Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.05.2019

Знамя эксперимента

Ангелина Уттер

В воскресенье – последний день работы выставки, посвященной Игнатию Милинису. Это первое исследование, посвященное творчеству соратника Моисея Гинзурга, и оно проиллюстрировано рисунком Ильи Уткина. Еще не поздно увидеть.

Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019
Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019
Фотография: Архи.ру

В центре Аптекарского приказа из фанеры сооружена ячейка дома РЖСКТ на Гоголевском бульваре, 8. Игнатий Францевич Милинис жил в этом доме с семьей с 1931 по 1955 год. В том же доме поселились архитекторы А. Пастернак, И. Леонидов, М. Синявский, А. Буров, Вяч. Владимиров, С. Орловский, С. Лисагор, – поясняет куратор Ирина Чепкунова. Население дома на Гоголевском бульваре оказалось, таким образом, много более «архитектурным», чем в доме на Новинском, предназначенным для сотрудников Наркомана финансов, и где жил Моисей Гинзбург с семьей.

Суть, конечно, не в том – ячейка сооружена типовая, и, входя в фанерную выгородку мы оказываемся скорее внутри абстрактно-числового эксперимента Стройкома, чем в квартире Милиниса. Первое, что можно почувствовать – это масштаб. Впрочем потолка нет и высоту ощутить не получается, зато рядом фрагмент лестницы, намекающий на второй ярус, и мы видим, как в ряд выстраиваются столы, на месте которых можно представить себе рабочие, плита, туалет и душ. Комната-пенал небольшая, зато двусторонняя и со сквозным проветриванием: виды из окон с двух сторон нарисовал Илья Уткин, причем один, подробный, вид – провокационен, на нём ХХС, снесенный в 1931 году, когда семья Милиниса поселилась в доме. Если архитектор и застал в своей квартире этот, современный нам, вид, то едва-едва, возможно, когда только въехал в дом.
Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019
Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019
Фотография: Архи.ру

На стенах и столах-витринах – уже вполне выставочная информация, дипломы (Милинис учился в Киеве, потом в московском ВХУТЕИНе), ранние работы, эскизы, планы, фотографии. Среди них портрет Корбюзье с надписью-поздравлением: «по свидетельству Милиниса, Корбюзье держит в руках проект универмага в Бауманском районе Москвы (1928)», читаем в пояснении. Универмаг получил вторую премию на конкурсе, но зато был самостоятельной работой Милиниса, без соавторства Гинзбурга.

Выставка приурочена к 120-летию Милиниса (он родился в 1899 году и умер в 1974), а в процессе подготовки, в 2018 музей получил от внучки архитектора Евгении Епископосовой его архив. Что, вместе с вещами, хранившимися ранее в фондах музея, позволило сделать выставку монографической, превратив ее каталог в первую монографию об архитекторе, которого куратор называет «одним из самых значительных архитекторов-авангардистов».
Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019 Фотография: Архи.ру
Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019
Фотография: Архи.ру
Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019 Фотография: Архи.ру
Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019
Фотография: Архи.ру
Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019 Фотография: Архи.ру
Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019
Фотография: Архи.ру
Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019 Фотография: Архи.ру
Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019
Фотография: Архи.ру

Лейтмотив выставки, как и книги – роль работ Милиниса как передаточного звена от конструктивизма к послевоенному модернизму в области поисков типологии жилья. Известно, что Игнатий Францевич – второй автор дома Наркомфина, главного опытного дома Секции типизации Стройкома РСФСР, соавтор нескольких других опытных домов, ученик и коллега Моисея Гинзбурга. Менее известно, что в 1930-е он продолжает проектировать и строить, в основном санатории и жилье, почти без декора, хотя в конструктивистский лаконизм «просачиваются» тонкие колонны и эксперименты с формой – к примеру, со ступенчатыми и звездчатыми объемами, декоративной скульптуры и массивных «цветочков тоталитаризма» в его зданиях и проектах совершенно нет: см. частично построенный комплекс жилых домов ЗИЛа в Москве. В самой середине 1930-х годов Милинис придерживается «чистой» архитектуры, в целом вторя клубу, построенному его учителями Весниными. Впрочем послевоенные проекты: нереализованный нижегородский санаторий 1951 года и частично реализованный ЖК Карачаровского завода в Москве на Рязанском шоссе, – уже принадлежат к стилистике «сталинского ампира»: в это время от изобильной скульптуры уклониться было, вероятно, уже невозможно.

Зато в 1960-е, после постановления об излишествах, Игнатий Францевич возвращается, как опытный профессионал, участник ОСА и Секции Стройкома, к экспериментам с типологией жилья – поднимает чуть приспущенное ранее знамя и претендует на то, чтобы лично передать эстафету коллегам, молодым архитекторам послевоенного модернизма. Он проектирует дома с общественным обслуживанием и двухуровневыми квартами и в 1965, и в 1970 году. Жаль, что основная линия развития советского жилья не абсорбировала его поисков. Возможность, как видим, была.

Всё это изложено на выставке – в виде лаконичной ленты с картинками и комментариями к проектам, похожей на развертку книги. И в книге, которую можно купить в лавке музея.

Напоминаем, что выставка работает еще полтора дня, сегодня и завтра.