Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.11.2017

Шесть измерений

Мастерская:
Blank Architects

Перевод эссе Шимона Матковски, партнера бюро «Blank Architects», посвященного «теории шести измерений», отвечающих за хорошую архитектуру. Полезно молодым архитекторам; главный совет – думать головой.

Шимон Матковски
партнер, главный архитектор в Blank Architects
 
Это эссе заключает в себе мое видение того, как должен работать архитектор, достигая заданных целей.

Я называю это проектированием в шести измерениях. Каждое измерение является отдельным вызовом. Каждая часть должна рассматриваться наравне с другими, и только в сочетании друг с другом они позволят создать полноценный проект.

Три базовые измерения это X, Y и Z.

Следующие три измерения это:
Конструкция, Инженерия, Безопасность
Инвестиции, Законодательство, Жизнь объекта
Эмоции

X, Y, Z
На архитектора, как правило, смотрят как на мастера работы с пространством. Он лучше других людей понимает форму вещей, то, как и откуда они появляются.

Так что любому архитектору несложно работать с тремя основными измерениями и контролировать их. Архитектор владеет инструментами для компоновки и презентации пространства.

Ограничения, связанные с программами, бумагой, карандашом и даже 3D-принтером – влияют на воображение и дают неправильное понимание идеи.

К примеру, программы 2D и 3D CAD (Autodesk AutoCad и Revit) – очень помогают в процессе проектирования, но также позволяют специалистам быть невнимательными, доверяя результат компьютерной программе. Первая всего лишь компьютерный вариант бумаги и карандаша, вторая – 3D-программа, здесь вы можете смотреть сквозь модель и видеть пространство, которое создаете.

Нет никаких сомнений в том, что данные инструменты полезны. Но на новые технологии также необходимо смотреть критически, поскольку с ними приходят привычки и способы решения задач, которые затем становятся «правилом», мешают смотреть на процесс проектирования свежим взглядом. Возникает ощущение, что программное обеспечение способно все делать за архитектора. Но разве может компьютер мыслить? Он – всего лишь инструмент, как молоток или грабли, всего лишь более сложный.

Нередко графика превалирует сама по себе, превращаясь в кучу линий или объектов в пространстве без реального смысла. Трехмерное моделирование тем более рискованно потому, что оно сглаживает противоречия – на первый взгляд кажется, что все сделано хорошо.

Мы имеем хорошо нарисованные линии, прекрасную графику. Затем появляется третье измерение и оказывается, что стена стоит под балкой, а проход уже 2 метра. (Еще одна типичная ошибка в моделировании: отсутствие в модели восприятия эргономики пространства «для человека», дающей понимание верной шкалы).

Затем добавляются инженерные системы, дизайн интерьера – все это необходимо разместить в пространстве без коллизий в пересечениях, что опять ведет к очередной проверке человеком. Таким образом, все необходимо проверять.

Вышесказанное приводит к одному важному выводу. Каждая линия впоследствии проверяется реальностью. Каждая неточность – проблема, которая останавливает строительство и стоит дополнительных денег. Денег, которые заплатит тот, кто ошибся.

Цель этой части – привлечь ваше внимание к тому, что программное обеспечение – это не более, чем инструмент и умный архитектор никогда не будет использовать его для того, чтобы что-то придумать. Он будет использовать свою голову.

Конструкция, инженерия, безопасность
Предположим, вы нарисовали отличную форму, прекрасный дизайн. Форме нужны кости и нервная система.

Понимание того, как построено здание – необходимо для того, чтобы провести ваш проект от первой эскизной концепции до реализации. Если вы забыли о различных «силах», действующих на здание – идеи будут уничтожены математикой инженеров. Вам придется еще и еще раз пересматривать и полировать ваши замечательные идеи, в конечном итоге получая просто правильный проект, но главный замысел архитектора будет утерян. Конструкция определяет «кости» здания. Кости помогают ему выстоять против различных «сил» и погоды. Как архитектор вы также должны помнить, что невесомых материалов не существует, а люди не летают. Если вы забудете, какая именно функция располагается в той или иной части здания – то столкнетесь с дополнительными объемными элементами, которые нарушат функциональность объекта и визуальную гармонию.

Основные части конструкции просты: колонны, балки, перекрытия. Архитектору надо помнить о размерах базовых элементов. Я не говорю, что надо сразу определять все до сантиметра, но наличие общих представлений позволит избежать сюрпризов. Вы должны знать, что невозможно сделать 10-метровую консоль с серьезной нагрузкой без специальных опорных конструкций. Более продвинутое представление о конструкции включает понимание направления основных напряжений конструкции, также как и того, каким образом бетон, сталь и дерево работают вместе. Не забывайте, что здание состоит из материалов с физическими свойствами – в числе прочего архитектор должен особенно следить за температурным расширением элементов. Лучший выход – обсудить ваши идеи с инженером-конструктором – он может помочь их развить.

Нет «живого здания» без технических помещений. Необходимо предусмотреть место для них. 

К инженерным коммуникациям следует относиться с тем же уважением, что и к конструкции. Они конечно более гибки и мобильны, чем тяжелый бетон, но они намного сильнее влияют на жизнь людей внутри – на гостей вашего здания.

Инженерные системы влияют на то, как люди чувствуют себя внутри вашего здания. Люди видят, чувствуют запахи, дышат. Им иногда нужно ходить в туалет и принимать душ. Иногда им нужно пользоваться техникой, вызвать такси или отправить e-mail.

