Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.03.2016

Подземный памятник архитектуры

Алла Павликова

В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, посвященная Московскому метрополитену. Более 200 графических работ и архивных фотографий рассказывают историю этого уникального подземного ансамбля.

Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
В Музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка «Московское метро – подземный памятник архитектуры». Как пояснила директор МА Ирина Коробьина, изначально выставку планировалось связать с 80-летием Московского метрополитена, который отмечался в прошлом году. Однако тема метро оказалась настолько популярной, причем не только среди москвичей и жителей страны, но и среди иностранных туристов, что стало очевидно: выставка не нуждается в привязке к датам, а способна стать отдельным событием. Так и вышло. На открытии наблюдался ажиотаж, залы музея очень быстро наполнились людьми, практически у каждого экспоната возникала живая дискуссия. И это неудивительно: ведь экспозиция охватила целую эпоху.
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
Директор музея архитектуры имени А. В. Щусева Ирина Коробьина рассказывает о проекте станции метро «Красные ворота». Фотография Дмитрия Павликова
Директор музея архитектуры имени А. В. Щусева Ирина Коробьина рассказывает о проекте станции метро «Красные ворота». Фотография Дмитрия Павликова

«Это уникальное явление, когда объект транспортной инфраструктуры проектировался как грандиозный архитектурный проект, играющий важную роль в культурной и политической жизни страны, – рассказала на церемонии открытия Ирина Коробьина. – Старейшее лондонское метро, берлинское или парижское, изначально поражающее воображение техническими достижениями, сегодня превратилось в привычный и недорогой вид городского транспорта. Московское метро проектировалось как восьмое чудо света. Таким оно остается до сих пор». Модель метро сравнивалась с идеальным городом, а сам факт освоения подземного пространства, усложненный экономическими трудностями, несовершенством технического оснащения и непростой геологией Москвы (строительство сопровождалось частыми обвалами, затоплениями, прорывами селевых потоков), воспринимался как подвиг, одно из главных достижений советского народа и символ светлого коммунистического будущего.
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова

Вся экспозиция, проект которой был разработан бюро «Народный архитектор» под руководством Антона Ладыгина, поделена на четыре основных зоны, последовательно рассказывающие о первой, второй, третьей и четвертой очередях строительства метро. Окунуться в историю позволяют фотографии разных лет, оригинальные графические листы проектов станций – уникальные материалы из фондов Музея архитектуры, из архива и музея Московского метрополитена, а также из Метрогипротранса. Помимо графических материалов, в одном из залов непрерывно транслируется полуторачасовой фильм о московском метро, смонтированный режиссером Еленой Лысаковой.
Северный наземный вестибюль станции метро «Смоленская» Филевской линии. Архитектор С. Г. Андриевский, 1935 г. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Северный наземный вестибюль станции метро «Смоленская» Филевской линии. Архитектор С. Г. Андриевский, 1935 г. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Наземный павильон станции метро «Динамо». Архитектор Дмитрий Чечулин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Наземный павильон станции метро «Динамо». Архитектор Дмитрий Чечулин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект центральной подстанции метрополитена на улице Герцена. архитектор Д.Ф. Фридман. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект центральной подстанции метрополитена на улице Герцена. архитектор Д.Ф. Фридман. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева

В каждом разделе представлены как реализованные, так и конкурсные проекты лучших архитекторов страны. В большой стройке участвовали Алексей Душкин, Дмитрий Чечулин, Алексей Щусев, Борис Иофан и многие другие. Одной из первых, в 1935 году, была открыта станция «Комсомольская», спроектированная Дмитрием Чечулиным в составе первого участка метрополитена от «Сокольников» до «Парка культуры». Станция, изначально рассчитанная на большой пассажиропоток, отличалась от остальных своей необычной конструкцией: вдоль всего зала над путями архитектор предусмотрел пешеходные галереи, спрятанные за рядом стройных колонн. Такое построение визуально расширяло пространство, отделанное розовым мрамором и украшенное майоликовым панно. Значительно позже, в 1952 году, по проекту Алексея Щусева были построены наземный павильон и станция «Комсомольская» Кольцевой линии, ставшие продолжением ансамбля Казанского вокзала.
Вход на станцию метро «Комсомольская» Сокольнической линии. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Вход на станцию метро «Комсомольская» Сокольнической линии. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Комсомольская» Сокольнической линии. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Комсомольская» Сокольнической линии. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Архитектор Алексей Щусев. Фотография Дмитрия Павликова
Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Архитектор Алексей Щусев. Фотография Дмитрия Павликова

