English version

Архитектурный пазл «Константиново»

Весь прошлый год архитектурная мастерская А.Асадова совместно с «Гранд Проект Сити» работала над проектом жилого района «Константиново», который планируется построить в Домодедовском районе Московской области. Эта работа положила начало новой традиции – проведению в мастерской внутренних конкурсов. Правда, по итогам состязания архитекторы не просто выбрали лучший проект, но и дополнили его самыми интересными идеями других участников.

mainImg
Архитектор:
Карен Сапричян
Александр Асадов
Мастерская:
ГрандПроектСити http://saprichyan.ru/
Архитектурное бюро ASADOV http://www.asadov.ru/
Проект:
Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь)
Россия

Авторский коллектив:
Руководители проекта: К.В. Сапричян, А.Р. Асадов
Архитекторы: Е.Вдовин, А.А.Асадов, А.Порошкин, Н.Порошкина, М. Малеин, А.Штанюк, А.Зарубина, А.Асташов, Д.Зражевский, А.Левашов при участии Е.Пхора, Б.Максименкова, Т.Коноваловой, О.Григорьевой; инженер: Г.Каркло

2008 — 2009

Заказчик: ООО «Евразия Сити»
Напомним, что Константиново – это масштабный инвестиционный проект, который предполагал строительство нового города-спутника Москвы площадью более 3 тысяч га. На его территории планировалось разместить жилье и высокоразвитую социальную инфраструктуру, бизнес- и техно-парк, центр МВА, Академгородок с филиалом университета. Иными словами, Константиново было задумано как российский аналог «Силиконовой долины», и до кризиса реализация столь амбициозного градостроительного проекта казалась вполне реальной. Генеральный план нового города был разработан американскими градостроителями, а вот планировку его центральной части площадью 230 га, предназначенной для жилой застройки, чуть больше года назад выполнила мастерская А.Асадова совместно с «Гранд Проект Сити».

Тогда, в конце 2008-го, предполагалось, что работу над проектом мастерская будет продолжать весь 2009-й год. Однако уже в январе прошлого года стало понятно, что экономический кризис воцарился всерьез и надолго, так что масштабный проект неминуемо будет заморожен на неопределенный срок. Единственное, что девелопер – компания «Евразия Сити» – решил реализовать, невзирая на кризис, – это пять кварталов малоэтажной застройки, расположенных ближе всего к федеральной трассе «Москва – Дон», так называемую первую очередь. На работе над этими пятью кварталами и сосредоточился коллектив мастерской в 2009 году во главе с Евгением Вдовиным. В прошлом году мастерская, как и большинство архитектурных бюро страны, столкнулась с экономическим кризисом лицом к лицу: в какой-то момент оказалось, что «Константиново» – это вообще единственный «живой» заказ. А поскольку Асадовым было очень важно сохранить основной костяк своего уникального творческого коллектива и обеспечить всех архитекторов интересной работой, возникла идея провести между сотрудниками настоящий внутрненний конкурс – с жюри, выставкой работ и обсуждением результатов. Это идея оказалась едва ли не спасительной для мастерской.

Победителем творческого соревнования стал проект «Палитра» Александра и Натальи Порошкиных, которые предложили  самую простую и рациональную структуру жилых районов. В этом проекте кварталы были «выкроены» по одному и тому же весьма жесткому лекалу: к дороге они обращены глухими протяженными фасадами, своего рода «крепостной стеной», за которой были рассыпаны мелкие анклавы застройки, по мере удаления от трассы постепенно понижая свою этажность вплоть до перехода от больших многоэтажных домов к частным коттеджам с приусадебными участками. Для того, чтобы добавить каждому кварталу индивидуальности, авторы раскрасили и в яркие цвета – фиолетовый, красный, желтый, зеленый и синий.

Проект «Палитра» приняли за основу итогового варианта, дополнив его лучшими находками других конкурсантов. От проекта А. и Н. Порошкиных сохранили жесткую структуру, принцип крепостной стены, внутреннюю систему кварталов. Разделение кварталов по цветам тоже сохранилось, но яркость тонов заметно приглушили. Однако структуру застройки изменили кардинально – ради соблюдения норм инсоляции ее пришлось сделать компактнее, а от частных одноэтажных домов отказались вовсе. Любопытно, что приусадебные участки при этом сохранили – закрепив за квартирами на первых этажах. Собственные патио получат также и жильцы самых верхних этажей – в виде озелененных террас на кровлях.

Несмотря на жесткую структуру кварталов, благоустройство внутри них архитекторы постарались сделать максимально гибким. То тут, то там возникают дворики, придомовые территории получают живописный рельеф и даже мощение пожарных подъездов постепенно разрежается так, чтобы между плитками могла прорасти трава. Автомобильные проезды вынесены за периметр кварталов или убраны на подземный уровень, так что все внутренние дворы отданы исключительно пешеходам.

Как было сказано, в итоговый проект аккумулировал все самое интересное из других конкурсных вариантов. Так Анна Зарубина предложила образ кварталов-амеб, расположенных вокруг парка и раскрытых на него. Эту игру в замкнутость-открытость можно увидеть и в финальном варианте: кварталы расположены между трассой и зеленым массивом и, разумеется, обращены к зелени. Парк становится центральной общественной зоной для всех пяти районов: в нем расположены школа и детский сад, также спроектированные мастерской А.Асадова и «Гранд Проект Сити».

Школа будет расположена в самом центре парка и внешне она напоминает бумеранг. В центральном ядре здания школы сгруппированы все общественные функции учебного заведения, а в двух вытянутых крыльях размещены начальные и старшие классы. Похожая схема легла в основу планировки детского сада, расположенного неподалеку. Центром его композиции также стал актовый зал, к которому с двух сторон примыкают «гребенки» объемов для групп разного возраста.

В процессе работы над проектом в мастерской провели еще один мини-конкурс – на оформление «крепостной стены», обращенной к дороге. Вначале архитекторы разрабатывали идею сплошного озеленения фасада, но слишком высокая стоимость подобных технологий их остановила. Затем за основу была принята идея Александра Штанюка:  который предложил облицевать фасады, выходящие на автостраду, голубыми и зелеными панелями, что растворило бы дома в окружающем пейзаже. Однако в итоге  была принята, как больше других подходящая к российским реалиям, концепция собственно «крепостной стены» – плотной и крепкой, облицованной темно-коричневым глазурованным кирпичом.

В качестве пионера будущей перспективной застройки выступила идея еще одного автора коллектива, Дмитрия Зражевского, под названием «волосатая башня». Этот причудливый жилой дом с «шевелюрой» из деревянных конструкций на кровле планировалось сделать своеобразным маяком, ориентиром для будущих кварталов.

Проект «Константиново» стал для мастерской А.Асадова и «Гранд Проект Сити» во многом экспериментальным. Архитекторы опробовали новый творческий метод, при котором каждый сотрудник мастерской может не только рассказать о своем видении будущего объекта, но предоставить полноценный концептуальный проект. В итоге проект был собран, как пазл, из лучших идей, предложенных на конкурсе, а практика проведения подобных внутренних состязаний коллективу мастерской так понравилась, что теперь подобные клаузуры проводятся регулярно. 
zooming
Александр Асадов, Карен Сапричян, Андрей Асадов
Проект «Палитра» А. и Н. Порошкиных. Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь) © ГрандПроектСити / Архитектурное бюро Асадова
Проект «Палитра» А. и Н. Порошкиных. Переход от многоэтажных домов к таунхаусам в рамках одного квартала. Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь) © ГрандПроектСити / Архитектурное бюро Асадова
Типология секций. Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь) © ГрандПроектСити / Архитектурное бюро Асадова
Проект «Амебы» А. Зарубиной
Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь) © ГрандПроектСити / Архитектурное бюро Асадова
Проект «Птицы» Д. Зражевского
Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь) © ГрандПроектСити / Архитектурное бюро Асадова
Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь) © ГрандПроектСити / Архитектурное бюро Асадова
Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь) © ГрандПроектСити / Архитектурное бюро Асадова
Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь) © ГрандПроектСити / Архитектурное бюро Асадова
«Волосатая башня» Д.Зражевского. Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь) © ГрандПроектСити / Архитектурное бюро Асадова
Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь) © ГрандПроектСити / Архитектурное бюро Асадова
Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь) © ГрандПроектСити / Архитектурное бюро Асадова
Центральный район «Константиново». Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь) © ГрандПроектСити / Архитектурное бюро Асадова
Генеральный план квартала
Здание школы. А. Штанюк, А.Левашов. Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь) © ГрандПроектСити / Архитектурное бюро Асадова
Здание школы. Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь) © ГрандПроектСити / Архитектурное бюро Асадова
Детский сад. А.Штанюк
Архитектор:
Карен Сапричян
Александр Асадов
Мастерская:
ГрандПроектСити http://saprichyan.ru/
Архитектурное бюро ASADOV http://www.asadov.ru/
Проект:
Центральный поселок инвестиционного проекта «Константиново» (1 очередь)
Россия

Авторский коллектив:
Руководители проекта: К.В. Сапричян, А.Р. Асадов
Архитекторы: Е.Вдовин, А.А.Асадов, А.Порошкин, Н.Порошкина, М. Малеин, А.Штанюк, А.Зарубина, А.Асташов, Д.Зражевский, А.Левашов при участии Е.Пхора, Б.Максименкова, Т.Коноваловой, О.Григорьевой; инженер: Г.Каркло

2008 — 2009

Заказчик: ООО «Евразия Сити»

25 Января 2010

ГрандПроектСити: другие проекты
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Дом под солнцем
Комплекс апартаментов «Ландыши» спроектирован Кареном Сапричяном и Александром Асадовым, но затем реализацию передали в другие руки и проект потерял довольно много деталей, сохранив черты замысла в целом. Рассматриваем, что ушло и что осталось.
Дом на Пальме
Дом, спроектированный Кареном Сапричяном на искусственном острове Дубая, обладает всеми качествами курортного luxury, и в то же время остается городским, не теряя стройности и демонстрируя размышления о контексте как культурном, так и приморском.
Рукодельный дом
Между Домом-кораблем на Тульской и Шуховской башней выросло компактное в плане здание со сложными фасадами и яркими всполохами в цветовой палитре. Проект Александра Асадова и Карена Сапричяна.
Модернизм устал
Для центра Калуги Александр Асадов и Карен Сапричян разработали проект жилого комплекса, соединившего в себе целый ряд архетипов современной архитектуры и при этом деликатно взаимодействующего с историческим окружением.
Обнимая периптер
Универсальный спортивный зал, спортивный и технологичный, спроектирован для ЧМ-2018 и клуба «Спартак». Помня о том, кто такой Спартак, архитекторы придали стеклянному фасаду сходство с античным храмом, почти Парфеноном.
Положение обязывает
Для конкурса на концепцию гостиничного комплекса Radisson Blue Moscow Riverside команда под руководством Александра и Андрея Асадовых и Карена Сапричяна спроектировала сложносочиненную композицию из нескольких объемов, меняющуюся до неузнаваемости в зависимости от угла обзора. Виртуальная экскурсия позволит объединить картинки в единое целое.
Каждый охотник желает знать...
«Астана – город будущего» – под таким девизом уже более десяти лет строится новая столица Казахстана. К ее нынешнему облику приложили руку самые известные мировые архитекторы – Кисё Курокава, Норман Фостер, Манфреди Николетти, бюро BIG. Институт Генплана Астаны не останавливается на достигнутом и ежегодно проводит новые международные архитектурные конкурсы. В этом году к участию в одном из них – на проект Дворца творчества школьников – была приглашена мастерская А.Асадова. Свой комплекс, составленный из разноцветных лучей-корпусов, архитекторы назвали «Палитра».
Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.