Вам надо представить себе базовые действия для каждой зоны и затем объяснить задачу инженеру, обеспечив, таким образом, требуемую функциональность. Инженерные коммуникации это нервная система здания – они обеспечивают связь между различными техническими средствами и конечным пользователем. Архитектор должен не только принимать во внимание потребности людей, но – также исследовать и знать базовые размеры технических помещений, без которых здание не может существовать. Вы обязаны найти для них место.

Мероприятия во время чрезвычайных ситуаций (наиболее вероятная из которых – пожар) также очень важны для проекта. Фактически большая часть максимальных параметров здания рассчитывается не для ежедневных нужд, а для чрезвычайных ситуаций. Это сильнейшим образом влияет на архитектуру, инженерию и конструкцию. Вы рисуете коридоры в расчете на максимальное количество людей, на случай эвакуации – в нормальных условиях это никогда не пригодится, но оказывает сильнейшее воздействие на ваш замысел. Начиная со стадии концепции важно продумать все основные пути эвакуации и отсеки здания, устойчивые к пожарам / землетрясениям. Существуют разные способы выполнить эти требования, но любой архитектор должен учитывать ограничения правил безопасности и те угрозы, которые они несут в себе для геометрии здания в целом.

Инвестиции, законодательство, жизнь объекта
Инвестиции клиента – это то, о чем большинство архитекторов не желает даже слышать. Они утверждают, что этот фактор ограничивает хорошие идеи. Для клиента же хороший дизайн – это то, что принесет ему престиж и доход. Эстетику проекта несложно контролировать: вы видите, плох проект или хорош. Понимание инвестиций заказчика не дается архитектору так же просто, а в этом следует разбираться. Вы должны понимать принцип инвестиций клиента, чтобы спроектировать здание, которое сможете потом построить. Каждый раз, когда вы рисуете линию – она стоит денег. Иногда 2 доллара, иногда 10 миллионов. Вам надо помнить о том, сколько стоят ваши нарисованные линии. Конечно, не цену каждого элемента по отдельности, но – порядок цен. Тогда в процессе проектирования не придется менять благородный рустованный фасад на дешевые сэндвич-панели.

Понимание бюджета строительства – всего лишь часть денежного вопроса. Вторая часть столь же важна – но нередко проектировщики о ней забывают – они-то приходят, делают свою работу, и уходят. Правильный подход – совместно с клиентом разработать стоимость последующего функционирования здания. Грамотный проект должен учитывать эксплуатационные расходы и расходные материалы. Чем ниже стоимость – тем лучше. Любой проект оптимизируют – это обычная практика, и чем хуже проект, тем больше приходится менять. И конечно же главная вина здесь – архитектора, так как он главный человек в проекте.

Помимо денег, серьезный вызов – необходимость изучить законодательные ограничения, наложенные местными и федеральными властями, также как и документацию, предоставленную заказчиком. Клиенту надо представить анализ всех ограничений, возможных действий и выгод для концепции. Часть ограничений, если вникнуть в них, можно обсудить с властями и скорректировать: вести процесс проектирования, минимизируя ущерб для концепции – тоже задача архитектора. На стадии проектирования и даже строительства можно оптимизировать воздействие законодательных ограничений, но это всегда должно происходить в присутствии архитектора, только он может оценить возможные изменения.

Архитектор должен также смотреть в будущее. Он должен уметь оценить ожидаемый срок службы здания и его срок. Когда нужно будет менять фасады, делать ремонт? Будет ли образ здания актуальным и современным через 5, 10, 25, 50 лет? Что потребуется от заказчика для того, чтобы сохранить главную идею, улучшая свою недвижимую инвестицию с помощью небольших вторжений, поддерживающих основную мысль архитектора? В противном случае ваш проект – даже если он выглядит хорошо – рискует быть искаженным до неузнаваемости, ваше решение исчезнет. Это касается не только фасадов, но и функции, и даже материалов, из которых построено здание.

Эмоции
Архитектор творит для людей. Именно о людях он должен думать в первую очередь. Люди никогда не должны проходить мимо вашего здания, не испытывая никаких чувств. Используйте воображение, формируйте те эмоции, которые вы хотите вызвать. Представьте себя внутри своего здания. Что вы видите, куда можете пойти, что делать; какое поведение вы предвидите?


Меняя пространство, меняйте людей.

Для того чтобы создать хорошее архитектурное произведение вы должны понимать, как ваше здание будет влиять на людей и на весь окружающий район (что особенно важно, когда вы проектируете рядом с историческими зданиями). Иными словами – каким образом ваше здание изменит людей. Вам надо руководствоваться не только очевидными измерениями: все перечисленное выше есть инструменты влияния на людей. Архитектор решает, какие пропорции использовать и как; но на мой взгляд, надо учитывать все названные факторы. Частая ошибка архитекторов – думать, что люди восхитятся лишь геометрической схемой и некими световыми эффектами, например.

Заключение
У вас есть множество инструментов для того, чтобы достичь искомого эффекта. Вы можете использовать их, исходя из своих представлений. Запомните, архитектору многое доверяют. Это большая ответственность, но она же дает вам власть изменять. Менять мир и людей. Думайте головой, не потеряйте это доверие.

Шимон Матковски
партнер, главный архитектор, и глава подразделения Качества Дизайна в Blank architects