Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.10.2016

В ритме штрих-кода

Алла Павликова
Объект:
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь
Адрес:
Россия, Москва. Ленинградское шоссе, д. 16А
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
HILTI
UNK
Авторский коллектив:
Архитектурное бюро UNK project, ЗАО «Даннет Крэйвен» и «АСП Архитектурно-инженерная компания».
Генеральный проектировщик: «Миран-Проект»
Руководитель авторского коллектива: Юлий Борисов, при участии: Ч. Даннетт, Р. Катано, И. Хатипоглу, А. Архипов

На ленинградском шоссе завершено строительство второй очереди торгового центра «Метрополис», который, помимо новых магазинов, предложил горожанам удобную пешеходную связь между станциями метро и МКЖД.

Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project
Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project

Здание второй очереди торгового комплекса «Метрополис» выстроилось вдоль Ленинградского шоссе между его первой частью, построенной в 2008 году по проекту ABD architects, и линией кольцевой железной дороги, недавно открытой как МЦК; рядом расположена станция «Балтийская». В трёхстах метрах к югу расположена станция метро «Войковкая». Место – более чем оживленное, но и запутанное: автомобили, электропоезда, мосты и эстакады. Поэтому от авторов требовалось не просто расширить уже существующий магазин: основной задачей стала организация удобного и безопасного движения как транспорта, так и пешеходов.

Мы уже рассказывали о проекте, судьба которого развивалась долго и непросто. Мастерская UNK project, ставшая автором итоговой версии, подключилась к работе далеко не сразу. Первоначальная концепция, разработанная английской компанией DunnettCraven, не получила одобрения города. Закрытость здания, глухие фасады, отсутствие связи с городом, магистралью и транспортными узлами – вот основные претензии, которые были высказаны Москомархитектуры. Такой проект скорее подошел бы для загородного мола, но никак не для крупного столичного комплекса. В поисках правильного решения заказчик организовал закрытый конкурс, в результате которого работу над устранением замечаний доверили команде Юлия Борисова.
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. План 1 этажа. Проект, 2013 © UNK project
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. План 1 этажа. Проект, 2013 © UNK project

Сохранив структуру здания, занявшего угловую позицию на пересечении дублера Ленинградки с Новопетровским проездом, архитекторы предложили для него новую проницаемую оболочку, тематически объединили с расположенной прямо за ним наземной автопарковой и связали со станцией МЦК «Балтийская» крытым переходом. Как рассказал Юлий Борисов, все решения подсказывало окружение: «Первое, что мы сделали – проанализировали застройку Ленинградки на три километра в обе стороны. Анализ выявил ритмику, присущую этому месту, с горизонтальными карнизами и вертикальными пилонами. Этот принцип был взят за основу фасадов «Метрополиса-2», но получил современное прочтение».
Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project
Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project

Новый комплекс стилистически не привязан к первой очереди, что оправдано желанием сформировать разнообразный фронт улицы. К тому же у магазинов разные владельцы. Однако «Метрополис-2» хорошо соотносится с соседом по высоте, а горизонтальный карниз в вершине здания соответствует верхней отметке сталинских домов на противоположной стороне Ленинградки.

Вместо глухих и ярких фасадов, предложенных английскими проектировщиками, в новой версии появились почти полностью стеклянные стены. Прозрачные витрины первых этажей приглашают посетителей внутрь; продумана система автономных входов в магазины с улицы. Выше первых этажей остеклены зоны обходных галерей, лестничных маршей, а на самом верхнем ярусе – ресторанный дворик и зимний сад под раздвижной кровлей. Благодаря большому количеству стекла здание открыто взаимодействует с городом, предлагая посетителям виды на прибывающие поезда и оживленную трассу.
Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project
Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project
Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project
Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project

За глухие фрагменты стен отвечают вертикальные пилоны и ламели из композитных панелей с металлическим покрытием. Все они имеют разную толщину и располагаются на разном расстоянии друг от друга. Сбитый ритм вертикалей скрадывает масштаб чрезмерно протяженного здания. Авторы сравнивают получившийся рисунок со штрих-кодом. По горизонтали главный фасад тоже разбит на части: верх и низ у него, как уже было сказано, стеклянные, а посредине – широкий пояс из тёмного камня. Особый акцент сделан на широких и глухих плоскостях с орнаментальным рисунком, предназначенных для размещения рекламных баннеров. Орнаменты сталинских домов перефразированы в крупную «вафельную» сетку диагональных квадратов, напоминающую скорее о тридцатых, чем о пятидесятых годах XX века.
Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project
Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project

Пилонада со стороны железной дороги скрывает объем многоуровневой автопарковки. Существующий остов наземного гаража надстроили и объединили с торговым центром общей оболочкой. В результате такого продления фасада получилась уравновешенная полу-дуга с артикулированным центральным входом в угловой части. Перед входом удалось организовать небольшую полукруглую пешеходную площадь, приподнятую относительно дороги. Подняться туда можно по лестнице или пандусам. Надо сказать, что весь тротуар вдоль шоссе архитекторы приподняли приблизительно на метр, что позволило оградить пешеходную зону от пыли и грязи автомагистрали, а также сделало невозможной хаотичную парковку автомобилей. Первоначальная концепция, учитывая перепад рельефа, предлагала устройство многочисленных лестниц и пандусов. Теперь же вход в здание, включая отдельные входы в бутики первого этажа, осуществляется с одного уровня. Высаженные по кромке проезжей полосы деревья, кустарники и газоны также сделали пространство комфортным. За невысоким ограждением установили удобные скамейки, уличные фонари, и некогда шумная, неуютная придорожная территория превратилась в лояльное человеку городское пространство.
Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project
Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project
Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project
Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project

Но этим авторы не ограничились. Изначально инвестор, обременённый необходимостью решить транспортные и инфраструктурные проблемы участка, предполагал пустить наземный переход до станции метро в обход здания или же закопать его под землю. Но команда Юлия Борисова предложила самое логичное и простое решение: от кольцевой железной дороги к зданию подведен пешеходный мост, направляющий пассажиров в сторону метрополитена по тёплым и светлым торговым галереям нового, а затем и старого «Метрополиса». Таким образом торговый центр обеспечивает столь нужный в этом месте сквозной проход между станциями, позволяющий совершить пересадку, не выходя на улицу, и одновременно приближает возможных клиентов к магазинам. В условиях российского климата это крайне удобно. От станции МЦК до станции метро по галереям «Метрополиса» теперь приходится идти почти полкилометра, зато в тепле.
Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project
Торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Реализация, 2016 © UNK project

Включённость торгового комплекса в структуру транспортно-пересадочного узла – пока ещё не самый распространённый опыт для Москвы. Так что, пожалуй, это решение – одна из важных составных частей проекта, делающая «Метрополис-2» чем-то большим, чем просто новый московский ТК, пусть большой, современный и не лишённый определенного блеска.