Мирослав Пожар, ERGOHAUS:
«Наш хедлайнер – новый вид панорамного остекления, которое по сути является эволюционным шагом в оконной индустрии.
Это фактически стеклянная оболочка здания»

Технологии Реклама
mainImg
Компaния:
ERGOHAUS
«Свобода видеть главное» – девиз инжиниринговой компании ERGOHAUS, которая занимается установкой сложных светопрозрачных конструкций.

ERGOHAUS – российско-немецкая инжиниринговая компания. В сферу ее деятельности входит проектирование, поставка и монтаж светопрозрачных конструкций для фасадного остекления, изготовленных по индивидуальному заказу на ведущих фабриках Европы (Германии, Люксембурга, Бельгии, Нидерландов и др.) и России.

Коммерческий директор ERGOHAUS Мирослав Пожар рассказал нам об особенностях работы компании. 
zooming

Архи.ру:
Как бы вы охарактеризовали деятельность вашей компании в целом?

Мирослав Пожар: 
Кредо нашей компании – разрушать стереотипы о светопрозрачных конструкциях. Те, конструкции, которые мы предлагаем многим клиентам, кажутся невозможными в России в силу климатических условий. Многие думают, что панорамное остекление – для южных стран, что теплопотери при его эксплуатации не сопоставимы с энергозатратами. Но панорамные остекления и другие высокотехнологичные решения, которые есть у нас в арсенале, разрушают этот миф. Не случайно нашим девизом является «Свобода видеть главное». Мы предоставляем эту свободу в физическом смысле, создавая прозрачные оболочки зданий, которые надежно защищают дом и от холода, и от ветра.
При установке такого обширного остекления с возможностью открывания правильный монтаж играет ключевую роль
Фотографии предоставлены @ergohaus

В чем отличие вашей компании от других поставщиков светопрозрачных конструкций?

Первое отличие в том, что мы не просто поставляем их, а мы берем на себя ответственность за проектирование и монтаж. 

То, что мы предлагаем, – это достаточно дорогая продукция из Европы. Наши партнеры, а их более 50, среди которых Kеller, Solarlux, Pauwels Wintergardens, Q-railing, MHB, SCHUCO, SVALSON, AMARI, S:stebler, GLASOLUX – фабрики, производящие светопрозрачные конструкции безупречного качества премиум-класса. За каждой из них семейная история, репутация и постоянное стремление к совершенству в этой области. Работая с нами, они уверены, что все те свойства, что заложены при производстве, и которые делают продукт уникальным, не будут потеряны из-за ошибок, связанных с проектированием и монтажом. 

Второе принципиальное отличие в том, что компаний-производителей, с которыми мы работаем, много, а это значит, что мы можем прийти на объект и решить всё, что касается светопрозрачных конструкций, как фасадных, так и интерьерных, будь то панорамные окна, ограждения или стеклянная душевая кабина. Наша техническая экспертиза настолько развита, что мы можем комбинировать на одном объекте до 5 – 6 фабрик и это будет выглядеть как ансамбль.
Создать дом в КП «Монтевиль» под поэтичным названием White Wings (Белые Крылья) пришла заказчику и архитектору Александру Жидкову совместно в 2020 году
Фотографии предоставлены @ergohaus
Фотографии предоставлены @ergohaus

Ну а главное – то, что у нас есть эксклюзивные решения остекления, которые мало кто поставляет в Россию именно из-за сложностей в монтаже и технологическом сопровождении. Но наш опыт и комплексный подход делают возможным реализацию очень специфических задач с уникальным остеклением – лучшим из того, что сейчас существует на рынке.
Фотографии предоставлены @ergohaus

Вы говорите об уникальности решений, с которыми вы работаете – в чем она? 

Как я уже сказал, мы работаем с разным остеклением. Что касается профилей, то это и дерево, и дерево-алюминий, и сталь, и алюминий. Исключение составляет пластик, который не подходит по техническим характеристикам, так как в основном на наших объектах  применяются большие проемы.

Окна, с которыми мы работаем, дорогие – иногда они занимают до 20-30% от стоимости строительства дома, но надо понимать, что мы говорим о панорамных решениях, а значит о 60-70% площади стен. Это принципиально другой тип отделки – фактически стеклянная оболочка здания. 

Наш хедлайнер – новый вид панорамного остекления, которое по сути является новым эволюционным шагом в оконной индустрии. 

