Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.04.2019

Оживляя тему

Алёна Кузнецова

Первый нескучный архитектурный фестиваль в Петербурге по скандинавскому образцу: постиндустриальный «Севкабель Порт», реки в пробирках, секретные комнаты, современное искусство и немного планшетов.

Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
© фотография Алены Кузнецовой

В выходные в Петербурге прошла выставка «Мир архитектуры и дизайна» – совершенно нового для города формата. По признанию организаторов, журнала «Проект Балтия» и его главного редактора Владимира Фролова, примером для невской экспо стала прежде всего АРХ Москва, а также схожие мероприятия скандинавских соседей. Цель ее – собрать на одной площадке разных участников градостроительного процесса, показать целостную картину архитектурного настоящего Петербурга, показать интересно.
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
© фотография Алены Кузнецовой

МАД Экспо ушла от традиционных архитектурных событий Петербурга далеко. Самое очевидное отличие – интересная площадка. Вместо залов Этнографического музея или минималистичного «бесконтекстного» Манежа выбрали «Севкабель Порт»: общественное пространство на исторической территории действующего кабельного завода, «фактура» которого дает немало возможностей обыграть экспозицию. Кроме того, в выходные «Севкабель» заполняется необходимой публикой, которая приезжает за видом на Неву и залив в индустриальном обрамлении, солнечными ваннами, вкусной едой и событиями. Это в основном молодые и молодые семейные люди, то есть активные «пользователи» города, которые способны его менять. В Этнографический музей, надо думать, они ходят пореже.
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
© фотография Алены Кузнецовой

Дальше – тема. Для первой выставки не стали брать «вечное»: наследие, серый пояс, массовую застройку и зеленый каркас. Предложили исследовать «Тотальный ландшафт», суть которого раскрыли в сложносочиненном манифесте. Тотальный ландшафт – тот, который создают всепроникающие системы слежения и учета, переработанные в карты и схемы «большие данные», урбанистический продукт. Тотальный ландшафт – виртуальный, невидимый, неосознаваемый, зато проницаемый и безбарьерный.
Инсталляция «Архитектурного бюро 11». Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
Инсталляция «Архитектурного бюро 11». Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
© фотография Алены Кузнецовой

Этой теме было посвящено несколько кураторских проектов. Самый, пожалуй, интересный – инсталляции в «Секретных комнатах», найти которые с ходу не получилось. Выставка проходила в историческом корпусе, где раньше делали деревянные катушки, в глубине его сохранилось «здание в здании» – видимо, мастерские или офисы бывших сотрудников. Там-то и спрятали secret rooms. За одной из грубо оштукатуренных стен показывали идеально-божественные конструкции Степана Липгарта под музыку Александра Скрябина. В другой темной комнате под инфракрасными лучами – луковицы, расставленные в банках на крышке фортепиано. Кто-то получил больше света и пророс, кому-то досталось меньше, тот закрыт и в неведении. В третьей комнате – тонкие лучи света пронизывают все пространство комнаты, задрапированной огромным мусорным пакетом. В художественном осмыслении тотальный ландшафт выглядит довольно безрадостно.
Инсталляция бюро Liphart Architects. Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
Инсталляция бюро Liphart Architects. Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
© фотография Алены Кузнецовой
Инсталляция мастерской «Витрувий и сыновья». Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
Инсталляция мастерской «Витрувий и сыновья». Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
© фотография Алены Кузнецовой

Еще несколько кураторских работ рассредоточились по залу. На входе – лаконичный павильон с «Простыми пейзажами» Андрея Люблинского. Открыточные виды города художник довел до графического минимализма – так мог бы рисовать компьютер, и напечатал на деревянных досках, немного «опредметив» их. Стенд MLA+ сделан схожим методом: схематичная карта рек Петербурга дополнена «реальной» – пробирками с водой от каждой из них. Авторы хотели напомнить, что Петербург – город речной, но этот ресурс используется до обидного мало. Чтобы взять пробы воды, пришлось преодолевать немало препятствий – магистрали, заборы, крутые спуски и заброшенные территории. Парадоксально, но так близко к городским рекам, как здесь, у этого стенда, едва ли когда-нибудь был хоть один из гостей выставки.

Архатака подготовила объект «Собственное место», размышляя о том, что в тотальном ландшафте мы ищем место идеальное, но в итоге довольствуемся «доставшимся» и приспосабливаемся к нему.
Андрей Люблинский, «Простые пейзажи». Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
Андрей Люблинский, «Простые пейзажи». Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
© фотография Алены Кузнецовой
Планшет MLA+ «Город сотни рек». Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019 MLA+
Планшет MLA+ «Город сотни рек». Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019 MLA+
© фотография Алены Кузнецовой
Планшет MLA+ «Город сотни рек». Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019 MLA+
Планшет MLA+ «Город сотни рек». Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019 MLA+
© фотография Алены Кузнецовой

Центральное место отвели планшетам: их развесили в два ряда, разделив все пространство на три «нефа». В боковых разместились выставочные модули от коммерческих партнеров, а также маркет с книгами и предметами дизайна.

Планшеты раскрывают четыре темы: «Город», «Офис», HoReCa и «Дом». Проектов немного, но они заметные и интересные. Город, например, представляли разные типологии: дом «Мендельсона» бюро Intercolomnium и ЖК «Светлый мир» «Студио-АММ», Железнодорожный музей «Студии-44» и Музей стрит-арта мастерской «ЛЕС», храм сошествия Святого Духа мастерской Мамошина и МФЦ «Грани» Института территориального развития, «Парк поколений» в Тихвине и мемориал памяти для «Дороги жизни» от студентов СПбГАСУ, стоматологическая клиника от бюро «Головин&Шретер».
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
© фотография Алены Кузнецовой
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
© фотография Алены Кузнецовой
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
© фотография Алены Кузнецовой

Поскольку выставка взяла на себя роль «окна в Европу», флагманом стал зарубежный проект – экспозиция французской премии AJAP (Les Albums des jeunes architectes et paysagistes), которая встречала посетителей у самого входа. Премию вручают каждые два года двадцати молодым архитекторам и ландшафтным дизайнерам, она помогает строить карьеру и дает представление о том, какие проблемы интересуют молодых специалистов и общество в целом. Тенденции просматриваются: на французских планшетах много «зеленых» работ, дерева, осмысление наследия и предложения по актуализации существующих зданий.
Экспозиция AJAP. Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019 AJAP
Экспозиция AJAP. Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019 AJAP
© фотография Алены Кузнецовой
Экспозиция AJAP. Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019 AJAP
Экспозиция AJAP. Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019 AJAP
© фотография Алены Кузнецовой

По подобию AJAP «Проект Балтия» запускает премию ПроМоАрхДиз – «Проекты молодых архитекторов и дизайнеров». Ею наградят десять специалистов, которых выберет российско-французское жюри. Потом будет совместная выставка – AJAP и ПроМоАрхДиза, которая поедет на АРХ Москву, а затем в регионы. Сравнить подходы будет действительно интересно.
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
© фотография Алены Кузнецовой

Подводя итог, хочется отметить прежде всего разнообразие мероприятия, которое делает его ближе к фестивалю. Помимо упомянутого, здесь также завершились этапы двух конкурсов – на передвижную инсталляцию «Мобильный обелиск» и «Горизонт» – на проект кампуса на крыше одного из корпусов «Севкабеля». Прочитали лекции и провели мастер-классы. Организовали площадку для детей. Нельзя не сказать и о дизайне всей выставки: она получилась по-своему архитектурной, графичной, многоплановой, просящейся в социальные сети – в деле популяризации это важно. В то же время, с публикой никто не заигрывал, все было серьезно, профессионально и полезно. Радовали новые имена и соседство маленьких студий с мэтрами. В общем, жаль, что праздник быстро закончился, а следующего ждать теперь целый год. 
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
© фотография Алены Кузнецовой
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
Выставка «Мир архитектуры и дизайна», 2019
© фотография Алены Кузнецовой