Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.06.2017

Любовь и ненависть: деревянное строительство в Финляндии и России

Алёна Кузнецова

Отчет от встрече финских и российских архитекторов, проведенной журналом «Проект Балтия».

Участники круглого стола «Деревянная архитектура: возвращение в город». Фотография предоставлена журналом «Проект Балтия»
Участники круглого стола «Деревянная архитектура: возвращение в город». Фотография предоставлена журналом «Проект Балтия»

Участниками открытых лекций и обсуждений стали руководители финских бюро, которые много проектируют и строят из дерева: Helin & Co, Kirsti Sivén & Asko Takala, Konkret. С российской стороны – главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев, руководитель «Студии 44» Никита Явейн, историк архитектуры Михаил Мильчик, а также представитель девелоперов – Алиса Тимошина, генеральный директор компании «Город 22». Генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге Анне Ламмила сказала в приветственном слове, что мы живем в уникальное время возрождения деревянной архитектуры, что позднее подтвердили презентации зарубежных архитекторов. Но можно ли говорить о ренессансе дерева в России?
***
 
По словам главного редактора журнала «Проект Балтия» Владимира Фролова, в отличие от нас, у финнов дерево никогда не было выключено из архитектурной практики. Сегодня в Финляндии из дерева строят все: многоквартирные дома, офисные здания, школы, бутики и рестораны. И это при том, что государство начало поощрять деревянное строительство не так давно, в середине 2000-х годов. До этого существовал ряд ограничений, связанных с высотностью и требованиями пожарной безопасности, а еще, по словам руководителя бюро Kirsti Sivén & Asko Takala Аско Такала, дерево было непопулярно среди старшего поколения: традиционно оно ассоциировалось с бедностью и отсутствием удобств. Сегодня отношение к дереву иное: «это классический, эксклюзивный материал, золото в руках, которое нужно правильно использовать». Оно дешево, экологично, очень выразительно и человечно.
Главный архитектор проектов Helin & Co Мариитта Хелинева и руководитель российских проектов Helin & Co Елизавета Паркконен. Фотография предоставлена журналом «Проект Балтия»
Главный архитектор проектов Helin & Co Мариитта Хелинева и руководитель российских проектов Helin & Co Елизавета Паркконен. Фотография предоставлена журналом «Проект Балтия»
Жилой дом Harjunkulma в городе Йювяскюля, 2007-2014, бюро Kirsti Sivén & Asko Takala. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»
Жилой дом Harjunkulma в городе Йювяскюля, 2007-2014, бюро Kirsti Sivén & Asko Takala. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»

Представители одного из самых старых и больших в Финляндии архитектурных бюро Helin & Co показали свои масштабные проекты: модульный офис для компании Finnforest, почти полностью выполненный из дерева и самый большой в своей типологии в Европе; многофункциональный центр Metsatapiola с огромными деревянными колоннами и сложными гнутыми структурами, а также новый корпус здания парламента с деревянными конференц-залами. В этом же ряду можно упомянуть проект бюро Lukkaroinen Architects: школу в Пудасъярви на 800 человек, которая стала самой большой деревянной школой в стране.
Головной офис компании Мется
Эспоо, Финляндия, 2012/2013, Helin & Co. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»
Головной офис компании Мется Эспоо, Финляндия, 2012/2013, Helin & Co. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»
Конференц-зал пристройки к зданию парламента Финляндии
Хельсинки, 2004, Helin & Co. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»
Конференц-зал пристройки к зданию парламента Финляндии Хельсинки, 2004, Helin & Co. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»

Бюро Konkret продемонстрировало работу с деревом в жилых зданиях, интерьерах и малых формах: оно смотрится органично как в хостеле, так и в бутике Louis Vuitton, как в книжном магазине, так и в банном комплексе. Аско Такала показал, что строительство из дерева действительно может быть и дорогим, но может быть и очень дешевым: по его проекту строится социальное жилье из деревянных «полуфабрикатов». Также дерево хорошо вписывается в природный ландшафт и сложившуюся застройку. Аско Такала рассказал, что в Хельсинки деревянными элементами надстраивают не только исторические, но и современные здания, а архитекторы Helin & Co показали проект деревянной сауны на крыше офисного здания, которая стала настолько популярной для проведения переговоров, что работает почти круглосуточно.
Жилые дома Arabian Ateljeeasunnot по проекту бюро Konkret, 2008. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»
Жилые дома Arabian Ateljeeasunnot по проекту бюро Konkret, 2008. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»
Интерьер жилых домов Arabian Ateljeeasunnot по проекту бюро Konkret, 2008. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»
Интерьер жилых домов Arabian Ateljeeasunnot по проекту бюро Konkret, 2008. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»