Тут надо пояснить принципиальные моменты. Чаще всего под панорамным остеклением понимают фасадные конструкции. Главное их отличие от того, что мы предлагаем – это возможность открывания. В  традиционных фасадных конструкциях используется система – «стойка-ригель», которая позволяет делать фасадные витражи. Но, если в нее интегрировать открывания, то появляется широкий профиль, который сразу выделяется. 

Обычные окна изначально обладают широким профилем и различными вариантами открывания, но у них свой недостаток – они ограничены по размерам.

Это противоречие разрешили в 1990-е годы в Европе, разработав абсолютно инновационную систему панорамного остекления. Мы работаем уже много лет с одним из разработчиков этой системы. И, хотя на сегодняшний день существует достаточно много фабрик в Европе, которые работают с этой системой, – вполне естественно, что разработчики постоянно совершенствуют технологии и сохраняют за собой передовые позиции в этой области.
Фотографии предоставлены @ergohaus

В чем заключается специфика такого панорамного остекления?  

Прежде всего – размеры. При очень тонких профилях и возможностях открывания: высота стекла может достигать 8 м. Секрет заключается в том, что несущую функцию исполняет стекло. Используя базу системы Keller можно делать открывание шириной до 6 м, главное выдерживать соотношения площади стекла – створка не может быть площадью более 12 м2 и весом более 1 тонны.

Легкость открывания при таком весе обеспечивают сдвижные створки:  при их создании используются дорогие материалы – рельсы и ролики делаются из литой нержавеющей стали, при этом вся фурнитура подгоняется лазерами.

Помимо панорамного остекления у нас есть еще два схожих направления – это высокие стеклянные «гармошки» и «зимние сады». Они также требуют высокотехнологичного подхода и нестандартных решений и также связаны с большой площадью светопрозрачных конструкций.
  • zooming
    1 / 7
    Частный дом в Подмосковье. Все стеклопрозрачные конструкции, начиная от окон и заканчивая панорамным остеклением были установлены специалистами компании
    Фотографии предоставлены @ergohaus
  • zooming
    2 / 7
    Фотографии предоставлены @ergohaus
  • zooming
    3 / 7
    Фотографии предоставлены @ergohaus
  • zooming
    4 / 7
    Панорамное остекление занимает значительную площадь стен. Поэтому и стоимость такого остекления следует сравнивать со стоимостью квадратного метра стены
    Фотографии предоставлены @ergohaus
  • zooming
    5 / 7
    Особого внимания заслуживают нестандартные узлы, на которые компания дает гарантию в три года
    Фотографии предоставлены @ergohaus
  • zooming
    6 / 7
    Фотографии предоставлены @ergohaus
  • zooming
    7 / 7
    Фотографии предоставлены @ergohaus

А как решается вопрос энергоэффективности и теплоизоляции при большой площади остекления? Обычно именно эти параметры и являются ограничением при принятии решения «делать ли окна в пол»
– потери тепла неизбежны, а следовательно и эксплуатационные расходы на обогрев высоки. 


Это как раз и есть тот самый миф, который мы успешно развенчиваем. Теплотехнические показатели современных, правильно подобранных стеклопакетов, могут быть даже лучше, чем у теплоизолированных профилей.

Специальные покрытия на внутренней поверхности стекла носят энергосберегающий характер, также есть защита и от инфракрасного излучения. Для уменьшения теплообмена камеры заполняются аргоном, который снижает механическую передачу энергии.

И конечно, для установки таких конструкций необходим очень квалифицированный монтаж. Это как раз зона нашей ответственности, иначе все высокие технологии не сработают. Монтажные работы являются предметом гордости нашей компании. У нас штатные монтажники, которых мы выращиваем сами. Это мастера узкой специализации, которые точно знают как работать с высокотехнологичным продуктом.
На летней террасе «Ельцин-центра» установлен ветровой экран системы SVALSON CIT I LÄ. Система не нуждается в обслуживании и очень проста в использовании. При хорошей погоде экран можно опустить, а для защиты от ветра или осадков – поднять. Фотографии предоставлены @ergohaus
Фотографии предоставлены @ergohaus

Как я понимаю, монтаж – это заключительный этап вашей работы, но понятно, что для того, чтобы принять решение об установке такого остекления, надо его спроектировать…

Наш конечный клиент – частный заказчик, работающий с профессиональными архитекторами. Это важный момент, так как именно архитектор понимает взаимосвязь проектных и производственных и строительных процессов и может объяснить решения заказчику.

