Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.07.2017

История с географией

Лилия Аронова
Объект:
Парк пяти морей
Адрес:
Россия, Москва.
Мастерская:
Kleinewelt Architekten
ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Авторский коллектив:

KleineweltArchitekten: Николай Переслегин, Сергей Переслегин, Георгий Трофимов; Дарья Минеева, Мари Миндиашвили.
Citizenstudio / Горожане: Михаил Бейлин, Даниил Никишин.

Посетители парка Северного речного вокзала, проект которого разработали совместно архитектурные бюро Kleinewelt Architekten и Горожане / Citizenstudio, получат возможность совершить путешествие как в пространстве, так и во времени.

Парк пяти морей. Ресторан «Волга» © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Ресторан «Волга» © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio

Все началось с того, что Kleinewelt Architekten пригласили Citizenstudio для совместной работы над проектом. Главная идея родилась легко и быстро – стоило только партнерам встретиться за столом переговоров. Однако, как это чаще всего и бывает, за этой кажущейся легкостью стояла серьезная подготовительная работа, проведенные совместно со специалистами исторические, географические, социологические исследования. В данном случае это было особенно важно: Северный речной вокзал – место для Москвы действительно уникальное.

Здание вокзала с окружающим его парком было построено в 1930-х годах с присущим тому времени истинно имперским размахом. Его строительство было приурочено к сооружению канала имени Москвы, на открытии которого столица была впервые названа «портом пяти морей». Хотя на момент окончания строительства здания и причалов не только моря, но и вообще воды там еще не было – заполнение Химкинского водохранилища произошло позже, – здание вокзала, стилизованное под величественный трехпалубный пароход с увенчанной пятиконечной звездой «трубой», уже гордо возвышалось над будущей акваторией. Под стать ему был и обширный парк, спланированный по канонам регулярного французского сада – с парадным партером, параллельными и перпендикулярными аллеями, радиальными цветниками, многочисленными скульптурами и фонтанами. И здание вокзала, признанное одним из выдающихся образцов «сталинского ампира», и парк вокруг него охраняются государством как памятники архитектуры и садово-паркового искусства, что, впрочем, не помешало им к настоящему времени прийти в состояние упадка и нуждаться в скорейшей реставрации.

В основу реставрационных работ лег первоначальный проект ландшафтного архитектора Тимофея Шафранского, найденный в архивах. «Это первый слой реконструкции, – говорит партнер бюро Kleinewelt Architekten Сергей Переслегин. – Мы восстанавливаем фрагменты парка такими, какими они были на период своего создания, обсуждая каждый шаг с экспертами и реставраторами». Но наряду с этим реставрационным слоем архитекторы предлагают наделить парк совсем новой драматургией, которая не отрицает наследие и не перекрывает его, а дополняет, придавая всей истории неожиданный дополнительный объем.
Парк пяти морей. Схема генплана парка © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Схема генплана парка © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Концепция планировки парка © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Концепция планировки парка © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio

Отправной точкой стала та самая крылатая цитата. Архитекторы обратили внимание на то, что «портом пяти морей» делает Москву система рек и каналов, благодаря которой из Химкинского водохранилища действительно можно добраться до пяти морей: Балтийского, Белого, Азовского, Черного и Каспийского. Карту этого водного пути они и решили наложить на регулярную планировку парка, создав таким образом новый прогулочный маршрут. Технически это выглядит как деревянный настил, приподнятый на 30 см над уровнем аллей, но никоим образом не нарушающий их систему. Кстати пришла на память популярная песня 70-х годов «Как провожают пароходы»: «Морские медленные воды не то что рельсы в два ряда». «Мы это так для себя сформулировали, – объясняет партнер Citizenstudio Михаил Бейлин. – Строгая регулярная планировка парка с его параллельными аллеями предназначена не для прогулки, а для пути. А морской туризм – это медленное размеренное движение, и наш маршрут дает человеку возможность прогуляться не торопясь, как на морском курорте, и открыть для себя какие-то новые перспективы, новые ландшафтные образы». Чтобы подчеркнуть свою идею, авторы проекта предлагают высадить вдоль настила многолетники в сине-золотистой гамме, которые создавали бы образ колосьев и водной растительности, – в отличие от праздничного многоцветья в духе 1930-х на клумбах регулярного парка.

