо (бюро Masterplan studio)
Тема: «Еда и культура: образование и новшества»
***

Бронза: Казахстан 
LAND Milano srl
Тема: «Земля возможностей»
Павильон Казахстана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Казахстана. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Раскрытие темы: павильоны < 2000 м2

Золото: Ватикан 
Тема: «Не хлебом единым. За Божьим столом со всем человечеством»
Павильон Ватикана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Ватикана. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Серебро: Королевство Монако 
Энрико Полини
Тема: «Превосходство и солидарность – новый взгляд на способы накормить планету»
Павильон Королевства Монако. Автор: Энрико Полини. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Королевства Монако. Автор: Энрико Полини. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Бронза: Ирландия 
Тема: «Зеленое Начало Ирландии: работа с природой»
***

Раскрытие темы: Кластер

Золото: Алжир 
бюро «Studio De Ferrari Architects», бюро «Buonomo Veglia»
Тема: «Земледельческое наследие и технологическое развитие для пищевого самообеспечения»

Серебро: Камбоджа
Политехническая студия дизайна Милана, Ремо Доригати 
Тема: «Урожай риса выращенный на плодородной камбоджийской земле в культурном наследии»

Бронза: Мавритания 
Тема: «Культура орошения под пальмовыми деревьями в засушливых регионах и пустынях и молочные продукты»
***

Отдельно Медали BIE получили правительство Италии, организация Società Expo, регион Ломбардия, власти Милана, павильон Италии, Исполнительный комитет Коллегии генеральных комиссаров и проект “WE-Women for Expo”.

05 Ноября 2015

Автор текста:

Анна Сансиева
Похожие статьи
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.