Клинкер в XXI веке: устойчивость, традиция, идентичность

Лекторы московского семинара Hagemeister, нидерландские архитекторы Перо Пульиз и Ян-Виллем Байенсе (de Architecten CIE) и Тако Постма (INBO architecten) рассказали о том, как и почему они используют клинкер в своих крупных городских проектах.

author pht

Беседовала:
Нина Фролова

mainImg
Перо Пульиз и Ян-Виллем Байенсе, партнеры de Architecten CIE

– Кирпичные и клинкерные фасады есть в ваших голландских и российских проектах. Вы используете этот материал в Москве иначе, чем в Нидерландах, или место строительства менее важно, чем другие обстоятельства?

Перо Пульиз:
– Мы используем его более-менее одинаково – просто потому, что техника кладки кирпича на фасаде не особенно различается, но все же каждый раз – особенный, в зависимости от контекста, от того, куда ориентировано здание, как выглядят постройки, его окружающие. То есть разница есть.

Ян-Виллем Байенсе:
– Также для своего московского проекта Vander Park мы использовали гораздо более длинный кирпич, чему нас получилось бы в Нидерландах: более длинный и крупный.

Ян-Виллем Байенсе и Перо Пульиз, партнеры de Architecten CIE
Фотография © АО «Фирма КИРИЛЛ»
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister






– Вы согласны, что клинкер – «городской» материал, который может быть использован для создания высококачественной городской ткани на территориях новой застройки, в бывших промзонах и так далее – по сравнению с сельской местностью?

Перо Пульиз:
– Да, мы совершенно согласны. Если вы посмотрите на Амстердам, город, где находится наше бюро, он знаменит своими домами на каналах, которые возведены из кирпича, и эти дома очень красивы, хотя им уже сотни лет. И в этом смысле, я думаю, сейчас кирпич гораздо более городской материал, чем сельский.

Ян-Виллем Байенсе:
– Еще надо иметь в виду расстояние, с которого вы видите здание. Здесь мы стоим в четырех метрах от кирпичной стены и можем разглядеть все различающиеся кирпичи и детали. А за городом вы, возможно, проезжаете мимо на скорости 80 км/ч, и все фасады – это просто плоская поверхность.
  • zooming
    1 / 5
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    2 / 5
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    3 / 5
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    4 / 5
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    5 / 5
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister

– Ваш проект Vander Park – крупный объект близ границ Москвы, в очень сложной среде. Как вам пригодился клинкер в этих обстоятельствах?

Перо Пульиз:
– Да, материал этого жилого комплекса – кирпич, но прежде чем я что-либо об этом скажу, я должен подчеркнуть, что проект был очень особым из-за высокой плотности и потому что для размещения программы нам пришлось весь объем квартир разделить по разным башням, то есть мы создали своего рода город в миниатюре. Это серия высоких элементов, которые довольно схожи между собой, так как башня – очень простая типология, где ты «экструдируешь» один этаж снизу вверх до самой кровли.
Вызовом для нас была необходимость создания в комплексе сообщества, где бы жители могли идентифицировать себя с теми частями Vander Park, где они живут. То есть, с одной стороны, кирпич использовался как экологичный материал в сравнении со всеми панельными домами вокруг, а с другой стороны, мы применили кирпич разных цветов, который дал каждой из наших башен индивидуальность. Там только три типа кирпича, три цвета, но, тем не менее, все девять башен благодаря сдвигу их объемов и разному материалу получили каждая свой образ и характер.
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister

– Клинкер, кирпич – очень старый материал, но он до сих пор очень востребован: почему он так полезен для современных архитекторов?

Ян-Виллем Байенсе:
– В Голландии это наиболее экоустойчивый материал, потому что он один в нашем очень влажном, ветреном климате хорошо стареет – и подрядчики умеют эффективно его использовать, поэтому он получается еще и доступным по цене. И в России у него есть это давнее качество «устойчивости», которому уже сотни лет – и которое работает повсеместно.




