Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.05.2018

В орбите заряженных частиц

Юлия Тарабарина

В парке Горького перед зданием «Гаража» открылась инсталляция Вячеслава Колейчука, первая и, так получилось, последняя работа знаменитого кинетиста.

Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кинетический объект под названием «Атом» впервые был сооружен к 50-летию революции на площади перед Курчатовским институтом в 1967 году. Тогда шестиметровую сферу самонапряженной конструкции из алюминиевых трубок спроектировали и построили 26-летний Вячеслав Колейчук, его жена Марина и инженер Геннадий Рыкунов. Инженеры Курчатовского института, располагавшие передовыми на тот момент технологиями и знаниями, принимали участие в создании объекта, – говорится в экспликации «Гаража». Ажурный шар на тонкой металлической штанге, воткнутой в землю одним концом, подсвечивался тремя цветами и крутился от ветра, его сопровождала музыка Льва Термена на изобретенном им инструменте терменвоксе. Полуторавековой юбилей революции в Москве праздновали пышно, но конструкция, придуманная Вячеславом Колейчуком, тогда недавним выпускником МАРХИ, была, определенно, самым футуристическим объектом торжеств, предметом искусства, а не идеологии.
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сейчас Музей современного искусства «Гараж» воссоздал «Атом» в рамках программы Garage Square Commissions в пандан посвященной кинетическому искусству выставке «Трансатлантическая инициатива» – впрочем, выставка и «Атом» пересеклись как небесные тела – всего лишь на три дня, с 6 по 9 мая. Идея воссоздания объекта принадлежит куратору «Гаража» Снежане Кръстевой, создавать его помогала дочь художника Анна Колейчук, в конструкции использовали современные технологии, но вот центральный шарик-протон сконструировал собственноручно Вячеслав Колейчук с сыном Дмитрием.

Музыку взамен утраченного трека написал композитор Николай Хруст по правилам (или логике?) алеаторики, то есть трек будет постепенно меняться и полностью повторяться не будет, а сыграна она на том же терменвоксе Термена и на овалоиде – инструменте, который придумал Колейчук. Мелодия космическая, из области музыки сфер; ну как еще может петь атом? По-своему как-нибудь.



Выставка уже закрылась, а «Атом» – разноцветная звезда в ночном небе над парком, подпевающая себе скрипами и звонами – стоит на лужайке перед торцом выставочного павильона «Гаража», преобразованного в 2012-2015 по проекту Рема Колхаса. Вместе они напоминают корабль футуризма, немного ушедший в землю за прошедшие 60 лет. Покрытый поликарбонатом павильон, римейк ресторана «Времена года» 1960-х годов – это корабль; атомический шар на штанге, возрожденный объект 1967 года – его нос.
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Они неплохо спелись, оба светятся и поблескивают, то ли шевелятся, то ли нет – замерли, опасаясь что-то нарушить в XXI веке. Не зря Ирина Кулик называет «Атом» ретрофутуризмом: для того, чтобы, глядя на него, восхититься романтической невозможностью полета, нужно напряжение эмоций и интеллекта, подсказывающего, что перед нами – воспроизведение, памятник футуристической мечте. Что мечте 60 лет и восприятие изменилось. Что делает инсталляцию еще более хрупкой, как будто немного ломкой, хочется ее беречь и страшно задеть растяжки – страшно повредить этот чудной шар, залетевший к нам из легких и свободных шестидесятых.
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Анна Колейчук сказала на открытии, что одним из любимых слов-определений ее отца было слово «легко» – он и впрямь создавал очень легкие объекты, к примеру Стоящая нить – что может быть тоньше. Вот и шар, проницаемый, парящий, чуть покачивающийся, очень легок. Похожие на него элементы потом можно обнаружить во многих конструкциях Колейчука – трубки, связи… и невозможность быстро понять, что там напряжено, какие силы его держат, и желание поверить: умный человек сделал, все держится и немого даже поет, – ничего не трогай.
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вячеслав Колейчук помогал воссоздавать «Атом» в парке Горького и не дожил до открытия объекта всего лишь месяц. Получается, что «Атом» в некотором роде замкнул круг его творчества – он был первым крупным объектом, он же стал и последним. Сейчас – и это ощущалось на открытии – он воспринимается как памятник Колейчуку, одному из самых заметных, и уж наверное, самому увлеченному мастеру русского кинетизма, автору Стоящей нити, Гравицапы из «Кин-дза-дзы!», объемного треугольника с тремя прямыми углами и книги про Кинетизм. Человеку, который всю жизнь, как в прессе писали в год открытия двух персональных выставок (2012), расширял пределы возможного и наши представления о невозможном. Хороший памятник – кинетический, тут даже тот факт, что его разберут, не плох, – да и вряд ли кто-нибудь будет спорить, что при жизни Вячеслав Колейчук был «заряженной частицей».

«Атом» простоит перед «Гаражом» до 26 августа.