Клинкер в XXI веке: устойчивость, традиция, идентичность

Лекторы московского семинара Hagemeister, нидерландские архитекторы Перо Пульиз и Ян-Виллем Байенсе (de Architecten CIE) и Тако Постма (INBO architecten) рассказали о том, как и почему они используют клинкер в своих крупных городских проектах.

author pht

Беседовала:
Нина Фролова

mainImg
Перо Пульиз и Ян-Виллем Байенсе, партнеры de Architecten CIE

– Кирпичные и клинкерные фасады есть в ваших голландских и российских проектах. Вы используете этот материал в Москве иначе, чем в Нидерландах, или место строительства менее важно, чем другие обстоятельства?

Перо Пульиз:
– Мы используем его более-менее одинаково – просто потому, что техника кладки кирпича на фасаде не особенно различается, но все же каждый раз – особенный, в зависимости от контекста, от того, куда ориентировано здание, как выглядят постройки, его окружающие. То есть разница есть.

Ян-Виллем Байенсе:
– Также для своего московского проекта Vander Park мы использовали гораздо более длинный кирпич, чему нас получилось бы в Нидерландах: более длинный и крупный.

Ян-Виллем Байенсе и Перо Пульиз, партнеры de Architecten CIE
Фотография © АО «Фирма КИРИЛЛ»
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister






– Вы согласны, что клинкер – «городской» материал, который может быть использован для создания высококачественной городской ткани на территориях новой застройки, в бывших промзонах и так далее – по сравнению с сельской местностью?

Перо Пульиз:
– Да, мы совершенно согласны. Если вы посмотрите на Амстердам, город, где находится наше бюро, он знаменит своими домами на каналах, которые возведены из кирпича, и эти дома очень красивы, хотя им уже сотни лет. И в этом смысле, я думаю, сейчас кирпич гораздо более городской материал, чем сельский.

Ян-Виллем Байенсе:
– Еще надо иметь в виду расстояние, с которого вы видите здание. Здесь мы стоим в четырех метрах от кирпичной стены и можем разглядеть все различающиеся кирпичи и детали. А за городом вы, возможно, проезжаете мимо на скорости 80 км/ч, и все фасады – это просто плоская поверхность.
  • zooming
    1 / 5
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    2 / 5
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    3 / 5
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    4 / 5
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    5 / 5
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister

– Ваш проект Vander Park – крупный объект близ границ Москвы, в очень сложной среде. Как вам пригодился клинкер в этих обстоятельствах?

Перо Пульиз:
– Да, материал этого жилого комплекса – кирпич, но прежде чем я что-либо об этом скажу, я должен подчеркнуть, что проект был очень особым из-за высокой плотности и потому что для размещения программы нам пришлось весь объем квартир разделить по разным башням, то есть мы создали своего рода город в миниатюре. Это серия высоких элементов, которые довольно схожи между собой, так как башня – очень простая типология, где ты «экструдируешь» один этаж снизу вверх до самой кровли.
Вызовом для нас была необходимость создания в комплексе сообщества, где бы жители могли идентифицировать себя с теми частями Vander Park, где они живут. То есть, с одной стороны, кирпич использовался как экологичный материал в сравнении со всеми панельными домами вокруг, а с другой стороны, мы применили кирпич разных цветов, который дал каждой из наших башен индивидуальность. Там только три типа кирпича, три цвета, но, тем не менее, все девять башен благодаря сдвигу их объемов и разному материалу получили каждая свой образ и характер.
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister

– Клинкер, кирпич – очень старый материал, но он до сих пор очень востребован: почему он так полезен для современных архитекторов?

Ян-Виллем Байенсе:
– В Голландии это наиболее экоустойчивый материал, потому что он один в нашем очень влажном, ветреном климате хорошо стареет – и подрядчики умеют эффективно его использовать, поэтому он получается еще и доступным по цене. И в России у него есть это давнее качество «устойчивости», которому уже сотни лет – и которое работает повсеместно.




Тако Постма, партнер INBO architecten
Фотография © АО «Фирма КИРИЛЛ»

Тако Постма, партнер INBO architecten

– Каким образом клинкер может быть полезен при создании ориентированного на человека городского пространства для таких новых крупных зон застройки, как район Зёйдас в Амстердаме?

– Мы всегда пытаемся создавать здания более гуманные, более сомасштабные, и люди хорошо воспринимают размер кирпича, они всегда по нему могу определить – насколько велико здание. В Зёйдасе нам заказали новые многоквартирные дома, которые должны были появиться между офисными корпусами, так как Зёйдас был основан как деловой район, а потом муниципалитет решил сделать там зону смешанной застройки. То есть мы должны были превратить эту территорию из делового района в очень приятную, живую многофункциональную зону. Чтобы показать, что эти новые здания отличаются от остальных, мы решили использовать кирпич. Люди сразу же узнают в этих постройках жилые проекты, так что они могут видеть – по этому материалу – что район меняется. И это мы сделали с помощью клинкера.





Жилой комплекс 900 Mahler
Фотография © Andreas Secci

– У голландских городов – невероятно богатая и длинная история архитектуры из кирпича. Как вы к ней относитесь? Вы обогащаете эту традицию, или, скорее, ищете новые, современные способы использования кирпича и клинкера?

– В истории кирпичи использовали как строительный материал, а сейчас они применяются для облицовки, поэтому как таковая наша работа очень отличается от традиции. Но мы стараемся сохранять с ней связь, понимая, как использовался кирпич, как это выглядело, как можно выполнить новую кладку так, чтобы это было связано с традицией, но также оставалось чем-то особенным, чем-то современным. Я бы сказал, наша позиция – посередине.

– Проекты мастерской Inbo очень контекстуальны: как клинкер помогает вам достичь этого?

– Как я сказал, в проектах с использованием клинкера мы всегда стараемся сохранить связь с контекстом. И мы считаем, что мы проектируем для городского пространства, мы никогда не строим только одно здание, а пытаемся добавить с его помощью что-то к городской среде. И клинкер помогает связать новую постройку с окружением – то, как мы используем этот материал, это один из способов достижения этой цели.
Жилой комплекс Intermezzo
Фотография © Luuk Kramer
Жилой комплекс Intermezzo
Фотография © Hagemeister

– Вы иногда используете клинкер как часть разнообразной палитры материалов, как в жилой башне Intermezzo. Чем вы руководствуетесь, когда выбираете сочетания материалов и сортировок клинкера?

– Это очень сложный вопрос, потому что, конечно, архитектура занимается в первую очередь светом и пространственной композицией, и при работе ты всегда выбираешь очень конкретные материалы для очень конкретного проекта. Но, к примеру, в случае с Intermezzo мы строили здание в разнообразной среде, с множеством цветов и различий, и мы решили, что мы хотели бы добавить туда светлое здание. А светлое здание в Нидерландах – это всегда большая сложность, потому что климат очень суров, поэтому оно немедленно испачкается или даже позеленеет. Поэтому мы использовали очень твердый клинкер одной из светлых сортировок Hagemeister. Но мы также хотели, чтобы здание было одного цвета, но все же были различия между этажами, верхней и нижней частями. Поэтому мы решили использовать натуральный камень на нижних уровнях, где квартиры другого размера, чем в остальном доме. И мы нашли камень, который называют «белое золото», он почти такого же цвета, что клинкер, поэтому мы смогли сделать в разных частях фасада облицовку разного размера и фактуры, но одного цвета, чтобы здание получилось знаковым, эффектным. Когда солнце садится, мы и правда видим, как «золото» на фасаде слегка блестит. Это очень удачный способ соединения этих двух материалов.

0

06 Сентября 2019

author pht

Беседовала:

Нина Фролова

Поставщики, технологии

представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру АО «Фирма «КИРИЛЛ» – генеральный партнер заводов Hagemeister в России. С 1996 г. поставляет кирпич на городские многоэтажные дома и комплексы, загородные масштабные и частные проекты. Клинкер, клинкерная плитка, кирпич ручной формовки более 1000 видов.
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.
Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Зеркальная иллюзия на работе
Атриум офисного здания в центре Сеула превращен архитекторами OBBA в визуальный аттракцион, чтобы спасти сотрудников от рутины. При этом эффективность использования площадей достигает максимума, разрешенного СНиПами.
Город у большой воды
Концепция масштабной застройки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного пространства и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Дюжина видео-каналов в спину карантинному времени
Все вокруг советуют, как провести период изоляции с пользой. Мы собрали для вас YouTube-каналы, которые помогут не только скоротать время, но и узнать что-то новое, полезное – 12 об архитектуре, и еще несколько просто интересных. И БГ, если кто не видел.
Вместо плаца – парк
Архитекторы ChartierDalix приспособили исторические казармы Лурсин для юридического факультета университета Париж I: главную роль там играет созданный на месте плаца парк.
Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.