Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.10.2017

Тимур Абдуллаев: «Миссия проекта – создать правильное понимание ценностей городского развития»

Алла Павликова

На фестивале «Зодчество» главный архитектор Екатеринбурга с 2015 по 2017 Тимур Абдуллаев представит итоги работы «Школы главного архитектора", основанной им год назад.

«Школа главного архитектора». Фотография © Евгений Савин, Geomenria.ru
«Школа главного архитектора». Фотография © Евгений Савин, Geomenria.ru

Архи.ру:
– «Школа главного архитектора» была организована в августе 2016 г. в Екатеринбурге. С какой целью она создавалась?

Тимур Абдуллаев:
– Проектом «Школа главного архитектора» я начал заниматься еще во период своей работы в должности главного архитектора г. Екатеринбурга. Идея организации «Школы» пришла как ответ на необходимость выстраивания диалога между застройщиками, администрацией и экспертным сообществом. Практика работы главным архитектором города показала, что зачастую такого диалога просто не происходит, потому что для него не созданы условия. Девелопер продвигая свои проекты не слышит контраргументов, администрация не пытается зайти в диалог, а профессиональные компетенции экспертов не задействованы. Поменять ход развития многих историй в тот момент, когда происходит согласование проекта, оказывается очень сложно или даже поздно, так как проектные решения уже разработаны, затраты понесены, кредиты оформлены и время на исходе. Такая ситуация, думаю, абсолютно типична для любого российского города. А в итоге все жители становятся заложниками неудачных и непродуманных проектных решений, которые вызывают массовое осуждение населения.

Принципиально важно начинать процесс обсуждения проектных кейсов на самых ранних этапах, когда определяется идеология и подходы к проектированию. Необходимо создать для этого подходящий механизм. Другой важной задачей, на мой взгляд, является воспитание правильного отношения к миссии и роли архитектора в современном обществе у молодых специалистов, когда важно работать с городом не просто как с материальной средой, а как с совокупностью социальных, культурных и экономических процессов, где в центре внимания всегда стоит человек.
«Школа главного архитектора». Фотография © Тимур Абдуллаев
«Школа главного архитектора». Фотография © Тимур Абдуллаев

Таким образом, «Школа» – не просто современная образовательная программа для молодых специалистов, но и уникальная коммуникационная платформа, на которой все участники процесса могут вести совместную работу по поиску правильных решений для развития городской среды и определения общего понимания ценностей городского развития. В «Школе» организуется полидисциплинарное взаимодействие между специалистами различных областей: архитекторами, маркетологами, экономистами, социологами, строителями для совместного поиска инновационных проектных решений. Особое значение имеет вовлеченность девелоперского сообщества, так как только в процессе совместной работы удается найти новые нестандартные подходы, которые становятся также интересными с экономической точки зрения и могут быть претворены в жизнь.

16–24 сентября 2017 в Екатеринбурге на площадке Президентского центра имени Бориса Ельцина прошла уже третья по счету «Школа главного архитектора». При этом кейсы разрабатываемые в «Школе» – это всегда реальные проектные задачи от ведущих девелоперских компаний. Экспертами «Школы» выступили ведущие российские и зарубежные специалисты в области архитектуры, урбанизма и городской экономики. Мы сотрудничаем с ведущими образовательными институциями – такими как Высшая школа урбанистики, Фонд «Сколково», Союз архитекторов России, Международная академия архитектуры, Фонд имени Якова Чернихова. Стратегическим образовательным партнером «Школы» является также Международная ассоциация городских и региональных планировщиков ISOCARP.

Кроме того, за год, прошедший с момента начала работы первой «Школы главного архитектора», проект уже приобрел статус не только общероссийского, но и международного. На участие во второй «Школе главного архитектора» было подано более 700 заявок из 40 городов страны, а в сентябре 2017 принять участие в Школе захотели эксперты и молодые специалисты из более чем 10 стран – в том числе, из Бразилии, США, ЮАР, Индии, Индонезии, Великобритании, Франции, Голландии, Польши, Эстонии и Сербии.
«Школа главного архитектора». Фотография © Тимур Абдуллаев
«Школа главного архитектора». Фотография © Тимур Абдуллаев

За время проведения проекта в Екатеринбурге его партнерами стали практически все крупнейшие девелоперские компании региона, а также федеральные – такие как «Кортрос» и «ЛСР». Но проект продолжает динамично развиваться, в том числе, и географически, поскольку данная платформа может быть успешно использована и в других крупнейших городах России, которые сталкиваются с похожими вызовами.

Развитие города – это всегда поиск баланса между частными и общественными интересами. Насколько открыто и конструктивно мы готовы это обсуждать? Миссия нашего проекта – создать правильное понимание ценностей городского развития среди всех участников процесса.
«Школа главного архитектора». Фотография © Тимур Абдуллаев
«Школа главного архитектора». Фотография © Тимур Абдуллаев

– Какую программу – выставочную и событийную – школа предложит посетителям фестиваля «Зодчества»?

– На фестивале «Зодчество» мы представляем экспозицию с отчётными работами по итогам двух сезонов проекта, и демонстрируем видео-дневники «Школы главного архитектора», позволяющие погрузиться в атмосферу проекта и почувствовать драйв, всегда царящий на нашей рабочей площадке. Это настоящая синергия, в ней рождаются нестандартные решения, которые несомненно окажут влияние на жизнь города в будущем.

Также мы планируем небольшую презентацию проекта «Школа главного архитектора – как механизм развития городской среды». 7 октября в 13:45 в Гостином дворе пройдет круглый стол на тему «Развитие города – поиск баланса между частными и общественными интересами». Вопросы, которые мы хотим вынести на обсуждение, касаются взаимоотношений девелоперов с обществом, роли в этом процессе архитекторов и позиции административных органов. Несмотря на то что проекту всего год, мы уже получили большое число приглашений провести проектные сессии в других городах. Это показывает, что подобная платформа актуальна в масштабах страны. Со своей стороны, мы также заинтересованы в масштабировании проекта и в продвижении максимально открытого и конструктивного подхода к вопросам городского развития. Поэтому к участию в круглом столе мы приглашаем не только экспертов, но и представителей девелоперского сообщества – из числа тех, кто уже имел опыт работы в проекте «Школа главного архитектора» и тех, кому это просто могло бы быть полезно и интересно.
«Школа главного архитектора». Фотография © Александр Животинский, Geomenria.ru
«Школа главного архитектора». Фотография © Александр Животинский, Geomenria.ru

– Как будет звучать тема будущего воркшопа? В каком формате он будет проходить и кто сможет принять в нем участие?

– Следующая «Школа» планируется на март 2018 года, и нам бы хотелось максимальной вовлеченности как талантливой молодежи, так и прогрессивного бизнес-сообщества. Формат проведения – девятидневный интенсив с полным погружением в реальные кейсы. К участию приглашаются архитекторы, градостроители, экономисты, маркетологи, социологи, инженеры. Для участия традиционно будет объявлен общероссийский конкурс. Я думаю, что мы обязательно будем развивать активное международное сотрудничество – как на экспертном уровне, так и на уровне участников.

При выборе тем для воркшопа мы каждый раз производим индивидуальный отбор 4-5 задач от компаний-партнеров. Задачи всегда разноплановые и разносторонние, но все они объединены своим социальным и общественно значимым контекстом. По каждой теме работают три полидисциплинарные команды по 5-6 человек. Так что это еще и конкурс лучших идей. В конечном счете все выносят из этого пользу: партнеры открывают новое видение и возможности, эксперты делятся своими компетенциями, студенты получают интересный старт-ап, а городская администрация – открытый и транспарентный проектный процесс с высоким уровнем вовлеченности со стороны населения.

Школа учит всех нас совместно находить правильные пути для решения различных проектных задач. В командах идет совместная работа молодых специалистов, партнеров и экспертов. Приятно отметить заинтересованность партнеров и их желание претворять в жизнь интересные идеи. Каждая финальная презентация проектов – это не завершение процесса, а только начало реальной работы по многим направлениям.
беседовала: Алла Павликова