В помощь московскому «дизайнерскому буму»

Гусман де Ярса, проректор курса «Магистр проектирования рабочих пространств» - о впечатлениях от работ молодых российских дизайнеров, показанных на миланском и московском Salone, а также об учебных курсах и новых стипендиях Школы архитектуры и дизайна IE.

Реклама
Случившаяся в XX веке «индустриализация» архитектуры сделала объектный дизайн особенно важным: похожие друг на друга, нередко типовые здания приобретают индивидуальные черты в немалой степени благодаря уникальному дизайну предметов, окружающих человека. От них зависит как «чистовая отделка», так и насыщенность интерьера эмоциями и впечатлениями.

Поэтому в рамках постдипломной магистерской программы «Проектирование рабочих пространств» Школы архитектуры и дизайна IE, которая преподается в Мадриде и Лондоне, и представляет собой программу дополнительного  обучения профессиональных архитекторов проектированию инновационных рабочих пространств, мы всегда внимательно следим за сферами дизайна мебели и предметов интерьера. С этой целью в мае текущего года мы посетили Миланский мебельный салон – крупнейшую и, вероятно, самую влиятельную в мире выставку мебели и предметов интерьера. Этот опыт оказался очень интересным – особенно благодаря присутствовавшей на выставке секции Salone Satellite, где более ста молодых дизайнеров показывали опытные образцы своих работ или же свои первые реализованные произведения. В Милане нам стало ясно, что самые перспективные и новаторские идеи можно найти именно в секции молодых дизайнеров.

Еще одна особенность, отмеченная нами на миланском Salone Satellite – большое число дизайнеров из России и стран бывшего СССР: даже по каталогу выставки сразу было видно, насколько значительна там доля участников из России, Латвии и Грузии.

Этот факт, наряду с разнообразными новостями от процветающего московского дизайн-сообщества, сделал неизбежным наш следующий визит – на выставку I Saloni Worldwide Moscow – чтобы встретиться там с ключевыми представителями московской сферы дизайна.

Выставка в Москве оказалась значительно меньше ее миланского аналога, что, впрочем, может лишь обрадовать любого посетителя: ведь в этом случае он не страдает от переизбытка информации и обилия каталогов.

Выставка проходила в большом двухэтажном павильоне «Крокус Экспо», где современную мебель разместили на первом ярусе, а «классическую» – на втором. Секция Salone Satellite находилась у входа в павильон: там были выставлены работы более 30  молодых дизайнеров из России и других республик бывшего СССР, включая Прибалтику.

Наше мнение об этой выставке молодых дизайнеров оказалось созвучным впечатлению от миланского Salone Satellite: новое поколение берется за более рискованные и актуальные проблемы, чем истеблишмент мебельного мира. Как раз когда я заходил на выставку, вручались три премии Salone Satellite: третье место получила Мария Игнатова из Санкт-Петербурга за опытный образец офисного кресла для людей с ограниченными возможностями, снабженного гидравлическим устройством, помогающим пользователю передвигаться и регулировать высоту и позицию сидения. Второй приз был отдан екатеринбургскому дизайн-бюро «Вишня», которая представила на выставке The Culle – экологичный картонный светильник, спроектированный с использованием параметрических программ и вырезанный лазером. Прекрасный прибор из переработанной бумаги и картона излучает фантастический, таинственный и одновременно уютный свет.

Первое место получила дизайнер из Латвии Эвия Краукле (Ēvija Kraukle) за Slider – очень простой деревянный светильник, чьи две лампы легко фиксируются в множестве положений.

Также на выставке были представлены бионическая мебель из фанеры и прибор, предназначенный для установки в общественный местах и способный подзаряжать электронную аппаратуру от энергии, вырабатываемой пешеходами.

Большинство проектов, показанных на Salone Satellite в Москве, посвящены проблемам, которые сейчас не только выходят на первый план в области дизайна, но и становятся ключевыми для человечества в целом. «Устойчивые» материалы и технологии, новые способы построения и создания форм, внимание к людям с ограниченными возможностями и к работающим людям разного возраста – все эти темы, в числе прочих, безусловно будут определять ведущие направления дизайна и архитектуры ближайших лет.

В Школе архитектуры и дизайна IE мы настроены на привлечение и поощрение талантливых людей из стран бывшего СССР, и мы действительно считаем, что курс «Магистр проектирования рабочих пространств» станет огромным шагом вперед в карьере любого дизайнера предметов интерьера. Пройдя наш курс, дизайнер станет специалистом по стратегии организации рабочего места и проектированию интерьеров; сможет работать как с отдельными предметами, так и проектировать среду в целом. Поэтому мы создали особую программу стипендиальной поддержки для участвовавших в московской выставке дизайнеров в размере 15% от общей стоимости обучения.

Мы регулярно предлагаем и другие стипендии для дизайнеров всего мира. На данный момент открыта стипендия «Случайное открытие» (Serendipity-Makers Scholarship), покрывающая 50% общей стоимости обучения.

Получить представление о программе обучения можно благодаря бесплатным онлайн-мастер-классам наших преподавателей. В октябре мы проводили встречу с Примо Орпилья и Вердой Александер, основателями Studio O + A из Сан-Франциско, авторами инновационных офисов компаний Facebook, AOL и Microsoft в Кремниевой долине.

12 ноября 2013 в 20:00 по московскому времени (в Мадриде в это время будет 17:00) мы проведем
интернет-встречу с Джереми Майерсоном (Jeremy Myerson), главой Центра дизайна Хелен Хамлен лондонского Королевского колледжа искусств (Helen Hamlyn Center for Design at the Royal College of Arts). Этот центр – стратегический партнер магистерской программы «Проектирование рабочих пространств» и именно там будет проходить очная часть обучения в июле 2014 года.
Зарегистрироваться можно здесь.

Во время московской поездки мне необыкновенно повезло – удалось посетить штаб-квартиру компании Dream Industries в здании Телеграфа. Это удивительное огромное помещение в 10 000 м2 в самом центре Москвы, на Тверской улице, рядом с самыми роскошными бутиками столицы. Dream Industries – это технологический старт-ап, занимающийся распространением знаний и культуры посредством разнообразных веб-платформ – Bookmate, Zvooq и Theory&Practice и других. Катя Фадеева, которая скоро возглавит там новое пространство для коворкинга, провела для меня экскурсию по зданию.

Сейчас мы принимаем заявления от желающих пройти курс «Магистр проектирования рабочих пространств», стартующий в феврале 2014.
Присоединяйтесь к нам!
Более подробную информацию можно получить, написав нам: [email protected]
 

12 Ноября 2013

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.