Расположенные вдоль маршрута кафе и киоски, беседки и бельведеры получили имена реальных российских городов и находятся точно в местах расположения соответствующих географических объектов, а, к примеру, аркада летнего выставочного павильона точно повторяет течение северной реки Вычегды (не путать с городом Вытегра, который на карте парка тоже присутствует).
Парк пяти морей. Открытый выставочный павильон «Вычегда» © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Открытый выставочный павильон «Вычегда» © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Северная аллея © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Северная аллея © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Беседка © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Беседка © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Беседка © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Беседка © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Киоск © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Киоск © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio

В системе «годовых колец» будущего парка сразу за 1930-ми располагается оттепель 1950-х – время, когда была проведена его реставрация, а напротив, на противоположной стороне Ленинградского проспекта, делегаты Московского фестиваля молодежи и студентов заложили парк Дружбы. Авторы проекта «Парка пяти морей» очень хотели бы, чтобы в будущем оба ландшафтных объекта соединились между собой – для этого достаточно всего лишь расширить и снабдить пандусами подземный переход, который возьмет на себя функцию своеобразного «временного шлюза» из 1950-х в 1930-е. Следующий этап парковой архитектуры, который заслужил оммаж авторов проекта, – модернизм 1970-х, на который ориентирована, в частности, стилистика главного ресторана с видом на водохранилище. Ресторан называется «Волга» и, конечно, располагается в соответствующем месте прогулочного маршрута. Это будет полностью прозрачное здание с максимально лаконичным планом и возможностью многофункционального использования благодаря раздвижным перегородкам; учитывая то, что в охранной зоне никаких новых сооружений возводить нельзя, такая возможность парку действительно необходима.
Парк пяти морей. Ресторан «Волга» © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Ресторан «Волга» © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio

Это уже практически современная архитектура; еще больше с Москвой 2010-х связан сам дух проекта, ориентированный на человеческий масштаб, характерный для нашего времени. При известной фантазии в полупрозрачных силуэтах малых архитектурных форм, населяющих парк, легко увидеть нечто футуристическое, вплоть до деталей космических кораблей, – так что временная ось проекта оказывается устремленной еще дальше в будущее.

Хотя именно эту реминисценцию авторы проекта вряд ли имели в виду. Главной отправной точкой, на которую они ориентировались при создании новых объектов, стало, что вполне естественно, само здание вокзала – «Москва» на карте рек и каналов – и немногие сохранившиеся на набережной постройки, решенные в формах фрагментов корабля. Следуя постмодернистской традиции, архитекторы использовали все те архетипы, которые составляют своеобразие главного здания, практически разобрав его на составные части: колоннада вокзальных галерей рассыпалась по парку белоснежными арками больших и малых беседок, украшающие его фасады медальоны отразились в сквозных отверстиях стен павильонов, зажили своей отдельной жизнью стилизованные палубы, мачты и трубы. Отсылку к высоким аркам центральных порталов несложно увидеть в двухэтажных бельведерах, на которые авторы «Парка пяти морей» возлагают особые функции: они призваны не только предоставить посетителям вид на воду, в остальных случаях закрытый деревьями, но и стать визуальными доминантами для зрителей «с другой стороны»: с противоположного берега водохранилища и проплывающих по нему пароходов.
Парк пяти морей. Беседка-бельведер © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Беседка-бельведер © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Беседка-бельведер © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Беседка-бельведер © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Кафе © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Кафе © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Детская зона. Киоск © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Детская зона. Киоск © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Детская зона. Кафе © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Детская зона. Кафе © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Детская зона. Детский клуб © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Детская зона. Детский клуб © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio

Спортивное ядро парка, задуманное, но не реализованное еще в проекте 1933 года, архитекторы окружили впечатляющей белоснежной аркадой, в которой трудно узнать банальную хоккейную коробку. И, конечно, самый большой простор для воображения открыло им проектирование детского городка, где каждый объект, от горки до песочницы, будет представлять собой отдельный «корабль» с палубами, мачтами, веревочными лестницами и прочими радостями маленьких моряков. Такая детская площадка непременно привлечет в парк местных жителей, которые сейчас туда практически не заходят.

Но не только они вкупе с туристами, проходящими по аллеям перед посадкой на корабль, должны стать целевой аудиторией реконструированного парка. Авторы проекта увлечены идеей городского микротуризма, которая подразумевает появление на карте столицы достаточного количества привлекательных общественных пространств – каждое со своей атмосферой и эмоциональным наполнением, – чтобы москвичам было интересно путешествовать в рамках своего родного города. Если все получится, «Парк пяти морей» с его уникальной географией и продуманной драматургией, без сомнения, станет на этой карте одной из самых притягательных точек.
Парк пяти морей. Беседка-бельведер © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Беседка-бельведер © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio