Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.07.2008

Замыкаем всё. Архитектура на фестивале Инстерфест 2008

Маша Седова

19-21 июля в городе Черняховске Калининградской области на территории немецкого замка Инстербург прошел второй международный фестиваль современного искусства Инстерфест. Московские архитекторы построили для фестиваля стелу в духе Иофана, а петербуржец вспомнил о разрушенной городской кирхе

Руины замка Инстербург - место проведения фестиваля Инстерфест
Руины замка Инстербург - место проведения фестиваля Инстерфест
С каждым следующим летним сезоном умножается число арт-фестивалей под открытым небом. Архитекторы и художники выезжают куда-нибудь подальше с тремя целями: соорудить объект (инсталляцию, устроить перформанс и проч.), привлечь внимание общественности к месту или памятнику, а также отдохнуть и пообщаться. Некоторые фестивали кочуют («Города»), некоторые насиживают одно и то же место («Арх-Стояние»). Некоторые хорошо известны, некоторые – не очень. Интерфест пока не очень известен, хотя проводится уже второй год.

Проводится он в городе Черняховске, название которого больше подходит для донских степей, чем для калининградской области. Но оно позднее – до 1946 г. городок был Инстербургом. Это имя сохранилось за руинами замка, построенного Тевтонским орденом в XIV веке. Теперь от замка расстались руины, но достаточно обширные. Вокруг них проводится фестиваль современного искусства, название которого напоминает о старом немецком Инстербурге.

Тема фестиваля этого года довольно-таки своеобразна – «Замыкание». Художники, музыканты, актеры, поэты и архитекторы экспериментировали с этим понятиям, пытаясь что-либо «замкнуть» – каждый в своем виде искусства. В этом году в фестивале участвовало две команды молодых российских архитекторов – одна из Москвы, другая из Санкт-Петербурга.

Объект московских архитекторов объединения с запоминающимся названием «Дети Иофана» не оставляет сомнений в сыновнем почтении авторов. Архитекторы замкнули ленд-арт на ар-деко 1930-х. Их проект «Красное Замыкание» – это шестиметровая стела из неструганных досок, между которыми зажаты полотнища ткани цвета красного советского флага. Ткань слегка трепещет на ветру, а жесткая конструкция ее крепко держит. Получившая вещь любопытна сочетанием жанра, в котором она исполнена, и стилистики, которую она использует. Строго говоря, жанр молодежного ленд-арта плохо рифмуется со стилем ар-деко – последний сух, строг, изыскан и в меру основателен – а первый как правило неформален, приколен и отвязен. Что, судя по всему, и должно породить искомое замыкание.

Замкнуло хорошо – глядя издалека, можно подумать, что в траве стоит памятник, расцвеченный красными флагами. А подходишь – доски неструганые, то-сё… типичный арт-объект. Смена впечатлений эффектная и хочется отдать должное архитекторам, которые так хорошо и тонко стилизуют форму, создавая на глазах изумленного зрителя архитектурный аттракцион – превращение героической стелы в неопознанную деревянную конструкцию.

По собственным словам «Детей Иофана» Бориса Кондакова и Степана Липгарта, они «никоим образом не хотят вернуть ушедшую навсегда эпоху, но стремятся разглядеть в ней пересечения с сегодняшним временем». И, хотя объекты, выстроенные на территории Инстерфеста, обычно разбирают, «Дети Иофана» надеются, что «Красное Замыкание» еще постоит и порадует публику своими изысканными вертикальными пропорциями.

Вторым архитектурным объектом стал проект питерского архитектора Александра Стругача – небольшая временная экспозиция, главным объектом которой стал проект, названный «Мемориум». Выставка расположилась в одной из комнат руинированного замка Инстерфест – архитектор решил не сооружать объектов, а показать проект. По замыслу автора, «Мемориум» – это мираж и призрак дворца, вырастающего неподалеку от замка. Таким образом архитектор решил напомнить о кирхе, когда-то стоящей в центре города. Во время войны она уцелела, но потом долго разрушалась от времени и в 1976 году на  ее месте построили единственную в городе девятиэтажку. Архитектора ужаснул этот факт вандализма, и он решил воссоздать памятник хотя бы в виде модернизированной фантазии.

Руины замка Инстербург стали еще одной архитектурной составляющей фестиваля – мероприятие позволяет привлечь внимание к памятнику и даже ускорить его реставрацию. В руине разместились различные перформансы и художественная экспозиция – работы художницы Тамары Аксировой, созданные прямо на месте, костюмы, оставшиеся от прошлогоднего фестиваля и выставка английских художников.
«Дети Иофана». Борис Кондаков и Степан Липгарт (Москва). Красное Замыкание
«Дети Иофана». Борис Кондаков и Степан Липгарт (Москва). Красное Замыкание
«Дети Иофана». Борис Кондаков и Степан Липгарт (Москва). Красное Замыкание
«Дети Иофана». Борис Кондаков и Степан Липгарт (Москва). Красное Замыкание
Александр Стругач (С.-Петербург). Мемориум
Александр Стругач (С.-Петербург). Мемориум
Александр Стругач (С.-Петербург). Мемориум
Александр Стругач (С.-Петербург). Мемориум