Клинкер в XXI веке: устойчивость, традиция, идентичность

Лекторы московского семинара Hagemeister, нидерландские архитекторы Перо Пульиз и Ян-Виллем Байенсе (de Architecten CIE) и Тако Постма (INBO architecten) рассказали о том, как и почему они используют клинкер в своих крупных городских проектах.

Нина Фролова

Беседовала:
Нина Фролова

mainImg
Перо Пульиз и Ян-Виллем Байенсе, партнеры de Architecten CIE

– Кирпичные и клинкерные фасады есть в ваших голландских и российских проектах. Вы используете этот материал в Москве иначе, чем в Нидерландах, или место строительства менее важно, чем другие обстоятельства?

Перо Пульиз:
– Мы используем его более-менее одинаково – просто потому, что техника кладки кирпича на фасаде не особенно различается, но все же каждый раз – особенный, в зависимости от контекста, от того, куда ориентировано здание, как выглядят постройки, его окружающие. То есть разница есть.

Ян-Виллем Байенсе:
– Также для своего московского проекта Vander Park мы использовали гораздо более длинный кирпич, чему нас получилось бы в Нидерландах: более длинный и крупный.

Ян-Виллем Байенсе и Перо Пульиз, партнеры de Architecten CIE
Фотография © АО «Фирма КИРИЛЛ»
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister






– Вы согласны, что клинкер – «городской» материал, который может быть использован для создания высококачественной городской ткани на территориях новой застройки, в бывших промзонах и так далее – по сравнению с сельской местностью?

Перо Пульиз:
– Да, мы совершенно согласны. Если вы посмотрите на Амстердам, город, где находится наше бюро, он знаменит своими домами на каналах, которые возведены из кирпича, и эти дома очень красивы, хотя им уже сотни лет. И в этом смысле, я думаю, сейчас кирпич гораздо более городской материал, чем сельский.

Ян-Виллем Байенсе:
– Еще надо иметь в виду расстояние, с которого вы видите здание. Здесь мы стоим в четырех метрах от кирпичной стены и можем разглядеть все различающиеся кирпичи и детали. А за городом вы, возможно, проезжаете мимо на скорости 80 км/ч, и все фасады – это просто плоская поверхность.
  • zooming
    1 / 5
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    2 / 5
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    3 / 5
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    4 / 5
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    5 / 5
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс Vander Park в Москве
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister

– Ваш проект Vander Park – крупный объект близ границ Москвы, в очень сложной среде. Как вам пригодился клинкер в этих обстоятельствах?

Перо Пульиз:
– Да, материал этого жилого комплекса – кирпич, но прежде чем я что-либо об этом скажу, я должен подчеркнуть, что проект был очень особым из-за высокой плотности и потому что для размещения программы нам пришлось весь объем квартир разделить по разным башням, то есть мы создали своего рода город в миниатюре. Это серия высоких элементов, которые довольно схожи между собой, так как башня – очень простая типология, где ты «экструдируешь» один этаж снизу вверх до самой кровли.
Вызовом для нас была необходимость создания в комплексе сообщества, где бы жители могли идентифицировать себя с теми частями Vander Park, где они живут. То есть, с одной стороны, кирпич использовался как экологичный материал в сравнении со всеми панельными домами вокруг, а с другой стороны, мы применили кирпич разных цветов, который дал каждой из наших башен индивидуальность. Там только три типа кирпича, три цвета, но, тем не менее, все девять башен благодаря сдвигу их объемов и разному материалу получили каждая свой образ и характер.
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister
Жилой комплекс Vander Park в Москве
Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено компанией Hagemeister

– Клинкер, кирпич – очень старый материал, но он до сих пор очень востребован: почему он так полезен для современных архитекторов?

Ян-Виллем Байенсе:
– В Голландии это наиболее экоустойчивый материал, потому что он один в нашем очень влажном, ветреном климате хорошо стареет – и подрядчики умеют эффективно его использовать, поэтому он получается еще и доступным по цене. И в России у него есть это давнее качество «устойчивости», которому уже сотни лет – и которое работает повсеместно.




Тако Постма, партнер INBO architecten
Фотография © АО «Фирма КИРИЛЛ»

Тако Постма, партнер INBO architecten

– Каким образом клинкер может быть полезен при создании ориентированного на человека городского пространства для таких новых крупных зон застройки, как район Зёйдас в Амстердаме?

– Мы всегда пытаемся создавать здания более гуманные, более сомасштабные, и люди хорошо воспринимают размер кирпича, они всегда по нему могу определить – насколько велико здание. В Зёйдасе нам заказали новые многоквартирные дома, которые должны были появиться между офисными корпусами, так как Зёйдас был основан как деловой район, а потом муниципалитет решил сделать там зону смешанной застройки. То есть мы должны были превратить эту территорию из делового района в очень приятную, живую многофункциональную зону. Чтобы показать, что эти новые здания отличаются от остальных, мы решили использовать кирпич. Люди сразу же узнают в этих постройках жилые проекты, так что они могут видеть – по этому материалу – что район меняется. И это мы сделали с помощью клинкера.





Жилой комплекс 900 Mahler
Фотография © Andreas Secci

– У голландских городов – невероятно богатая и длинная история архитектуры из кирпича. Как вы к ней относитесь? Вы обогащаете эту традицию, или, скорее, ищете новые, современные способы использования кирпича и клинкера?

– В истории кирпичи использовали как строительный материал, а сейчас они применяются для облицовки, поэтому как таковая наша работа очень отличается от традиции. Но мы стараемся сохранять с ней связь, понимая, как использовался кирпич, как это выглядело, как можно выполнить новую кладку так, чтобы это было связано с традицией, но также оставалось чем-то особенным, чем-то современным. Я бы сказал, наша позиция – посередине.

– Проекты мастерской Inbo очень контекстуальны: как клинкер помогает вам достичь этого?

– Как я сказал, в проектах с использованием клинкера мы всегда стараемся сохранить связь с контекстом. И мы считаем, что мы проектируем для городского пространства, мы никогда не строим только одно здание, а пытаемся добавить с его помощью что-то к городской среде. И клинкер помогает связать новую постройку с окружением – то, как мы используем этот материал, это один из способов достижения этой цели.
Жилой комплекс Intermezzo
Фотография © Luuk Kramer
Жилой комплекс Intermezzo
Фотография © Hagemeister

– Вы иногда используете клинкер как часть разнообразной палитры материалов, как в жилой башне Intermezzo. Чем вы руководствуетесь, когда выбираете сочетания материалов и сортировок клинкера?

– Это очень сложный вопрос, потому что, конечно, архитектура занимается в первую очередь светом и пространственной композицией, и при работе ты всегда выбираешь очень конкретные материалы для очень конкретного проекта. Но, к примеру, в случае с Intermezzo мы строили здание в разнообразной среде, с множеством цветов и различий, и мы решили, что мы хотели бы добавить туда светлое здание. А светлое здание в Нидерландах – это всегда большая сложность, потому что климат очень суров, поэтому оно немедленно испачкается или даже позеленеет. Поэтому мы использовали очень твердый клинкер одной из светлых сортировок Hagemeister. Но мы также хотели, чтобы здание было одного цвета, но все же были различия между этажами, верхней и нижней частями. Поэтому мы решили использовать натуральный камень на нижних уровнях, где квартиры другого размера, чем в остальном доме. И мы нашли камень, который называют «белое золото», он почти такого же цвета, что клинкер, поэтому мы смогли сделать в разных частях фасада облицовку разного размера и фактуры, но одного цвета, чтобы здание получилось знаковым, эффектным. Когда солнце садится, мы и правда видим, как «золото» на фасаде слегка блестит. Это очень удачный способ соединения этих двух материалов.

Поставщики, технологии

06 Сентября 2019

Нина Фролова

Беседовала:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.