Известно, что и к деревянному наследию финны относятся трепетно. На встрече упомянули ежегодный и очень популярный Фестиваль старинных домов в городе Ловийса, во время которого хозяева открывают двери для всех. Государство дает лишь небольшую поддержку тем, кто решил купить и отреставрировать старый дом, также существует специальный отдел, который консультирует владельцев в выборе цвета и материалов. Но главное – люди сами хотят заботиться о деревянных домах с историей. Кроме того, Аско Такала рассказал о чертежах, которые архитекторы создавали в послевоенное время для обычных людей, чтобы те могли позволить себе построить жилье из дерева сами. Эти проекты нередко используются и сегодня.
Социальное жилье по проекту бюро Kirsti Sivén & Asko Takala. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»
Социальное жилье по проекту бюро Kirsti Sivén & Asko Takala. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»

После оды, спетой финнами дереву, слово предоставили главному архитектору Санкт-Петербурга Владимиру Григорьеву. Он напомнил, что петербургская деревянная архитектура стала каменной через брандмауэры, что заказчик меняет дерево на кирпич чаще всего из-за цены, а горожанам не нравится жить в домах, похожих на деревянные. И вообще, так ли экологично клееное или пропитанное химикатами дерево? Он хотел бы видеть в городе образцы деревянной архитектуры, но только не в центре, либо в виде временных конструкций.

Руководитель «Студии 44» Никита Явейн, напротив, считает, что Россия привыкла жить в дереве, и все здесь, не только архитекторы, имеют навыки работы с ним. Деревянный дом честный и человеческий, его легко делать, его декоративность понятна. И многие сейчас хотят жить в дереве, хоть и боятся его. По словам Никиты Явейна, дерево если и выходит дороже при строительстве, разница часто нивелируется через несколько лет за счет более дешевой эксплуатации. Вопреки расхожему мнению, пожароуйстойчивые показатели дерева лучше, чем у металла: оно горит дольше, металл же быстро деформируется. Пожалуй единственное его слабое место – это уязвимость перед биопоражениями. Однако система нормирования у нас «фантастическая по ненависти к дереву» и побороть ее очень сложно, – резюмировал Никита Явейн.
Интерьер хостела, разработанный бюро Konkret и студентами Университета Аалто. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»
Интерьер хостела, разработанный бюро Konkret и студентами Университета Аалто. Изображение предоставлено журналом «Проект Балтия»

Впрочем, деревянных проектов у «Студии-44» много: начиная от интерьера собственного офиса («так было дешевле всего») и заканчивая клееным куполом 110 м в диаметре, который удалось согласовать во всех инстанциях. Отель «Новый Петергоф» был первым сданным объектом с деревянной облицовкой в России. Среди других проектов: музей науки и техники в Томске, школа дзюдо им. А.С. Рахлина, реставрация особняка Ю.К. Добберт.

Поскольку на встрече кроме Никиты Явейна не было практикующих российских архитекторов, могло сложиться впечатление, что с деревом в городе и области больше никто и не связывается. Так что Владимир Фролов упомянул туристический комплекс Верхние Мандроги, а также проект общественного пространства для береговой полосы Петропавловской крепости, разработанный несколько лет назад инициативной группой специалистов.Также в новом выпуске журнала «Балтия», посвященном дереву, представлен проект «дома у моря» архитектурного бюро «ХВОЯ» и объекты фестиваля «Древолюция» 2016 года, поселившиеся в парке Лесотехнического университета.

Михаил Мильчик справедливо заметил, что отсутствие интереса в современном российском строительстве к дереву отражается и в отношении к деревянному наследию. Только двадцать шесть деревянных объектов в Петербурге находятся под государственной охраной, остальное горит или разрушается естественным образом. По его прогнозу, через десять-пятнадцать лет и это исчезнет, хотя еще недавно стояли сотни деревянных домов.
Михаил Мильчик. Фотография предоставлена журналом «Проект Балтия»
Михаил Мильчик. Фотография предоставлена журналом «Проект Балтия»

Никита Явейн напомнил, что сейчас разрабатывается государственная программа «памятник за рубль», в соответствии с которой исторический дом можно оформить в собственность после проведения полного цикла реставрационных работ. По его словам, в Москве это работает, а в Петербурге, из-за более щепетильного подхода к реставрации, – пока что нет.

Алиса Тимошина, компания которой возводит в Лисьем носу малоэтажный жилой комплекс «Прибрежный квартал», обозначила еще одну проблему: сложно найти хороших отечественных поставщиков деревянных материалов, многие находятся на стадии банкротства.

Дискуссия завершилась на позитивной для перспектив деревянного строительства ноте: вспомнили, что недавно Министерство промышленности и торговли решило, что тридцать процентов всех зданий, которые строятся за счет федерального бюджета, должны быть выполнены из дерева. Кроме того, прошел слух, что в ближайшее время будет снято ограничение на строительство зданий из дерева высотой не более двух этажей.