Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.03.2016

Проекты МАРШ: Shelter+

Алла Павликова

Жилье для беженцев в швейцарском городе Лугано – тема нового проекта студентов Школы МАРШ из студии Ольги Алексаковой и Юлии Бурдовой.

Студенты магистратуры первого года Школы МАРШ представили свои концепции на тему Shelter+, в которых они попытались найти ответ на вопрос – где селить и как интегрировать в общественную жизнь беженцев, массово прибывающих в Европу. Параллельно с ними эту тему под руководством Феликса Веттштайна и Лодовики Моло разрабатывали студенты швейцарской Высшей школы Люцерна. До 11 марта проекты россиян и швейцарцев представлены на выставке в Вилле Сароли в Лугано – городе, которому эти проекты посвящены.

Ольга Алексакова,
архитектурная мастерская Buromoscow,
руководитель студии школы МАРШ:

«Проект был выполнен в рамках сотрудничества МАРШ с Высшей школой Люцерна в Швейцарии. Это был не первый подобный опыт. В прошлом году наши студенты уже работали вместе со швейцарскими над концепцией средней школы School+. Проводились совместные воркшопы, встречи, обсуждения. В финале была организована общая выставка. Надо сказать, что наши студенты тогда справились с задачей не хуже швейцарских. Отличия были только в подходах. В МАРШ он более концептуальный, тогда как в Высшей школе Люцерна – скорее, технический.

Тему нового проекта предложили наши швейцарские коллеги. Вопрос расселения и интеграции беженцев для Швейцарии актуален уже очень давно. Но, начиная работу в прошлом мае, мы и не думали, что за лето эта тема станет настолько острой. В качестве площадки для проектирования нам был предложен район на окраине Лугано, застроенный преимущественно социальным жильем. На его базе предлагалось разместить полтысячи беженцев. Вопрос о сохранении либо сносе существующих на участке объектов студентам было предложено решить самостоятельно. При этом следовало учитывать, что на территории, кроме социального жилья начала 1970-х, находятся такие постройки, как здания архитектора Дольфа Шнебле и памятник архитектуры периода 1930-х гг., спроектированный Рино Тами. Все постройки сегодня находятся в крайне изношенном и даже аварийном состоянии и требуют, как минимум, ремонта".

Юлия Бурдова,
архитектурная мастерская Buromoscow,
руководитель студии школы МАРШ:

"Учебный процесс для нас начался с поездки в Швейцарию. На тот момент студенты Высшей школы Люцерна, которые на месяц раньше приступили к работе, уже подготовили вполне законченные концепции и предложения, и мы могли познакомиться с их идеями. Кроме того, сам опыт путешествия, знакомства со швейцарской архитектурой и их подходом к обучению и проектированию был, как мне кажется, очень полезным. По возвращении в течение двух недель мы занимались глубоким изучением темы и предложенного участка. В нашей стране этот вопрос крайне мало исследован и зачастую просто стыдливо замалчивается. Нет ни понимания проблемы, ни внятной государственной политики по ее решению.

Но, несмотря на все трудности, большинство наших студентов в итоге предложили довольно интересные и правильные идеи, по-разному интерпретировали тему. Сначала мы думали в основном о временных конструкциях и сооружениях, но быстро поняли, что в Швейцарии ничего временного нет. Для Лугано необходимо было проектировать хорошее социальное жилье, которое впоследствии будет использоваться городом. Многие студенты пытались решить, в первую очередь, вопрос интеграции и адаптации беженцев. Другие задумались о том, как сохранить и модернизировать существующие постройки. Третьи старались найти возможные точки соприкосновения между беженцами и местным населением».


Публикуем избранные проекты студентов Школы МАРШ и Высшей школы Люцерна на тему Shelter+.