Тако Постма, партнер INBO architecten
Фотография © АО «Фирма КИРИЛЛ»

Тако Постма, партнер INBO architecten

– Каким образом клинкер может быть полезен при создании ориентированного на человека городского пространства для таких новых крупных зон застройки, как район Зёйдас в Амстердаме?

– Мы всегда пытаемся создавать здания более гуманные, более сомасштабные, и люди хорошо воспринимают размер кирпича, они всегда по нему могу определить – насколько велико здание. В Зёйдасе нам заказали новые многоквартирные дома, которые должны были появиться между офисными корпусами, так как Зёйдас был основан как деловой район, а потом муниципалитет решил сделать там зону смешанной застройки. То есть мы должны были превратить эту территорию из делового района в очень приятную, живую многофункциональную зону. Чтобы показать, что эти новые здания отличаются от остальных, мы решили использовать кирпич. Люди сразу же узнают в этих постройках жилые проекты, так что они могут видеть – по этому материалу – что район меняется. И это мы сделали с помощью клинкера.





Жилой комплекс 900 Mahler
Фотография © Andreas Secci

– У голландских городов – невероятно богатая и длинная история архитектуры из кирпича. Как вы к ней относитесь? Вы обогащаете эту традицию, или, скорее, ищете новые, современные способы использования кирпича и клинкера?

– В истории кирпичи использовали как строительный материал, а сейчас они применяются для облицовки, поэтому как таковая наша работа очень отличается от традиции. Но мы стараемся сохранять с ней связь, понимая, как использовался кирпич, как это выглядело, как можно выполнить новую кладку так, чтобы это было связано с традицией, но также оставалось чем-то особенным, чем-то современным. Я бы сказал, наша позиция – посередине.

– Проекты мастерской Inbo очень контекстуальны: как клинкер помогает вам достичь этого?

– Как я сказал, в проектах с использованием клинкера мы всегда стараемся сохранить связь с контекстом. И мы считаем, что мы проектируем для городского пространства, мы никогда не строим только одно здание, а пытаемся добавить с его помощью что-то к городской среде. И клинкер помогает связать новую постройку с окружением – то, как мы используем этот материал, это один из способов достижения этой цели.
Жилой комплекс Intermezzo
Фотография © Luuk Kramer
Жилой комплекс Intermezzo
Фотография © Hagemeister

– Вы иногда используете клинкер как часть разнообразной палитры материалов, как в жилой башне Intermezzo. Чем вы руководствуетесь, когда выбираете сочетания материалов и сортировок клинкера?

– Это очень сложный вопрос, потому что, конечно, архитектура занимается в первую очередь светом и пространственной композицией, и при работе ты всегда выбираешь очень конкретные материалы для очень конкретного проекта. Но, к примеру, в случае с Intermezzo мы строили здание в разнообразной среде, с множеством цветов и различий, и мы решили, что мы хотели бы добавить туда светлое здание. А светлое здание в Нидерландах – это всегда большая сложность, потому что климат очень суров, поэтому оно немедленно испачкается или даже позеленеет. Поэтому мы использовали очень твердый клинкер одной из светлых сортировок Hagemeister. Но мы также хотели, чтобы здание было одного цвета, но все же были различия между этажами, верхней и нижней частями. Поэтому мы решили использовать натуральный камень на нижних уровнях, где квартиры другого размера, чем в остальном доме. И мы нашли камень, который называют «белое золото», он почти такого же цвета, что клинкер, поэтому мы смогли сделать в разных частях фасада облицовку разного размера и фактуры, но одного цвета, чтобы здание получилось знаковым, эффектным. Когда солнце садится, мы и правда видим, как «золото» на фасаде слегка блестит. Это очень удачный способ соединения этих двух материалов.

06 Сентября 2019

author pht

Беседовала:

Нина Фролова

Поставщики, технологии

АО «Фирма «КИРИЛЛ» АО «Фирма «КИРИЛЛ» – генеральный партнер заводов Hagemeister в России. С 1996 г. поставляет кирпич на городские многоэтажные дома и комплексы, загородные масштабные и частные проекты. Клинкер, клинкерная плитка, кирпич ручной формовки более 1000 видов.
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.