Еще одна станция Сокольнической линии – «Красные ворота» Ивана Фомина и Николая Ладовского. Известный рационалист Ладовский участвовал в конкурсе на реконструкцию Москвы, в рамках которого разработал генплан города, названный «Парабола Ладовского». Идея этого проекта состояла в стремлении «разрубить» радиально-кольцевую систему Москвы, а освободившуюся «энергию» города развернуть в сторону Ленинграда. В этом случае генплан Москвы стал бы похож на параболу. Свой нереализованный грандиозный замысел Ладовский гениально перенес на крошечный наземный павильон станции метро «Красные ворота». Он создал трехмерный параболический объект, воронку, которая затягивает людей внутрь. Над формированием внутреннего пространства работал уже архитектор Фомин. Интерьеры наземных вестибюлей в стиле ар деко в противовес павильону получились торжественными и несколько тяжеловесными, что, однако, отвечало поставленной перед архитекторами идеологической задаче. В зоне движения поездов автор постарался сохранить память места – утраченные Красные ворота, памятник XVIII века, символизируют арки на пилонах.
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год.
Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год.
Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год.
Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева

Одним из центральных сюжетов выставки, несомненно, стоит назвать проекты Алексея Душкина – «Маяковская», «Площадь Революции», «Кропоткинская». Для последней он спроектировал легкий наземный павильон, который реализован не был. А вот проект самой станции удалось воплотить в точности: с высокими колоннами, раскрывающимися у сводов, как гигантские цветы. Такое решение создает удивительную игру света и тени, благодаря чему лаконичное пространство превращается в торжественный дворцовый зал.
Проект наземного павильона станции метро «Кропоткинская». Архитектор Алексей Душкин.
Проект наземного павильона станции метро «Кропоткинская». Архитектор Алексей Душкин.

Свой вклад в строительство Московского метрополитена пытались внести и конструктивисты, несмотря на то, что к началу строительства метро конструктивизм в стране был в опале. Так, братья Веснины, выиграв конкурс, разработали сразу несколько версий станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Строительство этой станции планировалось еще до начала Великой Отечественной войны, тогда она должна была носить название «Донбасс». Архитекторы видели ее лаконичной, светлой, с высоким потолком, украшенным смальтовой мозаикой, минимумом декора и, разумеется, без намека на конструктивизм. Веснины разработали три варианта конструкции: станция могла быть и колонной, и пилонной, и односводной. Война не позволила реализовать ни один из предложенных вариантов. От строительства центрального зала в условиях экономии пришлось отказаться, были построены только путевые тоннели. А уже созданные художником Александром Дейнекой мозаики (он же является автором мозаик на «Маяковской») решено было перенести на потолок «Новокузнецкой». Свой современный вид «Павелецкая» приобрела только в 1950-е годы.
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Фотография Дмитрия Павликова
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Фотография Дмитрия Павликова
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Фотография Дмитрия Павликова
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Фотография Дмитрия Павликова
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева

Выставка продлится в Музее архитектуры до 17 июля. В течение всего времени ее работы запланирована насыщенная событийная программа: лекции, дискуссии, кинопоказы. Одним из центральных событий станет презентация книги «Московское метро – подземный памятник архитектуры», выпущенной издательством «Кучково поле».
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова

Кроме сохранения и изучения графического и документального наследия Московского метрополитена, устроители выставки в качестве ключевой задачи видят привлечение внимания к станциям и павильонам метро как памятникам архитектуры и искусства. А как результат – включение ансамбля главных станций Московского метрополитена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интерьер станции метро «Александровский сад». Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Александровский сад». Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Партизанская». Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Партизанская». Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева