Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.12.2018

Двор Дружбы

Ангелина Уттер
Объект:
Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа»
Адрес:
Россия, Москва. Мосфильмовская ул. 88, корпус 5
Мастерская:
Архитектурное бюро «Дружба»
Авторский коллектив:
Ведущий архитектор: Александра Александровна Черткова; архитекторы: Анастасия Викторовна Рычкова, Анна Андреевна Родионова, Белла Михайловна Филатова, Кристина Крючкова

Пример концепции современного, насыщенного функциями и возможностями, благоустройства двора для «Новой школы» – и рассуждения о потенциале школьных пространств в целом – от бюро «Дружба».

Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа». Зона старшей школы
Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа». Зона старшей школы
© Архитектурное бюро «Дружба»

ЖК «Мосфильмовский» – 20-этажный гигант бежевого цвета с характерным для юго-запада, впрочем и не только для него пристрастием к подобию сталинского ар-деко, призванного обеспечить респектабельность жилью бизнес-класса. Он окружен трассами, зато дворы закрытые, а за одной из дорог, открывшейся недавно 6-полосной эстакадой «проектируемого проезда № 4931», начинается спуск в долину реки Раменки. Отсюда открываются захватывающие виды на вереницы таких же ЖК-гигантов на противоположной стороне заповедной реки.





Зато тут, в циркумференции двух псевдосталинских корпусов, поселилась Новая школа – учебное заведение платное, открывшееся сравнительно недавно, но уже знаменитое, поскольку известно, что ее основали, в частности, учителя, ушедшие из московской школы №57. Школа тщательно отбирает учеников, предлагает успешным абитуриентам гранты, и так далее; словом, она сразу же включилась в конкуренцию лучших-рейтинговых-школ-Москвы, которая особенно остра, как известно, как раз на юго-западе.

А еще у этой школы есть двор, и его надо оформить.



Совсем недавно, прошедшим летом, на благоустройство территории школы был проведен тендер, в котором участвовали архитекторы бюро «Дружба», которые предложили публикуемый проект, трактовав его как «прецедент идеального школьного двора» для «места сбора лучших специалистов в области современного образования».
Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа». Сценарии использования парадной площади школьного двора: выставка и общение
Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа». Сценарии использования парадной площади школьного двора: выставка и общение
© Архитектурное бюро «Дружба»

Двор у школы, расположенной, по словам авторов, «внутри бетонных городских джунглей», совсем невелик: это полумесяц где-то 100 х 28 м перед обращенным к полукругу жилых домов южным фасадом, и обрамление противопожарного проезда с северной стороны, между школой и ее стадионом, шириной в общей сложности метров 12. Зеленый склон долины реки Раменки примыкает к северной границе школьной территории, но отделен забором и им можно только любоваться.

Итак, располагая крошечной территорией общей площадью порядка 0,3 га, архитекторы бюро «Дружба» предложили интенсифицировать ее с помощью современных методик. Их главная идея – дать школьному сообществу возможность «непрерывно создавать и обновлять свой двор», то есть менять его, развивать и приспосабливать. Пафос – в том, чтобы использовать все крохи пространства.
Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа». Сценарии использования парадной площади школьного двора: лекция, кинопоказ, театр
Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа». Сценарии использования парадной площади школьного двора: лекция, кинопоказ, театр
© Архитектурное бюро «Дружба»

Маленький участок авторы разделили, по их словам, «буйными кущами и рощами» – блоками зелени, образовав два амфитеатра с беседками, центральную трибуну в духе Константина Мельникова, и еще несколько зон, которые, следуя главной концепции, во-первых, способны трансформироваться и варьировать функцию, а во-вторых, используют пространство в разных направлениях, прежде всего по вертикали и горизонтали. «Дети могут забираться на разные уровни, создавать там укромные места и обзирать окрестности, – говорят авторы. – Каждая точка пространства используется как местечко со смыслом, даже забор, школьные стены и отмостка».
Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа». Сценарии использования парадной площади школьного двора: праздник
Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа». Сценарии использования парадной площади школьного двора: праздник
© Архитектурное бюро «Дружба»

Про школьные стены можно отдельно сказать: с северной стороны, напротив стадиона там появились, к примеру, этакие встроенные цилиндры, в которые, вероятно, можно будет каким-то образом залезть и там обустроиться. Ту же роль играют падусы, дающие возможность детям заглянуть в школьные окна. Все это стремится провоцировать разнообразие жизни во дворе, но не только игровой, как подчеркивают архитекторы, а прежде всего образовательной – поскольку «игровые истории направлены на органичное <школьному> возрасту взросление».
Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа». Маршрут-путешествие
Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа». Маршрут-путешествие
© Архитектурное бюро «Дружба»

Между тем главный герой проекта – это конечно, деревянный «змей», двух-трехярусная игровая конструкция, включающая горки для катания и «альпийскую» геопластику, амфитеатр, скалодром, закутки для отдыха и разговоров, и, кажется, еще много функций. По цвету он перекликается с бежевыми домами, по форме – образует смелый контрапункт, что должно понравиться новому поколению. Можно даже подумать, что это ручной дракон, вписанный в границу школьного пространства, и до какой-то степени он защищает территорию детей, их право на игры, беготню, крики и фантазии, от мира пафосной взрослой респектабельности.
Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа». Зона младшей школы
Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа». Зона младшей школы
© Архитектурное бюро «Дружба»

Как видим, концепция основана на нескольких принципах современного благоустройства общественных пространств: многофункциональности, возможности роста, преобразования и трансформаций, насыщенности и разнообразии, а также максимальной активизации пространства, позволяющей продуктивно использовать даже минимальное пространство. Проект насыщен идеями и в этом современен. 
***

Ниже комментарий архитекторов бюро «Дружба» о школьных пространствах в целом:

«...нам кажется, что тема школьных дворов в целом интересна и важна, и мы работаем над ней и в других школах Москвы.

Школьный двор – городское общественное пространство с огромным ресурсом. При должном осмыслении оно может стать местом для объединения школьных сообществ, снятия напряжения между занятий, местом нерегламентированного общения, своим тайным садом для каждой школы. Такое пространство включает в качестве пользователей не только детей, но и родителей, школьные администрации и учителей. Школьный двор – ценность и ресурс, который должен стоять в первом ряду задач по обустройству школ. Вместе с тем, это самое логичное пространство, в проектировании которого должны участвовать сами школьники. Если в школьном дворе дети видят ответ своим запросам, могут осознать свое авторство в построенных объектах, двор становится образовательным городским пространством. Дети в этом процессе осознают возможность повлиять на свой город, в них формируется личная ответственность и любовь к городу.

В данный момент наша междисциплинарная команда «Город для детей», состоящая из архитектурного бюро «Дружба», детского образовательного клуба «Кони на балконе» и специалистов по работе сообществом «Город друг», ведет работу в трех очень разных школах. Новая школа – школа-максимум, где создается база для самых современных образовательных направлений. Европейская гимназия – активно развивающаяся частная школа. Школа № 91 – государственная школа с активным административным, педагогическим и родительским сообществом.

В Новой школе мы пошли по классическому процессу проектирования, а в Европейской гимназии и 91 школе его предваряет годовой образовательный курс от «Кони на балконе», в котором фокус-группа школьников проектирует школьный двор. Серией образовательных мероприятий мы получим запрос от разных школьных сообществ и вовлечем в проектирование всю школу. Такая большая работа оправдана – вместо типовых формальных объектов вокруг темы школьного двора происходит большой сплачивающий процесс, а решения оказываются точно выверенными и подходящими конкретной школе».
***