Мы начинаем работу с архитектором с нулевого цикла проектирования, потому что архитектору важно понимать и реальные возможности светопрозрачных конструкций, и особенности монтажа. Это те вопросы, которые  в итоге влияют на  архитектуру и объемно-пространственное решение. 

Самому архитектору не обязательно быть специалистом в области светопрозрачных конструкций. Все сопровождение – проектное и техническое – мы берем на себя. Главное, чтобы он имел представление о том, что за здание он хочет получить на выходе. 

Иными словами, если у заказчика есть желание получить панорамное остекление – раздвижные стеклянные стены, то архитектор обращается к нам. Наша задача представить все возможные варианты, описав все плюсы и минусы моделей, экономику проекта. И все это фактически происходит на предэскизной стадии. Также важно, чтобы архитектор мог представить стоимость решений в комплексе бюджета дома.
zooming
Ресторан «БАРБОРИС» на 1 этаже «Ельцин-центра» в Екатеринбурге остеклен с использованием складной теплоизолированной системы Solarlux Highline-Ecoline, которую отличает энергоэффективность, безопасность и способность выдерживать экстремальные температуры
Фотографии предоставлены @ergohaus

Как устроены рабочие процессы в вашей компании?

Общее количество сотрудников компании порядка 80 человек, из них в Департаменте реализации (монтажники) 40 человек. Руководители проектов и координаторы проектов управляют достроительной фазой и следят за реализацией. Большое значение имеет инженерный отдел. У нас собственная геодезия, мы сами делаем замеры и расчеты, которые затем передаем на производство в Европу. 

То есть вы представляете заказчика в этом случае. 

Техническая поддержка от производители у нас осуществляется постоянно, при желании заказчик может общаться с производителями напрямую – мы не скрываем контакты. Но дело в том, что 50% успеха работы светопрозрачных конструкций зависит от монтажа, и производители понимают это, рекомендуя нас заказчику. Только так они могут гарантировать, что все будет сделано качественно.

Мы сопровождаем весь проект и проектирование в том числе, что важно. Это позволяет решать многие проблемы еще до выхода на стройку, до поставки самих конструкций в Россию. 
Команда ergohaus
Фотографии предоставлены @ergohaus

А после окончания работ вы даете гарантию? Были ли случаи рекламаций?

Помимо гарантии производителя, мы предоставляем еще и гарантию от Ergohaus, срок гарантийных обязательств, в зависимости от конструкции, может достигать 10 лет. Мы выезжаем на объект, выясняем причины неисправности. Но, даже после окончания срока гарантии мы готовы сопровождать, консультировать в случае поломки и выхода из строя фурнитуры. На практике у нас не было ни разу претензий к самим конструкциям и их эксплуатации. 
Одной из специализации компании являются «зимние сады»
Фотографии предоставлены @ergohaus

Каковы перспективы в плане удешевления этих технологий и возможности большего охвата людей, желающих стать обладателями панорамного вида из окна?

Мы постоянно над этим работаем. Мало того что мы являемся компанией полного цикла, мы шагнули дальше и открыли свое производство здесь, в Москве, и постоянно модернизируем его. Сейчас, например, мы внедряем более бюджетные высококачественные профили от европейских производителей. Принципиального снижения цены достичь трудно, так как сами базовые элементы – высококачественное стекло в первую очередь, профили – стоят немало. 

Снижения цены мы также добиваемся за счет того, что давно работаем с фабриками и являемся проверенным поставщиком, у нас есть скидки. Помимо этого мы берем на себя всю логистику. За счет проработки проекта в целом от начала и до конца мы имеем возможность снизить и оптимизировать цену услуг и продукта. Надо сказать, что в целом за десять лет он стал более доступным: когда мы только начинали, цена, к примеру, панорамного остекления, была 2000–2500 евро за м2, а сейчас мы можем предложить то же самое от 1000 евро за м2

В целом, мы идем к тому, чтобы открыть здесь производство полного цикла, так как это, во-первых, скорость, во-вторых, гарантированное качество. Уже сегодня мы работаем не по стандартной схеме российских производств. Даже в части стандартов наши продукты соответствуют требованиям выше ГОСТов. Мы работаем на баланс качества технических решений и их стоимости. Но главное для нас – видимый результат: светопрозрачные конструкции, которые позволяют смотреть на мир шире. 
Фотографии предоставлены @ergohaus

Поставщики, технологии

ERGOHAUS

15 Июня 2021

ERGOHAUS: другие статьи и новости
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.