Артём Польский (Школа МАРШ)

Проект Артёма Польского
Проект Артёма Польского

В проекте осуществляется попытка восполнить те потери, которые пережил каждый беженец, средствами архитектуры. Достигается это путем совмещения характерной швейцарской архитектуры с традиционной исламской. На территории швейцарского города Лугано, в одном из его отдаленных районов автор предлагает возвести пять замкнутых жилых кварталов. Они займут место двух протяженных зданий Рино Тами, которые предполагается снести. Сохраняются лишь существующее социальное жилье более позднего периода и пожарное депо. Фасады, обращенные к городу, воспроизводят рядовую минималистичную архитектуру Лугано, в дворовой части активно использованы традиционные для городов Ближнего Востока приемы, знакомые и привычные большинству беженцев: колоннады, и открытые галереи по периметру этажей, большой внутренний двор, декоративные элементы. Промежутки между кварталами невелики, что также свойственно городской ткани исламских поселений. Что касается типологий квартир, то здесь автор обращается к стандартным планировкам социального жилья.

По замыслу Артёма, созданное таким образом пространство поможет беженцам быстрее и легче адаптироваться на новом месте, снизит уровень стресса и агрессии. Еще одна задача проекта – сблизить две абсолютно разные культуры. Решается она за счет организации в каждом дворе торговой площади или рынка национальных продуктов. Для создания безопасного и комфортного пространства внутри двора весь контур жилого квартала сделан проницаемым в уровне первого этажа.
Проект Артёма Польского
Проект Артёма Польского
Проект Артёма Польского
Проект Артёма Польского
Проект Артёма Польского
Проект Артёма Польского
Проект Артёма Польского
Проект Артёма Польского


Ольга Алексакова о проекте:
«Артём Польский предложил идею нового замкнутого квартала – швейцарского снаружи и мусульманского внутри. Проектируя, он опирался на свои собственные впечатления. Так, побывав в Милане, он понял, что ему очень комфортно в этом городе именно потому, что он чем-то похож на Москву. Тогда и появилась смелая идея совместить традиционную мусульманскую архитектуру с швейцарским минимализмом. Во внутреннем дворе Артём расположил торговую площадь, которая могла бы стать и местом приложения труда для беженцев, и хорошим поводом для взаимодействия с местным населением. Получился убедительный мультикультурный образ».




Анна Панова (Школа МАРШ)
Проект Анны Пановой
Проект Анны Пановой

В проекте предлагается возвести новое здание для беженцев на месте старого социального жилья в Лугано. Здание займет центральную часть участка, примыкая к существующей пожарной части и жилому дому Дольфа Шнебле. Главная идея проекта – в насыщении нового пространства теми функциями, которые помогут беженцам быстрее адаптироваться в Лугано. Для этого вдоль улицы размещается одноэтажный протяженный блок, вмещающий языковую школу, детский сад с игровой площадкой, магазины и кафе. На его эксплуатируемой кровле, по мысли автора, можно организовать благоустроенное общественное пространство, способное объединить беженцев и горожан. Прямо над одноэтажным объемом возвышается крупный жилой комплекс с замкнутым внутренним двором. Основная часть здания – это жилье галерейного типа с небольшими квартирами, рассчитанными на размещение одиноких людей. Блок-секция, отнесенная вглубь участка, вмещает более комфортабельные квартиры для семей с детьми. Все квартиры соответствуют современным швейцарским стандартам, что позволит использовать их и после решения проблемы с беженцами.
Проект Анны Пановой
Проект Анны Пановой
Проект Анны Пановой
Проект Анны Пановой
Проект Анны Пановой
Проект Анны Пановой
Проект Анны Пановой
Проект Анны Пановой


Юлия Бурдова о проекте:
«Анна Панова помимо жилья, представленного в нескольких типологиях, предусмотрела целый комплекс функций интеграции – школа языков, детские сады, супермаркеты. В ее проекте продумана и концепция дальнейшего использования построек. Комнаты для одиноких людей, а среди беженцев их более 70%, можно использовать как студенческое общежитие, а квартиры для семей – как социальное жилье».




Юлия Дугинцева (Школа МАРШ)
Проект Юлии Дугинцевой
Проект Юлии Дугинцевой

Жилье нового типа, способное вместить до 500 беженцев, в проекте предлагается построить на месте существующих построек Рино Тами. При этом план новых зданий точно воспроизводит план домов, определенных под снос: так решается вопрос преемственности. Получившаяся довольно плотная застройка – шесть объемов, объединенных по три и поставленных друг напротив друга – тем не менее, довольно мягко встраивается в окружение.

Основная мысль проекта состоит в разделении женщин, мужчин и семей с детьми. Для каждой категории отводится отдельный этаж. Так автор проекта пытается воспроизвести традиционный для исламских стран уклад жизни и одновременно решить проблему агрессивного поведения мужчин по отношению к женщинам. Помимо жилья предусмотрена и необходимая социальная инфраструктура: детский сад, начальная, средняя и языковая школы, конференц-зал, а также меджлис, где жители Лугано смогут приобщиться к культуре Востока.
Проект Юлии Дугинцевой
Проект Юлии Дугинцевой
Проект Юлии Дугинцевой
Проект Юлии Дугинцевой
Проект Юлии Дугинцевой
Проект Юлии Дугинцевой
Проект Юлии Дугинцевой
Проект Юлии Дугинцевой


Юлия Бурдова о проекте:
«Юлия Дугинцева в своей концепции сохранила лишь память места, вписав новые и более высокие здания в существующие пятна застройки. В ее жилых домах женщины, мужчины и семьи живут на разных этажах во избежание конфликтных ситуаций. Получился вполне сомасштабный окружению многофункциональный комплекс, который кроме жилья включает все необходимые объекты социальной инфраструктуры».




Поль Филипп Сонне-Фредериксен (Школа МАРШ)
Проект Поля Филиппа Сонне-Фредериксена
Проект Поля Филиппа Сонне-Фредериксена

Цель данного проекта – понять, как архитектура может повлиять на преодоление сложного процесса помощи беженцам. Архитектор предлагает некий универсальный метод освоения пространства, применимый не только в Швейцарии. Для этого выработаны три основные стратегии. Первая – это интеграция: приспособление и реновация существующего здания. При этом границы между новым и старым размыты. Второй метод – уплотнение. В этом случае все преобразования касаются только внутреннего пространства. Автор проекта уверен, что грамотная перепланировка позволит увеличить плотность квартир. Третья стратегия – «оккупация». Здесь внимание сосредоточено на поиске любых неиспользуемых в городе площадей: крыши, пространства между домами и т.п.

Скорейшей интеграции беженцев, по мнению Поля, поспособствует активное вовлечение горожан. Для этого на территории «убежища» предлагается организовать всевозможные виды занятий – творческие мастерские, художественные галереи, танцевальные студии или театры.
Проект Поля Филиппа Сонне-Фредериксена. Ситуация
Проект Поля Филиппа Сонне-Фредериксена. Ситуация
Проект Поля Филиппа Сонне-Фредериксена
Проект Поля Филиппа Сонне-Фредериксена
Проект Поля Филиппа Сонне-Фредериксена
Проект Поля Филиппа Сонне-Фредериксена
Проект Поля Филиппа Сонне-Фредериксена
Проект Поля Филиппа Сонне-Фредериксена


Ольга Алексакова о проекте:
«Идея Поля состояла в сохранении всех существующих построек. Он разработал три стратегии: интеграция, уплотнение и «оккупация». Над домом Рино Тами он надстроил три дополнительных этажа. Аккуратно изменил планировки, соединил террасами новое и старое жилье. Во втором здании он реализовал стратегию уплотнения: полностью поменял планировки, увеличив количество квартир. В последнем случае Поль расположил на кровле бывшей пожарной части некое здание-паразит. Все решения удачно вписались в окружение. Получился очень заботливый архитектурный проект».




Михаэль Хурни (Высшая школа Люцерна)

Проект Михаэля Хурни
Проект Михаэля Хурни




Патрик Хергер (Высшая школа Люцерна)

Проект Патрика Хергера
Проект Патрика Хергера